Материалы по теме "Тестовая технология"
материал по математике

alla_vladimirovna_korkina

Материалы по теме "Тестовая технология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность технологии

           Педагогический контроль – необходимая составная часть учебного процесса. Он нужен для получения объективной информации о ходе обучения, для усовершенствования учебного процесса, планирования дальнейших этапов.

      Современным школьным учителям и ученикам приходится все чаще сталкиваться с тестированием как формой контроля учебных достижений.

Процедуры тестирования лежат в основе ЕГЭ, ОГЭ, применяются при мониторинге качества образования. Тесты применяются в школе для текущего, тематического, рубежного контроля. К выполнению заданий в тестовой форме необходимо готовиться, следуя определенной методике.

 Поэтому одной из задач учителя математики является внедрение тестовой технологии в учебный процесс.

            В работах  современных ученых - исследователей  в области тестовой технологии  (среди которых: В. С. Аванесов, А. Анастази, В.П. Беспалько, Б. Блум, С.И. Григорьев, Н. Гронлунд, В. В. Гузеев, С.И. Денисенко, В.В. Зиновьев, К. Ингенкамп, Г.С. Ковалева, В.П. Левин, А.Н. Майоров, Г.У. Матушанский, Т.Г. Михалева, В.И. Огорелков, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Г. Полуаршинова, В.М. Соколов, Г. А. Стрюков, А. О Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, С.Е. Шишов и др.) говорится, что тест - наиболее объективный инструмент, используемый для педагогических измерений, и современная научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики.

Повышение тестовой культуры  учителей особенно актуально в связи с внедрением новых стандартов образования.



Предварительный просмотр:

История технологии

Теория и методика современного педагогического тестирования имеет более чем столетнюю историю. Развитие психологии и педагогики в конце XIX века до начала первой мировой войны было тесно связано со становлением тестовых технологий.

Педагогическое направление в развитии тестологии определилось с начала ХХ века. Американец В. А. Маккол разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические - по определению уровня умственного развития (Intelligence Test). 

История педагогически тестов началась ранее, чем психологических. Еще в 1864 году в Англии Дж.Фишер создал «A scale book» - градуированную книгу, где были даны вопросы и варианты ответов для выбора.

Анализ научной психолого-педагогической литературы по истории развития метода теста (В. С. Аванесов, А. А. Бодалев, А. Н. Майоров, С.С. Степанов, А.И. Цатуров, М.Г. Ярошевский и др.) показал, что стремительному развитию тестологии способствовали труды американского психолога, первого в мире профессора по психологии Дж. Кеттелла (1860-1944). Дж. Кеттелл первым употребил слово «тест» (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику.

Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Торндайку (1874-1949) - ученику известного американского психолога Д. Кеттела. Он считается основоположником педагогических измерений. Э. Торндайку принадлежат первые настоящие педагогические тесты.

Первый стандартизированный педагогический тест, вышедший под руководством Э. Торндайка, был тест Стоуна на развитие арифметических задач, впервые снабженный « нормами».

Анализ научной педагогической литературы показал, что важный вклад в развитие теории тестов принадлежит Ф. Гальтону (1822-1911) -английскому психологу и антропологу, который считается основателем тестологии. 

Применительно к тестам значение деятельности Ф. Гальтона можно сравнить с тем, что сделал Г. Галилей для физической науки. Существенным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов определение следующих трех основных принципов:  1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; 2) статистическая обработка результатов; 3) выделение эталонов оценки.

Эти принципы используются и сегодня. Теоретические воззрения Ф. Гальтона в значительной степени определили последующее развитие тестов.

Значительный вклад в дальнейшее развитие тестологии внеслиизвестные психологи конца XIX в. и начала ХХ в. из разных стран: А. Бине, (Франция), Гилберт, Йеркс (США), В.А. Макколл, Минстенберг (Германия), И.Т. Симон (Франция), Э. Торнадайк, Л. Термен, А. Отис, Уиппл, Хаггерти. В работах этих ученых тест рассматривается как вспомогательный инструмент изучения интеллекта и определения коэффициента интеллектуального развития.

Исследования на рубеже XIX - XX веков К. Пирсона, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Г. Томсона приводят к созданию метода корреляции и факторного анализа, которые находят применение и в современных исследованиях по

проблемам совершенствования качества теста, программной обработки результатов тестирования.

Таким образом, на рубеже ХХ века американскими тестологами были заложены научно-теоретические основы педагогического тестирования,

В России тесты начали применяться в начале ХХ века. Одна из первых методик была предложена Г.И. Россолимо (1860-1928) в 1910 году.

В развитии системы тестирования в России в русле исторического аспекта хронологически можно выделить, на наш взгляд, два этапа: I этап (1917-1936 гг.) и II этап - начало 70-х гг. ХХ века по настоящее время.

Тесты получили наиболее широкое распространение в России в 20-30-х гг. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была организована тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт и др. 

Однако к тридцатым годам в печати развернулась критика этого метода.

Метод тестов был признан буржуазным орудием дискриминации учащихся; на применение тестов был наложен официальный запрет. И в дальнейшем в течение многих лет тестирование официально не признавалось объективным методом и не находило практического применения, что надолго затормозило развитие психодиагностических исследований. 

С начала 70-х годов начинается второй период в создании педагогических тестов и тестовых систем; возобновляются исследования и разработки по этой проблеме. Эта проблема вновь актуализируется в конце 80-х гг. ХХ века в связи с реформированием российской системы образования на принципах гуманизации, демократизации, регионализации и дифференциации, обозначенных в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992). 

        Специальные теоретические и экспериментальные исследования по созданию педагогических тестов, проводившиеся в период 60-80-х гг. в ряде западных стран. В этот период начинается использование другого подхода к созданию тестов на основе, так называемой современной теории педагогических измерений и конструирования педагогических тестов. Под современной теорией понимается распространенная на западе Item Response Theory (IRT), нацеленная на оценивание латентных качеств личности и параметров заданий теста на основе математико-статистических моделей измерения (М.Б. Челышкова).

        Анализ научной педагогической и психологической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными отечественными (В.С. Аванесов, Б.А. Ашарин, В.Г. Кузнецов, А.Н Майоров, А.И. Огорелков, С.С. Степанов, И.А. Цатурова, М.Б. Челышкова, и др.) и зарубежными (Д. Вилфорд, Д. Гласс, К. Ингенкамп, Дж. Стенли и др.) учёными.



Предварительный просмотр:

Применение тестовой технологии

          При применении  технологии соблюдаю теоретические основы составления и проверки тестов, правила проведения тестирования.

В своей практике использую тесты на различных этапах урока, при проведении уроков разных типов, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Формы применения тестовой технологии:

1. При  закреплении и систематизации знаний  работаем с учащимися  по сборникам тестов.

 В кабинете есть следующие сборники (для каждого ученика):

- « Математика (алгебра) тесты, 7 класс» Автор Гришина И.В   Саратов:2011

- «Геометрия. Тесты, 7 класс»   Автор Белицкая О.В.   Саратов:2009

- «Тематический контроль по геометрии, 7 класс»  Автор: Мельникова Н.Б.

Москва: 2006

-  «Тематический контроль по геометрии, 8 класс»  Авторы: Мельникова Н.Б., Лепихова Н.М.    Москва: 2006

- «Геометрия, 9 класс. Сборник тестовых занятий для тематического контроля»  Автор: Карташева Г.Д.       Москва: 2006

2. Практикую презентации в форме обучающих тестов - тренингов, интерактивных тестов при фронтальной работе. Тесты с применением ИКТ (особенно в 5-7 классах) воспринимаются большинством ребят  с интересом, как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем.

Использую презентации в форме теста по темам:

5-6 классы

Десятичные дроби (тест - тренажер)

Виды треугольников (тест)

Делимость чисел (обобщение материала). Тест-тренинг

Решение уравнений (тест)

Преобразование выражений (тест – тренинг)

Рациональные выражения (тест-игра)

Алгебра 7-9 класс

7 класс

Преобразование выражений (тест-тренинг)

Разложение многочлена на множители (Закрепление и систематизация материала; тест-тренинг)

Степень и ее свойства (систематизация знаний, тест-тренинг)

8 класс

Стандартный вид числа (тест-тренинг),

Свойства числовых неравенств (тест-тренинг)

Линейные неравенства (тренинг «найди ошибку»)

9 класс

Квадратные неравенства (тренинг «найди ошибку»)

Графический способ решения неравенств (тест-тренинг)

Графический способ решения систем уравнений (тест-тренинг)

Чтение графиков (тест-тренинг)

Геометрия 7-9 класс

Признаки равенства треугольников (решение задач по готовым чертежам), (тест-игра)

Четырехугольники (тест-тренинг по теории), (сборник задач по готовым чертежам)

Площадь многоугольников (тест, составленный по КИМ ОГЭ)

Подобные треугольники, признаки подобия треугольников (решение задач по готовым чертежам)

Центральные и вписанные углы (сборник задач по готовым чертежам)

Окружность (сборник задач по готовым чертежам)

10- 11 класс

Чтение графиков функций (тест – тренинг при подготовке к ЕГЭ)

Аксиомы стереометрии (тест по теории)

Теорема о трех перпендикулярах (сборник задач по готовым чертежам)

Практика обучающих тестов  помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности, способствует развитию логического мышления,  внимательности  учащихся.

3. Использую тесты для текущего и тематического контроля, начиная с 5-6 класса. При составлении тестов соблюдаю требования, предъявляемые  к

спецификации, объему и уровню трудности тестовых заданий  согласно теории тестовой технологии.

 Пользуюсь  следующими сборниками тестов:

«Математика. Промежуточный  экзамен, 5 класс»  Автор: Абросимова Т.В.

Саратов: 2013

«Тесты по математике, 6 класс»  Автор: Рудницкая В.Н. Москва: 2013

«Алгебра. Экспресс-диагностика, 7 класс» Москва: 2012

«Геометрия. Экспресс-диагностика, 7 класс» Москва: 2012

«Тесты по алгебре, 8 класс» Москва: 2013

4. При подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

- Проведение тематических тестов после обобщающего повторения определенной темы.

- Формирование навыков техники сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудности заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов), выполнение тренировочных тестов, в том числе с применением ИКТ.

-  Проведение тестовых диагностических работ в форме ОГЭ (ЕГЭ), которые направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью их дальнейшей коррекции, как со стороны учащихся, так и учителем.

-  Ознакомление учащихся с видами тестовых заданий, с критериями проверки  итоговых тестов.

В качестве примеров приведены разработки уроков с применением тестовой технологии:

«Признаки равенства треугольников» 7 класс

«Графический способ решения уравнений и систем уравнений» 9 класс

 Кроме функции объективного контроля тестовая технология способствует развитию логического мышления, внимательности, интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций сравнение, обобщение, анализ.

.



Предварительный просмотр:

Теоретические основы технологии

Тестовая технология включает в себя следующие  элементы:

-  педагогическое тестирование  (процедура, алгоритм, способы проведения)

 - тест как инструмент педагогического измерения;

- программную обработку, интерпретацию результатов тестирования.

Педагогическое тестирование - это «совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью и требованиями к педагогическому тесту и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления этого теста тестируемым.

Тестирование является педагогическим явлением, имеющим многоаспектное определение, сущность которого сводится к пониманию тестирования как исследовательского метода, как наиболее эффективного и объективного средства контроля, как часть современных образовательных технологий.

Согласно концепции В. С. Аванесова  тестирование представляет собой совокупность последовательных педагогических действий, направленных на выявление эффективности образовательной системы.

                Сущность понятия тестирования тесно связана с понятием «тест» (от англ. Test - «проба, испытание, исследование»). Тест - система специально подобранных заданий специфической (тестовой) формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний.

По определению В.С. Аванесова, тестология призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.

Ключевыми понятиями тестологии являются: измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения (способность теста служить той цели, для которой он создавался). Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и т.д.

Этапы разработки педагогических тестов

1. Определение общих целей тестирования;

2. Анализ содержания учебной дисциплины, отбор учебного материала;

3. Разработка спецификации теста;

4. Составление тестовых заданий в соответствии со спецификацией;

5. Апробация пробного теста;

6. Статистическая обработка результатов апробации;

7. Коррекция тестовых заданий

Если тест разрабатывается учителем для текущего или тематического контроля, то некоторые этапы могут быть пропущены. Если же тест предназначается для итогового тестирования большого контингента учащихся, то соблюдение всех этапов  разработки теста является обязательным условием.

В наиболее популярной классификации  тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, продолжить последовательность, установить соответствие);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Основу данной классификации составляет форма предъявления информации и предполагаемый алгоритм действий учащегося.

Закрытые тестовые задания подразделяются на задания:

множественного выбора с одним правильным ответом;

множественного выбора на установление соответствия

множественного выбора на установление последовательности

множественного выбора с несколькими правильными ответами

Открытые тестовые задания могут быть

с кратким регламентируемым ответом

с развернутым ответом

Для оценки уровня подготовленности каждого учащегося относительно требований программы предназначены критериально-ориентированные тесты. Критериально-ориентированными являются тесты входного, текущего, тематического, рубежного  и итогового контроля.

В тест текущего контроля включаются те задания, которые являются основой для изучения последующих тем курса. Тест такого вида – это рабочий инструмент учителя, и создание подробной спецификации для него излишне. Достаточно составить план теста с указанием объекта проверки по каждому заданию. Тест текущего контроля обычно рассчитан на 5-15 мин и содержит 3 – 5 заданий. Содержание такого теста охватывает материал 1 - 3 уроков.

Тест тематического контроля  включает в себя материал нескольких учебных тем учебника. Число заданий может быть 10 – 15. В зависимости от объема изученной темы  на его выполнение может отводиться  от 30 до 45 мин. Создавая несколько вариантов теста, следует помнить, что варианты должны быть равнозначны по сложности и задания под одним номером в разных вариантах должны относиться к одному элементу содержания. На основе результатов тематического тестирования учитель делает вывод об уровне усвоения классом данной темы и о необходимости коррекционных занятий.

Тест итогового контроля  может преследовать две цели: сравнение уровня подготовки учеников с планируемым и результатами обучения и дифференциация учеников по уровню подготовки. Из-за большого объема материала в итоговый тест включают только основные элементы содержания, усвоение которых важно для дальнейшего изучения математики. Число заданий по каждому разделу должно быть пропорционально количеству часов, отпущенных программой на изучение. При разработке такого теста важно соблюдение всех этапов, включая спецификацию и апробацию пробного теста.

Тестовые задания могут использоваться на разных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Тестовая технология  реализует  несколько учебных функций:

1. При использовании правильно разработанного теста результаты тестирования дают более объективную оценку подготовленности учащихся и большую информацию для совершенствования учебного процесса по сравнению с традиционной контрольной работой.

2. Кроме функции контроля тест реализует и другие учебные функции:

 -диагностическую (тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учеником. Это позволяет продолжить работу  как с успевающими, так и с отстающими по устранению пробелов в знаниях);

- обучающую (приобретение навыков выполнения тестовых работ, систематизация материала в процессе выполнения тренировочных тестов);

- воспитывающую (тестовый контроль дисциплинирует, организует, формирует стремление развить свои способности);

-развивающую (тесты способствуют развитию логического и аналитического мышления, внимательности);

3. Тестовая форма предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которой он был лишен при традиционном способе оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Дидактические материалы по игровой технологии

Материалы для развития памяти и внимания...

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Материалы к урокам технологии в 4 классе.

Учебно - методические материалы....

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 класс.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочиих листов, кейсовых заданий, лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов&raqu...