Конспект открытого урока по теме :"Симметрия"
план-конспект урока по математике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока математики
(7 б класс )
Учитель Лабза Н.А.
Дата :12.11.2019
Тема урока : «Симметрия» .
Цель урока : учить определять симметричные фигуры, ось симметрии
Задачи:
Образовательная:
- объяснить понятие « симметрии»;
- формировать понятие «симметричные геометрические фигуры», «симметричные предметы»
Коррекционная:
- корригировать навык работы с геометрическими фигурами .
Развивающая:
- развивать внимание;
Воспитательная:
-воспитывать интерес к изучению геометрических фигур и умению применять знания в практической жизни .
Оборудование: проектор, видеофильм ,раздаточный материал, рабочая тетрадь, карандаш, линейка, перфокарта .
Ход урока
Организационный момент(приветствие, эмоциональный настрой, проверка принадлежностей). (12:10-12:13)
- Здравствуйте! Рада вас видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах. Итак, начинаем урок! Сегодня наш урок математики будет посвящен изучению геометрического материала. На уроке мы попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Нам с вами нужно поработать так , чтобы урок получился интересным и полезным Для этого надо быть настойчивыми, трудолюбивыми и внимательными.
Проверим все ли готово к уроку. На столах должны лежать учебники, тетради, ручки, раздаточный материал, линейка, карандаш. На уроке мы будем работать индивидуально, в группах, по парам , осуществлять взаимопроверку, самопроверку .Будем слушать друг друга .Помогать друг другу.
И все результаты своей работы будете отражать в листе самооценке . В конце урока по общему количеству баллов получите оценку. Вспомним критерии оценивания :2 балла- нет ошибок, ученик отвечает правильно, полным ответом. 1 балл – 1,2 ошибки , 0 баллов - 3 и более ошибок, ученик отвечает неполным ответом
Все наши виды работы на уроке отражены в листе самооценки
Работа по карточке | Исследователь ская деятельность | Работа в тетрадях | Работа в парах | Самостоятельная работа | Дополнительный бал | Итого |
8 баллов и выше -5
5- 7 баллов -4
3-4 балла – 3
Постановка цели и темы урока( 12:13- 12:16)
Сегодня на уроке мы прикоснемся к одному удивительному математическому понятию. А к какому, вы узнаете разгадав РЕБУС , и тем самым вы узнаете тему урока( ребус на маленькой доске, 1 ученик сам разгадывает ребус и записывает на доске )
Симметрия (сим - мет - ри - я)
-Сформулируйте сами тему урока ( говорит учитель)
-тема нашего урока : Симметрия ( говорят учащиеся)
Давайте откроем тетради ,запишем в тетради число, классная работа, тему урока
-(Учащиеся записывают в тетрадь)
Симметрия встречается повсюду , в этом вы убедитесь во время урока.
Если у нас тема урока симметрия , то какова цель урока
-узнать что такое симметрии
Чтобы достичь поставленной цели какие задачи будут стоять перед нами
1. нужно быть внимательным
2. повторить геометрические фигуры , и узнать симметричны ли они
3. определить где в жизни применяется симметрия
Актуализация знаний(12:16-12:19)
А чтобы нам прейти к изучению новой темы и узнать в каких геометрических фигурах есть симметрия, давайте, вспомним , какие геометрические фигуры вы знаете, для этого мы воспользуемся карточкой , в которой разбросаны буквы в разном порядке, вертикально, горизонтально. Вам необходимо внимательно посмотреть на карточку и найти название геометрической фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), ( многоугольник, параллелограмм)
- эти фигуры начертить на альбомном листе и на магнитной доске повесить их – и их написание .
6-8 названий геометрических фигур – поставьте 2 балла, 4-5 – 1 балл, 3 и меньше – 0 баллов.
Потом они нам еще пригодятся позже а сейчас ,поставим баллы в листы самооценки и перейдем к изучению новой темы
Изучение нового материала(12 :19- 12:26)
Какая тема нашего урока , цель урока ?
Ребята , в древности слово « симметрия » употреблялось как «красота», «гармония».
В переводе с греческого языка это слово означает соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
А ученный Герман Вейль, говорил ,что «Симметрия- это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство»
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества.
А теперь займемся исследовательской деятельностью :
1.Возьмите, как я рисунок елки , перегните его так, чтобы совпали правая и левая части.
Теперь расправьте рисунок, получили линию сгиба, проведите по ней прямую.
Сравните правую и левую стороны пирамиды. Что о них можно сказать, какие они?: Правая и левые стороны елки одинаковые. Это значит, елка симметричная. Её можно разделить на две одинаковые части. Прямая, которая делит рисунок на две одинаковые части или половины,
называется осью симметрии.
2. Работа с несимметричными предметами. Возьмите, как я изображение дерева. Согните
рисунок по линии сгиба. Теперь расправьте его, сравните две половины рисунка. Какие они?
Действительно – это так, крона дерева с южной стороны пышнее, чем с северной. А изображение дерева, в нашем случае несимметрично, так как его стороны разные, а линия сгиба не является осью симметрии.
3. А теперь проведем эксперимент .Возьмите зеркало . Возьмите карточку , на которой начерчена часть рисунка , приложите зеркало так , чтобы увидеть другую сторону этого рисунка , и ось симметрии.( ребята выполняют 3 чертежа) .Мы тем самым можем определить ось симметрии и увидеть точно такое отражение .
4. ВИДЕО РОЛИК «Симметрия по всюду » (2,5 минуты) комментирование фильма учителем
Просмотр фильма ( симметрия в архитектуре, в природе, в технике , у животных, в искусстве )
5. Работа в группах. (1 ряд- 1 группа, 2 ряд – 2 группа )Вам дается минутки две на обсуждение , по истечению их 1 группе необходимо назвать симметричные предметы в быту ( мебель, посуда, одежда) 2 группа симметрия в числах, буквах, словах.(А,Ж,С- буквы; 3,8,0- цифры .Топот, анна – слова . вывешать на маленькой доске примеры симметрии.
- А теперь, ребята, найдите и назовите симметричные предметы в окружающей вас обстановке, т.е в классе
- На каких уроках вы встречались с понятием симметрия ( На уроках цветоводства, при разбивки клумбы, при посеве семян . На уроках столярного дела, при
нанесении рисунка для выжигания, выпиливания)
Еще вы так же можете прочитать о симметрии в книгах, которые есть у нас в библиотеке и в интернет источниках .
Лист самооценки .Выставить баллы.
Физминутка (12: 26- 12:27)
Будь зеркальным отраженьем
Повторяй мои движенья:
На раз — вперед я наклонюсь,
На два — я выше потянусь,
На три, четыре –вправо, влево повернусь
На пять – попробую присесть
На шесть – к носочкам наклонюсь
На семь – на стул присяду я
Разминочка окончилась моя!
Закрепление изученного материала(12:27-12:40)
Теперь опять обратите внимание на доску на те фигуры , которые мы вспоминали в начале урока , они сейчас нам пригодятся .
Симметричными относительно оси бывают не только предметы, но и геометрические фигуры. Например квадрат ( у учителя квадрат в руках) если мы его сложим по полам мы узнаем что квадрат у нас симметричная геометрическая фигура, и у него четыре оси симметрии.
Откройте учебник на стр 238 , найдите рисунок 63 , начертите в тетради 4 квадрата со стороной 2 см и проведите на нем оси симметрии , как на этом рисунке .. Ученик выполняет чертеж у доски. На доске мы чертим в масштабе один к десяти . (Дополнительный балл кто отвечает у доски и кто успевает начертить все квадраты в тетради)
3.Далее определим какие еще геометрические фигуры будут симметричными , а какие нет.
И свои исследования занесём в таблицу.(чертим таблицу в тетрадь)Учащиеся работают самостоятельно с материалом из раздаточного материала (практическим путем - складывая ученик доказывает симметричность геометрической фигуры) Учащиеся чертят в тетради, кто не может, обводит по шаблону.
Симметричные фигуры | Несимметричные фигуры |
(Учитель заполняют таблицу на доске) – приклеивает фигуры.
Симметричные – (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Несимметричные – ( многоугольник, параллелограмм)
Учащиеся сравнивают свою таблицу с доской
Лист самооценки .Выставление оценки .
4.Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями .Нарисуйте флажок, флагштог будет являться осью симметрии. Опять поменялись, вы тем самым задали задание своему товарищу. а второй должен – по другую сторону от оси повторить флажок так , чтоб он был симметричным . Взаимопроверка работ .
Лист самооценки .Выставление оценки .
Физминутка
( 12:40-12:42)- зрительная гимнастика
-Закройте глаза ладошками , чтобы глаза находились в темноте. Локти поставьте на стол, сядьте поудобнее, спина прямая, голову не наклоняйте. Посидите так 10 секунд
- Подвигайте глазами вверх-вниз, вправо- влево
- Зажмурьтесь, сосчитайте про себя до 10, откройте глаза
Самостоятельная работа (12:42-12:45)
Работа в рабочих тетрадях стр 152 ,№ 246,247 Самопроверка по перфокарте .
№246 Раскрась цветными карандашами только симметричные фигуры
№247 Поставь знак + только около тех предметов, которые имеют ось симметрии. Начертите ось симметрии на рисунках , которые ты отметил .
Карточка сильному учащемуся( индивидуальная работа) – стр 156 №253
Лист самооценки Выставление баллов.
Подведение итогов урока(12:45-12:47)
Какая тема сегодня была на уроке – симметрия
- Какая цель была на урока , достигли ли мы ее - узнать что такое симметрии, да достигли
- А где нам это пригодится ?
-Какие фигуры называются симметричными? Если правая и левая половинки совпадают, то предмет называется симметричным,
-Что называется осью симметрии ? прямая , которая делит предмет на равные половинки
- В математике существуют различные виды симметрии (осевая, центральная, зеркальная) На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.
(Выставление оценок) листы самооценки Подсчитали общее количество баллов.
Постановка домашнего задания(12:47-12:50)
Сорокин Рома приготовит сообщение на тему симметрия в быту , используя интернет или книги в библиотеке
Бармин Дима, Фомина Люба – карточка ( вам необходимо дорисовать симметричный элемент)
Остальные ребята , на стр 241 учебника, задание 815 .Прочитайте задание про себя, у кого есть вопросы.
Урок хочется закончить стихотворением
Как много
В нашем мире красоты,
Которой, часто мы не замечаем.
Все потому,
Что каждый день встречаем
Её давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака,
Река, цветы,
Лицо любимой мамы,
И Пушкина, летящая строка,
И то,
Что человек
Красив делами…
Но, можно ли всё это объяснить?
И что подскажут в этом нам науки?
Взгляните, мир чудесен и красив
Надеюсь, что урок прошёл без скуки.
- Спасибо за урок!
Урок окончен!!!!!!!!!!!!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме Симметрия 8 класс
Разработка урока сделана к учебнику Атанасяна "Геометрия 7-9".Это первый урок по теме Симметрия для учащихся 8 классов...
Конспект урока по теме "Симметрия"
Подробный конспект урока по теме "Симметрия" для 8 класса, есть приложения для самостоятельной работы учащихся...
Открытый урок по теме симметрия
«Симметрия… есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». (Герман Вейль) Симметрия – удивительное математическое явление. ...
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
Бинарный урок по теме "Симметрия относительно прямой и мы в мире симметрии"
Данный урок приследует своей целью дать учащимся понятие и предстваление о симметричности в неживом и живом мире....
Урок на тему "Симметрия"
Данный урок является обобщающим уроком по теме "симметрия". С помощью презентации обеспечивается большая наглядность преподнесения материала....
Конспект урока по теме "Симметрия"
На уроке формируется понятие «симметрия» и умение видеть явления симметрии в окружающем мире; развивается внимание, наблюдательность....