Урок математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» по учебнику Мерзляк А.Г. (Обыскалова Г.В.)
план-конспект урока по математике (6 класс)
Урок математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» по учебнику Мерзляк А.Г. (Обыскалова Г.В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0000b8c7-dab879ce.rar | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:
«Декартова система координат в играх нашего детства».
Данная работа представляет собой методическую разработку третьего урока по теме «Координатная плоскость».
Урок направлен на решение следующих задач: Формирование понятия координатной плоскости, умение строить точку по её координатам и находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости; развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
Материалы урока рассчитаны на учащихся 6 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания творческого характера. Используется взаимоконтроль и самоконтроль. Реально оценивают себя и товарища, и выставляет балл. В конце занятия по сумме набранных баллов (самооценка, оценка одноклассника, оценка учителя) каждый учащийся выводит итоговую отметку таким образом, он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.
.
Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость».
по учебнику Мерзляк А.Г.
ФИО | Обыскалова Галина Васильевна |
Место работы | МАОУ Абатская СОШ №1 |
Должность | Учитель математики |
Предмет | Математика |
Класс | 6 |
Базовый учебник | А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Яскир Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М. «Вентана-Граф», 2013 |
Тема урока | Декартова система координат в играх нашего детства. |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Форма проведения урока | традиционная, с использованием ИКТ, игровых технологий. |
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска, электронная презентация, выполненная в программе Power Point. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Формируемые результаты | Предметные: Формировать понятие координатной плоскости, умение строить точку по её координатам и находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости. Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы, развивать познавательный интерес к математике. Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемые результаты |
1. Организационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке Приветствие учащихся; проверка их готовности Девиз урока: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немногого занимательным» Б.Паскаль Сообщение целей и задач урока: учащиеся должны показать, как они применяют знания и умения, полученные при изучении пройденных тем Перед вами стоит задача – показать, что вы знаете о декартовой системе координат и умеете применять ваши знания: | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания. Задачи: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Проверить степень овладения основными понятиями о декартовой системе координат на плоскости, необходимыми для успешного решения задач. | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов | |
Проверка творческого домашнего задания: Вступительное слово учителя: Общаясь, друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? Какие координаты могут оставить люди друг другу? (ответы обучающихся). А) Системы координат окружают нас повсюду (с 1 по 5 слайды) Б) Проверка теоретической части. - Расскажите друг другу, основные правила и понятия по данной теме | Ученики показывают домашнее задание (презентация: «Декартова система координат в играх нашего детства» (с1 по 5 слайд); дополнительно приводят примеры. Работа в парах | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний Умение строить точки в системе координат Повторение теоретического материала |
3 этап. Обобщение и систематизация знаний. Задачи: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме ( исторический материал и применение в практике). Способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предложенные и свои решения. Совершенствовать знания, умения и навыки использования теоретического материала для решения задач и доказательств. В) Сообщение: исторический материал (с 6 по 9 слайд) Г) Современное применение декартовой системы координат в играх нашего детства ( с 7 по 9 слайды) Дома обучающиеся задавали вопросы для родителей «Игры из детства мамы и папы» Рассказ учителя об игре для детей «Лесные шахматы». | Ученики показывают домашнее задание (презентации: «Декартова система координат в играх нашего детства»). Сообщение с использованием слайдов. (с 6 по 9 слайд)
Сообщение с использованием слайдов (краткий рассказ об играх) ( с 7 по 9 слайды). Рассказ обучающихся о играх в шашки и шахматы (история возникновения, правила игры) | Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификация и систематизации, по выявлению межпредметных связей. Знакомство с историческим материалом |
4 этап Фронтальная работа (подготовка к самостоятельной работе) Дополнительные вопросы к учащимся:
| Ученики, используя готовую построенную систему координат рассказывают, что знает о декартовой системе координат на плоскости, как строить точки с заданными координатами, а остальные слушают, анализируют и задают вопросы. Предлагают свои варианты | Умение отвечать на поставленные вопросы, знание теоретического материала и умение объяснять всем. Умение формулировать и задавать вопросы товарищам по изученному материалу. |
5Этап. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Способствовать развитию умения самостоятельно выполнять упражнения; Отработка навыков построения на координатной плоскости. Способствовать формированию умений: осуществлять самоконтроль, осмысливать учебный материал развивать быстроту и точность выполнения заданий. Предложение, используя систему координат, выполнить творческое задание. Пример (Показать слайд 12 ) Организация самостоятельности работы учащихся Мы с вами повторили правила. Сейчас проверим, как вы умеете строить точки по координатам и определять координаты точек. Открываем тетради. Пишем число. Самостоятельная работа, вариант. Внимательно посмотрите на задания, все ли вам понятно? 1 Вариант Задание 1 По точкам постройте фигуру 1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), 2) Глаз: (- 6; 5) 2 Вариант Задание 1 (- 7; 1), (- 5; 1), (- 4; 2), (-1; 0), (- 1; 3), ( 1; 1), ( 5; 2), (6; 1), (5; 0), (4; 0,5), Усы (5; 4), ( 6; 3), (6; 1), (7; 3), (6; 4), Ноги 1) (- 6; - 1), (- 7; -3), (- 8; - 3), 2) (- 1; - 1), ( 0; - 3), (- 1; -4) 3) ( 3; 0), ( 3; -3), ( 2; - 4), 4) ( 5; - 1), (- 5; -3), ( 6; - 4), ( 7; - 4) Глаз: (5; 1) Предполагается выполнить самопроверку и взаимопроверка, т.е. сверить ответы с предложенными ответами. | Самостоятельно выполняют работу По вариантам Самопроверка и взаимопроверка (слайд 13-14). Ученики меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения Умение читать и записывать координаты точек Умение быстро строить точки в системе координат |
6Этап. Подведение итогов урока. Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Уточняют, выясняют непонятные моменты, консультируются с учителем | Получение учащимися информации о реальных результатах. |
7Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Продолжи высказывание об уроке.
| Адекватность самооценки учащегося оценке учителя |
8Этап. Информация о домашнем задании Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Выполнить № 1316, 1318 Творческое задание: Построить интересную фигуру и написать ее координаты | Записывают, уточняют, домашнее задание, консультируются с учителем. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Приложение к технологической карте урока:
- Историческая справка. (с 6 по 9 слайды) Более чем за 100 лет до н. э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом.
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат. В своем труде «Геометрия» он описал это так: «Вообразим город (план города), спланированный на американский манер, в котором проспекты идут на юг и на север, а улицы на восток и запад. Если выбрать некоторый проспект и некоторую улицу в качестве начальных, а их пересечение в качестве начала отсчета, от которого последовательно отсчитываются номера проспектов и улиц. Эти номера дают адрес, по которому представляем соответствующее место » 2.Фронтальная работа Дополнительные вопросы к учащимся:
- Что называют системой координат на плоскости?
- Как называют точку пересечения координатных прямых?
- Как называют плоскость, на которой выбрана система координат?
- Как называют координатную прямую х?
- Как называют координатную прямую у?
- Сколько чисел определяют положение точки на плоскости?
- Как их называют?
- Где находятся точки, абсциссы которых равны нулю?
- Каким свойством обладают координаты точек 1, 2, 3, 4 четвертей?
- В каких координатных углах находятся точки, абсциссы которых положительны?
- В каких четвертях обе координаты одного знака?
3.Презентация « Декартова система координат в играх нашего детства»
4. Карточка с заданием для самостоятельной работы.
Задание 1
По точкам постройте фигуру
1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4),
(9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1),
(- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).
2) Глаз: (- 6; 5)
По точкам постройте фигуру
Задание 2
(- 7; 1), (- 5; 1), (- 4; 2), (-1; 0), (- 1; 3), ( 1; 1), ( 5; 2), (6; 1), (5; 0), (4; 0,5),
(4; 0), (5; - 1), (3; 0), (2; -1), (1; 0), (0; - 1), (- 6; - 1), ( - 8; 0), (-7; 1)
Усы (5; 4), ( 6; 3), (6; 1), (7; 3), (6; 4),
Ноги
1) (- 6; - 1), (- 7; -3), (- 8; - 3),
2) (- 1; - 1), ( 0; - 3), (- 1; -4)
3) ( 3; 0), ( 3; -3), ( 2; - 4),
4) ( 5; - 1), (- 5; -3), ( 6; - 4), ( 7; - 4)
Глаз: (5; 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость" с презентациями
Даный урок является обобщающим по теме: "Координатная плоскость". Конспект урока представлен с презентациями к уроку и к творческому заданию на создание своего созвездия. Прививает интерес и проверяет...
разработка урока математики 6 класс по теме "Координатная плоскость"
Разработка урока по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость" с презентацией...
План-конспект с использованием ЭОР по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость"
Конспект с использованием ЭОР по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость"...
Презентация к уроку в 6 классе по теме Координатная плоскость
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Координатная плоскость". Обобщающий урок по теме. Проводится в игровой форме....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость"
План-конспект урока математики в 6 классе по теме: "Координатная плоскость"...
Разработка урока в 6 классе на тему "Координатная плоскость"
Открытый урок разработанный для участия в конкурсе "Молодой учитель математики"...
Урок в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»
3 урока по теме "Координатная плоскость"...
- Мне нравится (1)