Открытый урок "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Представлен подробный конспект урока по теме: "Среднее арифметическое"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_srednee_arifmeticheskoe_chisel.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Габидуллина Эльвира Равилевна
учитель физики и математики,
I квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 10 г.Лениногорска»
МО «ЛМР» РТ
Тема урока: «Среднее арифметическое чисел» (5 класс).
Тип урока – изучение нового материала
Цель урока – научить находить среднее арифметическое чисел
Образовательные задачи:
- Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы;
- Осуществить контроль знаний;
- Отработать умения и навыки самостоятельной работы;
- Устранить пробелы в знаниях.
Развивающие цели:
1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.
Воспитательные цели:
1) Развитие сотрудничества, коммуникативности, критического мышления и креативности.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.
Место данного урока в теме: первый урок.
Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Методы и приемы:
По способу приобретенных знаний – словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: тетради, доска, проектор, экран, презентация, шаблон ананасов – 50 шт, маркеры (фломастеры) – 5 шт, бумага, колокольчик.
Длительность урока: 30 минут.
ХОД УРОКА
- Организационный этап.
Учитель:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вам предстоит работать в группах. Обратите внимание за каким столом вы сидите. Партнёры 2 и 3 находятся ближе ко мне, а партнёры 1 и 4 – дальше от меня. Поприветствуйте своих партнёров по лицу. Пожмите руку своему партнёру по плечу.
II. Мотивационный этап.
Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите играть в игры?
- А в какие игры вы любите играть? /Ответы детей/
СЛАЙД № 1, 2
Учитель: Ребята, давайте, представим, что мы с вами 5 команд – участники одной и той же игры «Последний герой». И попали мы с вами на необитаемый и веселый остров. Но каким бы веселым остров не был, но есть хочется всегда, поэтому мы сейчас с вами отправимся на сбор ананасов, которые, как не странно висят у вас на спинках стульев.
- Я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН». Вам надо собрать все ананасы вместе, сложить их, и разделить поровну между членами вашей команды. Вам предстоит ответить на вопрос: сколько ананасов получит каждый участник вашей команды?
Решение каждый думает самостоятельно, и записывает на листе бумаги, которая лежит у вас на столе. После моего сигнала, вы, начиная с первого партнера, по очереди обсуждаете свои ответы в команде. На всё задание отводится 2 минуты.
Учитель:
Олеся, сколько ананасов принесли твои партнёры?
Илья, сколько всего ананасов в твоей команде?
А сколько ананасов получит каждый участник команды?
Итак, ребята, сколько же ананасов получит каждый участник команды?
Каждому участнику команды достанется по 3 ананаса.
СЛАЙД 3 (решение)
Учитель: Молодцы, вы все справились с этим заданием хорошо.
А сейчас я позволю представить свое решение, обращаю ваше внимание на экран. Мы с вами отвечали на следующий вопрос: сколько орехов получит каждый участник вашей команды?
Скажите, ребята, а если перефразировать вопрос задачи: сколько в среднем получит орехов каждый участник команды? Как вы, думаете, изменится ли решение и ответ задачи?
Предполагаемый ответ детей: Нет, не изменится. Это одно и то же.
Учитель: Что же получается, ребята, мы сейчас при решении этой задачи столкнулись с новым понятием: ПОНЯТИЕМ СРЕДНЕГО ЧИСЕЛ.
Ребята, а скажите, чтобы найти это среднее, какие действия мы выполняли?
Предполагаемый ответ детей: Сложили все ананасы, а далее разделили на количество партнеров в команде.
А какой раздел математики изучает числа и действия с ними?
Предполагаемый ответ детей: арифметика.
СЛАЙД 4
Учитель: Таким образом, ребята, мы с вами подошли к теме нашего урока. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Среднее арифметическое чисел»
Обратите ваше внимание, как правильно пишется слово арифметическое. Слово АРИФМЕТИКА словарное слово и поэтому внимательно и правильно запишите тему урока.
III. Изучение нового материала.
Цель: вместе с учащимися ввести определение среднего арифметического чисел и вывести правило для нахождения среднего арифметического.
СЛАЙД 5
Учитель: Ребята, а теперь давайте вернемся к решению задачи, обратите внимание на экран.
Скажите, ребята, а как по-другому, короче, математически грамотнее можно записать это решение?
(Один ученик у доски записывает решение, все остальные в тетрадях)
Учитель: Скажите, а можно утверждать, что мы ответили на вопрос задачи и нашли среднее арифметическое числа ананасов?
Предполагаемый ответ детей: Да, конечно.
Учитель: Тогда, подумайте, как можно сформулировать правило нахождения среднего арифметического чисел? /Ответы детей/
СЛАЙД 6 Среднее арифметическое чисел = сумма чисел : количество слагаемых.
Учитель: Запишите, пожалуйста, эту схему в тетради, обращаю ваше внимание, что некоторые слова выделены в этой схеме! Как вы думаете, почему? /Ответы детей/
СЛАЙД 7
Учитель: Ребята, обратите, внимание, на экран. Помогите, клоуну найти среднее арифметическое этих чисел. Работаете в командах, Если выполнили задание, поднимите руку. Чья команда быстрее выполнит задание, выйдет к доске и запишет решение.
(9+36+54+5+11):5 = 23
Учитель: Ребята, молодцы. Давайте, еще раз проговорим правило нахождения среднего арифметического чисел. /Проговаривают правило/
Учитель: Умнички, а сейчас, положите, пожалуйста, ручки
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель: Ребята, давайте сделаем разминку. Для этого проделаем следующее упражнение, которое называется МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос).
1. 1,1 + 0,9 = (2)
2. 0,5 * 20 = (10)
3. 6,8 – 1,8 = (5)
4. 16 : 4 = (4)
Молодцы! Спасибо, ребята, садитесь.
СЛАЙД 8
Учитель: Ребята, сейчас я хочу показать вам маленькую игру, чтобы вы поняли, что понятие среднего существует, не только в математике…
Обратите, пожалуйста, внимание на экран.
Попробуйте найти среднее между этими словами.
Предполагаемый ответ:
Портфель и рюкзак – это РАНЕЦ,
Женщина и рыба – это РУСАЛКА,
Мужчина и конь – это КЕНТАВР,
Яблоко и персик – это НЕКТАРИН,
Велосипед и мотоцикл – это МОПЕД,
Трамвай и поезд – это ЭЛЕКТРИЧКА,
Апельсин и лимон – это ГРЕЙПФРУТ,
Туфли и сапоги – это БОТИНОК,
Пианино и баян – это АККОРДЕОН,
Холодильник и вентилятор – это КОНДИНЦИОНЕР.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
IV. Проверка усвоения правила.
Цель: проверить усвоение правила нахождения среднего арифметического и его применение при решении жизненных задач.
А сейчас, ребята, я хочу показать вам, что с понятием среднего арифметического мы встречаемся в повседневной жизни очень часто.
СЛАЙД 9
Учитель: Например, каждое утро мы слышим, средняя температура воздуха, средняя урожайность. Теперь попробуйте продолжить вы, обращая внимание на экран…
Предполагаемый ответ: Средняя скорость, средний балл, средняя зарплата, средняя оценка…
Учитель: Молодцы! А сейчас мы с вами, попробуем найти среднее арифметическое на конкретных жизненных примерах. Партнёры № 2 подойдите ко мне, чтобы выбрать одну из тем. Вам надо решить задачу из этого цикла в группах, решение нужно записать на листах, маркером. На выполнение вам дается 1 минута.
СЛАЙДЫ-10-15
1 – 5, 2 – 10, 3 – 2, 4 – 15, 5 – 6000
СПОРТ: Фигуристка, выступая, получила следующие оценки: 5, 6, 4, 4, 5, 6. Каков средний балл ее выступления?
ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ: Прогноз погоды в г.Лениногорск с 10 по 15 апреля 2014 года: 10 апреля – 70С, 11 апреля – 90С, 12 апреля – 80С, 13 апреля – 90С, 14 апреля – 90С, 15 апреля – 80С. Найдите среднюю температуру воздуха.
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ И РЕЖИМ ДНЯ: Миша, Коля и Петя были в школьной столовой. Миша купил 2 пирожка, Коля – 3 пирожка, а Петя – 1. Ребята все поделили поровну и съели. Сколько в среднем пирожков съел каждый ученик?
КОМПЬЮТЕРЫ: Компьютерная игра «Мегаполис» состоит из 5 сезонов. Найдите, сколько в среднем человек приняло участие в этой игре, если известно, что:
1 сезон – 15 чел.
2 сезон – 25 чел.
3 сезон – 10 чел.
4 сезон – 12 чел.
5 сезон – 13 чел.
ДЕНЬГИ: Для оформления детского пособия маме потребовалась справка с работы о средней месячной зарплате:
Январь – 6 200 руб;
Февраль – 6000 руб.;
Март – 6 800 руб;
Апрель – 5000 руб.
Каков средний заработок мамы за этот период?
Учитель: Молодцы!
V. Итог урока.
СЛАЙД 16
Учитель: Для подведения итога урока, выполним следующее задание, которое называется ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (внешний и внутренний круг). Внутренний круг образуют партнёры 1 и 3, внешний круг - партнёры 2 и 4. Повернитесь лицом друг к другу. Внутренний круг, поделитесь со своим партнёром, что нового вы узнали сегодня на уроке?
2) С каким новым понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке?
3) Чему научились? /Ученики делятся своими мнениями с разными партнерами/
СЛАЙД 17
Учитель: Обратите, внимание на экран… Правило нахождения среднего арифметического чисел.
VI. Рефлексия.
Учитель: Ребята, я хочу вам рассказать интересную притчу. После того как я закончу рассказывать притчу и задам вам вопрос, вы возьмете кружочки, которые лежат у вас на столе, в руки.
ДОГОВОРИЛИСЬ? Слушайте внимательно.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У 2-го мудрец спросил: «А ты, что делал целый день?». И тот ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу». И тогда мудрец спросил у 3-го.: «А ты, что делал целый день?» Лицо 3-го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.
Ребята, сейчас каждый из вас попробует оценить свою работу на уроке.
Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите СИНИЕ кружочки.
Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите, ЗЕЛЁНЫЕ кружочки.
А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3, поднимите КРАСНЫЕ кружочки.
Учитель: Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимало участие в строительстве своего храма знаний.
VII. Домашнее задание.
Учитель: Прочитать материалы параграфа и выучить правила (с.216-217), выполнить задания № 824, 828
Спасибо большое ребята, вам за урок.
Наш урок подошел к концу. Урок закончим словами С. Маршака:
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
И сердце добрым будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 9-ом классе по теме "Арифметическая прогрессия"
- обобщить и систематизироватьзнания учащихсяоб арифметической прогрессии;- развивать интуицию, догадку, эрудицию, математическую любознательность;- формировать умения учащихся работать с тестам...
Презентация к открытому уроку "Арифметическая прогрессия" по алгебре в 9 классе
Это урок повторения формул арифметической прогрессии и формирование навыков работы с ними. Выполнен в виде презентации. Содержит все этапы урока: проверка домашнего задания, повторение формул, п...
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...
Открытый урок Арифметическая прогрессия с элементами краеведения
В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Их эффективное исп...
Открытый урок в 9 классе на тему: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Данный урок - первый из двух уроков по теме: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии....
Открытый урок "Арифметическая прогрессия"
Цели урока: 1. Сформировать у учащихся понятие арифметической прогрессии и научить применять формулы к решению практических задач.2. Закрепл...