Статья на тему "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в целях формирования математического мышления обучающихся"
статья по математике

Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными структурами, знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным представлениям, запоминанию, систематизации и воображению». Считается, что математическое мышление является частью профессионального мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан  

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Нижнекамский индустриальный техникум»

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКИТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

в  целях формирования

математического мышления обучающихся

Подготовила:   преподаватель физики

и информатики

Минеева Ю.В.

Нижнекамск, 2019 г.

       Образование в России становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Экономика рыночного типа требует воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся условиях, способной совершенствовать свое образование в течение всей жизни. В связи с этим происходит коренная модернизация системы обучения студентов. Цель ее в том, чтобы студент усвоил не только сумму знаний, но и развился как личность.

Решение данной задачи неразрывно связано с вопросом развития у студентов математического мышления.

Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными структурами, знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным представлениям, запоминанию, систематизации и воображению». Считается, что математическое мышление является частью профессионального мышления. 

Студент должен быть достаточно подготовлен к самостоятельному анализу, сравнению и обобщению научных фактов и явлений. В процессе познания он должен строить свое мышление и речь в логической последовательности, при помощи которой достигается содержательность, точность и четкость рассуждений. Это значит, что преподавание требует обращения к творческому мышлению студентов, к организации их оптимальной мыслительной деятельности.

Развитие математического мышления предполагает не столько развитие у обучающихся способности к овладению фиксированными операциями и приемами, сколько способность к обнаружению новых связей, овладение общими приемами, могущими привести к решению новых задач, к овладению новыми знаниями. У обучающихся следует формировать общие приемы мышления, а не приемы мышления в конкретной ситуации.

Чтобы обучающийся мог адекватно реагировать на постоянные перемены в жизни, он должен активизировать свой творческий потенциал. Эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о учебной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. В связи с введением ФГОС при организации внеурочной деятельности, педагоги столкнулись с рядом проблем: недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации данной деятельности. Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые преподавателями и обучающимися в рамках отведённого времени и определённого контингента обучающихся. Эти занятия включены в учебное расписание. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности студента, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности преподавателей и студентов, для учёта личностных особенностей преподавателей и студентов, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей,  эффективной социальной адаптации.

Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. В этом им помогает внеурочные занятия, предметные декады, различные конкурсы и олимпиады, на которых они могут раскрывать себя и свои знания.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует преподавателей и студентов на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе преподавателей, обучающихся, их родителей.

Мыслительная деятельность, математическое мышление студентов формируется при изучении математики. Развитие техники, техническое усложнение среды обитания человека, появление новых профессий на основе внедрения научных и технических достижений почти ни у кого не оставляют сомнения в том, что современному человеку требуется математическая подготовка. Программа математики не имеет утилитарных целей. Математика призвана формировать свою - математическую культуру будущих специалистов.

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность обучающихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения и  формирования математического мышления.

Используемая литература

1. Белозерцев Е.П., Гонеев А. П. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогика, 2001.

2. Панцева Е. Ю. Специфика математического мышления.  Проблемы современной науки, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся"

Из опыта работы, анализ, перспектива работы учителя истории в рамках ФГОС....

Методический семинар "Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"

Методический семинар «Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»Математические сведения могут применяться умело...

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике

Статья по теме "Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"...

Развитие пространственного мышления детей при помощи изучения трехмерной графики и трехмерных технологий BRYCE в урочной и внеурочной деятельности

Развитие пространственного мышления детей при помощи изучения трехмерной графики и трехмерных технологий BRYCE в урочной и внеурочной деятельности...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...