Номер этапа | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
| Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, | Фронтальная беседа с элементами опроса: На предыдущем уроке мы познакомились с комбинаторными задачами, с общими определениями комбинаторики и теории вероятностей и комбинаторным правилом умножения. Выполним задания устно : 1.Составьте все возможные комбинации (выборки) из трех учеников (Иванов, Петров, Сидоров) по два элемента в каждой выборке. (Ответ : Иванов и Сидоров; Иванов и Петров; Сидоров и Петров). 2.Если объект А можно выбрать х способами, а объект В – у способами, то сколько способов существует для выбора объекта А и объекта В одновременно ? (Ответ : х+у.) 3.Из города А в город В ведут три дороги, а из города В в город С ведут четыре дороги. Сколько различных вариантов маршрутов из города А в город С можно составить ? (Ответ: 12). 4.Имеются три цифры : 2, 5 и 7. Сколько различных двухзначных чисел можно составить из этих цифр без повторения их в записи числа ? (Ответ.6). 5. Имеются три цифры : 2, 0 и 7. Сколько различных двухзначных чисел можно составить из этих цифр без повторения их в записи числа ? (Ответ.4). 6.При встрече 10 человек обменялись фотографиями. Сколько потребовалось фотографий ? (Ответ.90). 7.При встрече 10 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий ? (Ответ. 45).
В какой форме могут быть построены математические модели ? - в форме таблицы;
- в форме выражения;
- в виде формулы;
- в виде уравнения;
- в виде неравенства;
- в виде графика;
- в виде схемы или чертежа.
Какие формы математической модели мы сегодня встретим на уроке ? |
| Выполняют задания математического диктанта : № | ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ | 1 | Из цифр 1, 4, 2 составьте наибольшее трехзначное число. | 421 | 2 | Из цифр 1, 0, 7 составьте наименьшее трехзначное число. | 107 | 3 | Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 9, 7, 4 без повторения их в записи числа ? | 6 | 4 | Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 8, 4, 9 с повторением их в записи числа ? | 9 | 5 | Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 3, 7, 0 без повторения их в записи числа ? | 4 | 6 | Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 3, 7, 0 с повторением их в записи числа ? | 6 | 7 | Из города А в город В ведут две дороги, А из города В в город С – пять дорог. Сколько различных маршрутов можно проложить из города А в город С через город В ? | 10 | 8 | В шахматном турнире участвуют 11 человек. Каждый из них сыграл с каждым по одной партии. Сколько партий было сыграно ? | 55 | 9 | При встрече 20 человек обменялись рукопожатиями. Сколько было сделано рукопожатий ? | 190 | 10 | Сколько различных трехзначных чисел можно получить из цифр 6, 9, 3 без повторения их в записи числа ? | 6 |
Время выполнения – 4 минуты. | Диктует задания мат.диктанта. Организует проверку выполненных заданий. Варианты проверки : 1.Предложить продублировать ответы в рабочей тетради. Собрать выполненные задания. Предъявить правильные ответы. Оценить успешность класса. 2.Содрать выполненные задания. Предложить проверить задания двум ученикам-экспертам. Огласить и обсудить результаты. 3.Взаимопроверка (в парах). 4.Самопроверка (правильные ответы предъявить на экране). |
| Составляют четырехзначные числа: 1234 1243 1342 1324 1423 1432 | 2341 2314 2143 2134 2431 2413 | 3421 3412 3142 3124 3241 3214 | 4132 4123 4321 4312 4213 4231 |
Данная таблица является моделью результата решения задачи. | Предлагает обучающимся составить из цифр 1, 2, 3, 4 все возможные четырехзначные числа без повторения цифр в записи числа . Сколько всего таких чисел можно получить (24). 1.Сколькими способами можно выбрать первую цифру ? (4) 2.Сколькими способами можно получить вторую цифру из оставшихся ? (3) 3.Сколькими способами можно получить третью цифру из оставшихся ? (2) 4.Сколькими способами можно получить четвертую цифру ? (1) Проверьте равенство :
Какой вывод можно сделать ? |
| С помощью текста п.31 учебника выполните следующие задания : - Найдите и запишите определение перестановки.
- Узнайте, что называют факториалом числа n.
- Запишите произведение первых n натуральных чисел (в форме выражения).
- Запишите формулу для нахождения числа перестановок.
- Вычислить : 1!=______; 2!=______; 3!=_______; 4!=______; 5!=________; 6!=______.
- Решите уравнение 2х!=240.
| Изучение теоретического материала с элементами модульной технологии. Контрольные вопросы : 1.Какие комбинации (выборки) называют перестановками ? 2.Что такое «эн факториал» и как его найти? 3.По какой формуле находят число перестановок ? 4.Приведите примеры комбинаций, которые являются перестановками. 5.Из букв составляют различные комбинации (выборки). Какие из них являются перестановками ? Ответ : перестановки во втором столбике.
|
| Участвуют в обсуждении решений задач. | Задача № 1 Сколько различных пятизначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6 и 8, при условии, что цифры в записи числа не повторяются ? Решение. Из цифр 0, 2, 4, 6 и 8 можно получить перестановок. Из них надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0, так как натуральное число не может начинаться с нуля. Число таких перестановок равно числу перестановок цифр 2, 4, 6 и 8, т.е. . Таким образом, искомое количество пятизначных чисел равно Ответ. 96. Задача № 2 Имеется десять различных книг, из которых шесть – учебники. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом ? Решение. Будем рассматривать все шесть учебников как один объект. Тогда на полке надо расставить пять книг (объектов). Число таких комбинаций равно . К каждой из этих комбинаций учебники можно расставить различными способами. Количество таких способов равно . По комбинаторному правилу умножения все десять книг можно разместить способами. Ответ. 86400. Задача № 3 Сколько среди четырехзначных чисел, составленных из цифр 7, 6, 5, 0 (без их повторения), которые кратны 15 ? Решение. Из данных цифр можно составить различных четырехзначных чисел без повторения цифр в их записи. Заметим, что сумма предложенных цифр равна 18, т.е. любое четырехзначное число, составленное из этих цифр (без их повторения в записи числа), будет кратно трем. Чтобы полученные числа были кратны 15, необходимо, чтобы они были кратны не только числу 3, но и числу 5, т.е. оканчивались на 0 или на 5 . Число таких чисел равно 12. Таким образом, искомое количество равно . Ответ. 12.
|
| 1.Сколькими способами можно расставить на книжной полке 5 различных книг ? (Ответ: 120). 2.Сколько различных шестизначных чисел можно составить из цифр 1, 4, 2, 9, 5 и 7 без повторения их в записи числа? (Ответ: 720). 3. Сколько различных шестизначных чисел можно составить из цифр 0, 4, 2, 9, 5 и 7 без повторения их в записи числа? (Ответ: 600). 4.Вычислить: (Ответ : 3060) 5.Что больше и во сколько раз : . (Ответ. Больше второе число в 9 раз). 6.Шесть мальчиков, в число которых входят Саша и Ваня, становятся в ряд. Найти число возможных комбинаций, если: а) Саша должен находиться в начале ряда; (Ответ : 120) б) Саша должен находиться в начале ряда, а Ваня – в конце ряда; (Ответ: 24) в) Саша и Ваня должны стоять рядом. (Ответ : 48). | Решение задач. Решение задач выполняется на доске с подробным разбором каждого решения.
Для обучающихся, успешно справляющихся с заданиями, даются индивидуальные задания (Приложение) |
| Тестовое задание : № | ВОПРОС, ЗАДАНИЕ | А | В | С | Верный ответ | 1 | Сколькими способами можно разместить на четырехместной скамье четырех учеников ? | 6 | 24 | 120 | В | 2 | Число 720 является значением выражения… | 120! | 5! | 6! | C | 3 | 7! больше чем 5! … | в 35 раз | в 6 раз | в 42 раза | С | 4 | Из Красного Сулина в Новошахтинск ведут две дороги, а из Новошахтинска в Шахты – три дороги. Сколько маршрутов существует для проезда из Красного Сулина в Шахты через Новошахтинск ? | 6 | 5 | 12 | А | 5 | Сколько различных четырехзначных чисел можно составить из цифр 9, 8, 7 и 6 без повторения их в записи числа ? | 24 | 120 | 30 | А | 6 | Найти значение выражения | 8 | 504 | 72 | С | 7 | Сколько различных четырехзначных чисел можно составить из цифр 7, 5, 0 и 3 без их повторения в записи числа ? | 24 | 18 | 3 | В | 8 | Сколько среди четырехзначных чисел, составленных из цифр 2,5,8 и 9 (без их повторения) таких, которые начинаются с цифры 5 ? | 24 | 6 | 3 | В | 9 | Пять мальчиков, среди которых Иван и Саша, становятся в ряд. Найти число возможных комбинаций, если Иван должен стоять первым, а Саша – вторым. | 6 | 24 | 18 | А | 10 | Пять мальчиков, среди которых Иван и Саша, становятся в ряд. Найти число возможных комбинаций, если Иван и Саша должны стоять вместе. | 6 | 18 | 24 | С | Отлично | Хорошо | Удовл. | Неуд. | Кол-во верных ответов | 10 | 9-8 | 7-5 | 4-0 |
| Выдает тестовые задания. Контролирует ход и самостоятельность их выполнения. При необходимости дает направляющие примеры. |
| - в форме таблицы;
- в форме выражения;
- в виде формулы;
| Какие математические модели мы строили сегодня на уроке ? |
| Домашнее задание. Выучить определение перестановки (стр. 176) и формулу для вычисления числа перестановок (стр. 177). Выполнить решение задач № 741, № 744 с подробной записью решения. | Комментирует домашнее задание; указывает на возможные затруднения при выполнении заданий. |