Урок "Обыкновенные дроби" в 5 классе.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок ознакомления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 5 классе

Тюлегенова А.Ж.

Тема: «Понятие дроби. Обыкновенные дроби»

Тип урока: урок изучения нового материала

Базовый учебник: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.]. -18-е изд.- М.: Просвещение, 2019. – 272 с.: ил. – (МГУ - школе). ISBN 978-5-09-067902-2.

Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, карточки самооценивания, раздаточный разно уровневый материал.

Контроль: взаимопроверка в парах, самооценка.

Формы, применяемые на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, с использованием ИКТ.

Методы, используемые на уроке: наглядный, проблемно-поисковый, беседа, ИКТ.

Цель: ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, знать, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби; формировать понятия: «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель»;

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): научить правильно читать и писать дроби, находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда, уважение к мнению товарищей, доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;

  • развивающие (формирование регулятивных УУД): создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса; формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • умение определять и высказывать во внешнюю речь основные понятия и правила;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение работать в парах, в группах, не создавать конфликты и находить выходы из различных затруднительных ситуаций, спорных в том числе;
  • умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
  • чувство ответственности, уверенности в себе.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах; объект – число, задача, текст;
  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, работать с различными источниками информации, включая цифровые;
  • умение преобразовывать и переводить информацию из одной формы в другую, представлять в виде схемы;

Регулятивные:

  • определение цели деятельности на уроке;
  • понимание смысла поставленной задачи;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • умение адекватно строить речевое высказывание, использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • умение работать совместно договариваться о правилах в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • правильное чтение и запись обыкновенных дробей, подвести учащихся к тому, что дроби напрямую связаны с понятием деления.

в ценностно-ориентационной сфере:

  • применение новых знаний в новой ситуации;
  • объяснение того, что показывает обыкновенная дробь;
  • выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов.

Этапы урока:

1. Организационный момент (2 мин).

2. Устный счет, актуализация знаний (7 мин).

3. Мотивация. Объяснение нового материала.  Историческая справка (10 мин).

4. Физкультминутка (2 мин).

5. Первичное закрепление пройденного материала (10мин).

6. Первичная проверка понимания (10мин).

7. Рефлексия. Итог урока (3 мин).

8. Домашнее задание (1мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, происходит обмен тетрадями.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

-У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания.

  1. Устный счет, актуализация знаний учащихся

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания:

- Ребята, давайте проверим домашнее задание. Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений? Как обстоит дело с текстовой задачей? Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Давайте вспомним, компоненты уравнений. Как найти неизвестное

  • слагаемое;
  • множитель,
  • делимое,
  • уменьшаемое,
  • вычитаемое,
  • делитель?

- Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены у вас уравнения?

1) (z-134)*59=6018

z-134=6018:59

z-134=102

z=102+134

z=236

Ответ:236

2) 51815:(q-777)=1205

q-777=51815::1205

q-777=43

q=43+777

q=820

Ответ: 820

 Задача. Маша получила в 2 раза меньше поздравлений на день рождения, чем Коля. Сколько поздравлений получил каждый, если всего их было 27? (9 и 18).
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515835/img3.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515835/Image1665.gif(п) у Коли
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515835/Image1666.gif (п) у Маши.

Ответ: у Коли 9 поздравлений, у Маши 18 поздравлений.

Учащиеся проверяют домашнее задание по готовым ответам, исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания пункт «Домашнее задание». Учитель отвечает на вопросы учащихся.

  1. Мотивация. Объяснение нового материала.  Историческая справка (10 мин.).

Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока; введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

Задание на доске:

и

и

и

о

л

д

б

о

д

р

5*33

18*4

0*77

103

25*9*4

520:10

82:32

51:17

40*60

1000:53

Давайте вспомним какие числа называют натуральными? Что такое степень? Если вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока.

Тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся).

Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю.

У нас есть поговорка: «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет.

Мама испекла пиццу. Красивую круглую и разделила пиццу на 8 равных частей. Одну часть она отдала бабушке, вторую – отцу, третью – сыну. Сколько еще равных частей осталось на блюде?

- Какую выпечку приготовила мама?

- Из скольких частей пицца состоит?

- А части какие они?

- Значит, что такое доли?

- Молодцы!

- Какую часть получил каждый член семьи? Одна доля, помогайте, для бабушки, одна доля для папы, одна доля для сына. А сколько долей останется?

В математике долю принято записывать в виде: 1/8, 3/8, 5/8 – такая запись числа называется обыкновенной дробью, или просто дробью.

-Число, которое можно записать в виде  , где p,q – натуральные числа, называют рациональным числом.

-Как называется числа в записи дроби? Число p, находящееся над чертой дроби, называют числителем, а число q, находящееся под чертой, называют знаменателем.

-Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель. Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято.

Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра, полдня. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют «половиной».

Название доли зависит от того, на сколько равные части разделили единицу. Разделили на три части, получили «треть». Если единицу разделить на 4 равные части, то получится ¼ или по-другому говорят «четверть».

- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?

- А сколько это четверть килограмма?

- А сколько минут четверть часа?

- Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина (1/2), треть (1/3), четверть (1/4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей?

-Чтобы называть доли пользуются словами «пятая», «шестая».

-Найдите 2/5 от 40, 1/6 от 18, ¾ от 60.

4. Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности.

Давайте немного отдохнем.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

  1. Первичное закрепление пройденного материала.

Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий

- Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте определим, какая часть фигуры закрашена. Запишем дроби, которые соответствуют каждому рисунку.

- А теперь оцените свою работу.

-Рабочая тетрадь на печатной основе №271,281. №271 -комментирование с места. №281 -взаимопроверка.  

Обучающий тест. Коллективное обсуждение.

1) Что показывает знаменатель дроби?

а) знаменатель показывает, на сколько равные части делили предмет;

б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.

2) Дана дробь hello_html_480e61df.gif. Какое высказывание верно?

а) 3 – знаменатель дроби;

б) 3- числитель дроби;

в) 5 –числитель дроби.

3) Какая часть квадрата заштрихована?hello_html_12403d9b.png

а) hello_html_19d788af.gif; б) hello_html_435831af.gif; в) hello_html_m20754ef1.gif.

4) На каком рисунке изображено число hello_html_3772a403.gif ?

а) hello_html_m7430f6c9.png

б) hello_html_7bb19535.png

в) hello_html_296b6950.png

5) В книге 100 страниц. Лена прочитала 1/5 всей книги. Сколько страниц прочитала Лена?

а) 25 страниц;

б) 20 страниц;

в) 100 страниц.

- №743 из учебника решение у доски. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания.

6. Первичная проверка.

Математический диктант. (учитель выводит одного учащегося к доске)

- Запишите дроби: 2/5; 3/4; 7/12; 5/13; 4/21; 1/2; 1/4; 1/3, 2/4, 3/6.

-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.

Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

После диктанта учащиеся меняются тетрадями и проверяют по ключу выставляют заработанные баллы своему товарищу по парте. (за каждый верный ответ – 1б.)

Ключи вывели на экран.

Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием.

- Индивидуальные карточки.

Цель: научить школьников:

  • понимать смысл поставленных математических задач;
  • использовать средства наглядности (рисунок) для иллюстрации предложенных задач;
  • контролировать процесс и результат своей учебной деятельности;
  • работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Уровень «3»

  • Решите задачу: В коробке лежат 13 мячей. Из них 9 мячей синего цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи синего цвета?

Уровень «4»

  • Решите задачу: На выставке представлено 15 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?

Уровень «5»

  • В книге 160 страниц. Вика прочитала1/2 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.
  • Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили 1/2 полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

 Готовые ответ учитель показывает на доске. Самопроверка. Самооценка. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания.

Оцените себя. Теперь давайте подведем итог. Подсчитайте количество «+»:

За 5 «+» ставим себе «5»

За 4 «+» ставим себе «4»

За 3 «+» ставим себе «3»

  1. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

Цель: научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • адекватно определять уровень усвоения нового материала;
  • оценить результаты собственной деятельности.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби.

- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?

- Скажите, пожалуйста, в жизненной ситуации слово «дробь» может сочетаться с каким словом? (Барабанная дробь, охотничья дробь).

- Что понравилось на уроке, а что нет?

- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

- Сдайте карточки самооценивания.

  1. Домашнее задание

П.4.1 знать определения, прочитать материал учебника

Обязательный уровень: № 741, 744, 746(б)

Дополнительный (выполняется по желанию): №1140, задачи на смекалку №137

Записывают домашнее задание в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Дробь, дробь, дробь, дробь, вот такое чудо!

Математика 5 класс. Правила в частушках. Действия с обыкновенными дробями. Можно использовать при изeчении темы, на итоговом уроке по теме "Обыкновенные дроби", внеурочном мероприятии. Дети ...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....

Урок алгебры в 8 классе по теме "Основное свойство дроби. Сокращение дробей" для классов с учащимися с ОВЗ

Урок алгебры в 8 классе  по теме "Основное свойство дроби. Сокращение дробей" для классов с учащимися с ОВЗ....

Самостоятельная работа по теме "Деление и дроби, сравнение дробей, приведение дробей к новому знаменателю, сокращение дробей" для 5 класса

Самостоятельная работа по математике разработана для 5 классов, к учебнику Бунимович. Содержит 4 варианта....