Система работы по подготовке обучающихся к ОГЭ по математике
статья по математике (9 класс)
В статье описан опыт подготовки девятиклассников к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_podgotovke_uchashchihsya.pptx | 621.48 КБ |
sistema_raboty_po_podgotovke_uchashchihs1.docx | 153.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть только два препятствия в обучении: «У меня ничего не получится» и «Ну, я все это знаю». Успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации. Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, насколько это возможно, третью Между «Ну, я все знаю» и «Я хорошо сдам ОГЭ!» - колоссальная разница !
Главное правило вычислений: Если какое-то вычисление можно упростить – упростите его. 1. 18·17 = 18·10 + 18·7 = 180 + 10·7 + 8·7 = 180 + 70 + 56 = 250 + 56 = 306 2. 9450 : 2100. Вспомним, что знак деления : и дробная черта – одно и то же. Запишем 9450 : 2100 в виде дроби и сократим эту дробь: 4. Найдите значение выражения . Привести к общему знаменателю 36 и 45. 36 = 4*9, 45=5*9 НОК(36, 45)= 4*9*5=180 3. Числа, оканчивающиеся на 5, в квадрат возводятся моментально 45 2 =2025 ( 4*5+20 и добавить 25), 65 2 = 4225, 125 2 =15625; В заданиях вычислительного характера, предлагаю записывать ответ в стандартном виде или в виде десятичной дроби, если это возможно.
При решении задач на растворы, смеси и сплавы использую картинки 2. Научить ученика самостоятельно решать задачу
(16 * 10 -2 ) 2 (13*10 4 ); (4,9* 10 -3 )(4*10 -2 ) 3. «Непривычные» задания 2. Выразить из формулы одну величину через другие 1. Выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде 3. Проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы
Решение: 56 :4 * 3 = 42 4. Модуль «Геометрия».
Решение: 72 : 2 = 36 Решение: 360 : 18 = 10 частей. 5 * (10-1) = 45
5. «Техника выполнения КИМа ». Обучение постоянному жёсткому контролю времени; Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий; Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности; (что нужно было найти? обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», исправные или неисправные) Обучение приёму «спирального движения» по тесту;
038А - 9:15, 020У - 9:30, 016Ф - 9:08
Система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет: 1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме; 2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов; 3) повысить уровень познавательных способностей учащихся; 4) повысить мотивацию учащихся к учебе; 5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; 6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей .
1. Выполнение зачетных работ
2. Выполнение диагностических работ в форме ОГЭ
2. Использование интернет- ресурсов Решу ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/ АСУ РСО https://smr.asurso.ru
Наш девиз: нельзя научить – можно научиться! Желание – это огромная движущая сила и половина пути к успеху во всем!
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Копытова Татьяна Петровна
учитель математики
МБОУ Школы №53 г.о. Самара
В статье описан опыт подготовки девятиклассников к ОГЭ – 2017г.
Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе – это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.
Уровень обученности детей разный. Есть учащиеся с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения.
Успешнее сдает экзамен тот, кто
- в полном объеме владеет материалом,
- хорошо знаком с процедурой проведения экзамена,
- психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.
Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, насколько это возможно, третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Есть только два препятствия в обучении: «У меня ничего не получится» и «Ну, я все это знаю». Первое из них намного проще преодолеть! Уверенность появляется и растет с количеством решенных задач. А вот второе убеждение мешает и троечникам, и отличникам. Оно ограничивает, не дает расти. Между «Ну, я все знаю» и «Я хорошо сдам ОГЭ!» - колоссальная разница!
Выходом из этой ситуации является дифференцированный подход к обучению учащихся на основе выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы.
«У меня нет способностей к математике. Как печально. Наверно, я хуже всех. Никогда мне не получить хорошего образования...» Жалеть себя можно бесконечно. А может быть, дело совсем не в этом? Не в загадочных «математических способностях», а в простых вещах, которые вполне по силам каждому ученику. Ведь школьная математика на самом деле проста. Для того чтобы получить на ОГЭ положительную оценку, нужно владеть лишь четырьмя арифметическими действиями – сложением, вычитанием, умножением и делением. И еще, пожалуй, надо знать, что такое x2 и √x. Всё. Сложности начинаются, когда дети сами себя запутывают: «убрать x» (куда убрать-то?). «Избавиться от корня» (как именно избавиться?) Появляются какие-то магические действия, смысл которых непонятен.
При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы я поставила для себя конкретные задачи:
1. Начинать подготовку к ОГЭ по математике надо с арифметики.
Оказывается, и у двоечника, и у «ботаника» одна и та же беда – арифметические ошибки. Дети не умеют считать. На уроках химии, физики, географии обучающиеся решают задачи с использованием калькулятором, в том числе и на экзамене, а на математике –нет! Это проблема №1.
Не умеют пользоваться черновиком, записи неряшливые, допускают ошибки при раскрытии скобок, больше всего ошибок с обыкновенными дробями.
С младших классов я учу детей применять главное правило вычислений: «Если какое-то вычисление можно упростить – упростите его».
Предлагаю такие упражнения:
1. 18·17 = 18·10 + 18·7 = 180 + 10·7 + 8·7 = 180 + 70 + 56 = 250 + 56 = 306;
2. 9450 : 2100. Вспомним, что знак деления : и дробная черта – одно и то же. Запишем 9450 : 2100 в виде дроби и сократим эту дробь;
3. Числа, оканчивающиеся на 5, в квадрат возводятся моментально
452 =2025 ( 4*5+20 и добавить 25), 652 = 4225, 1252 =15625;
4. Найдите значение выражения
Привести к общему знаменателю 36 и 45. Я предложила слабым детям такой способ 36 = 4*9, 45=5*9 НОК(36, 45)= 4*9*5=180
В заданиях вычислительного характера, предлагаю записать ответ в стандартном виде или в виде десятичной дроби, если это возможно.
2. Научить ученика самостоятельно решать задачу. Для этого надо научить правильно читать текст задачи, разложить информацию на составляющие, выделить главное и отбросить то, что не будет использоваться при решении. В результате этого задача становится «прозрачной» и решается устно или путем нескольких простых преобразований.
При решении задач на растворы, смеси и сплавы помогают картинки.
В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
3. Научить работать с «непривычными» заданиями. Некоторые задания, входящие в экзаменационную работу, отличаются по форме от стандартных упражнений, содержащихся в популярных учебниках по алгебре и геометрии, а по некоторым заданиям в учебниках представлено недостаточное количество упражнений.
В первой части работы такими «непривычными» заданиями являются задания, в которых предлагается:
- выразить из формулы одну величину через другие;
- выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде (на эту тему отводится всего 2 урока алгебры в 8 классе);
(16 * 10-2)2 (13*104); (4,9* 10-3)(4*10-2)
- проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы (речь идет не о заданиях, где туристы ушли в поход, а потом вернулись обратно, а о заданиях, где по графику надо определить, кто из кандидатов получил больше голосов в период с 20-й до 40-й минуты);
- ответить на вопросы по теории вероятностей.
4. Модуль «Геометрия». Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети, зачастую, сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Ведь до 7 класса они привыкли видеть другую математику. Бόльшая часть школьников не любит этот предмет из-за необходимости выучивать наизусть немалое количество теорем, а без знания теории невозможно научиться решать геометрические задачи. Поэтому многие школьники путают медиану, биссектрису и высоту, не знают определение синуса и косинуса в прямоугольном треугольнике, не умеют вычислять площадь треугольника, не видят сходственные стороны в подобных треугольниках. Эти термины и определения необходимо повторять во время дополнительных занятий и на индивидуальных консультациях.
5. Основополагающие темы
- тема решения квадратных уравнений в 8 классе;
- теорема Пифагора в 8 классе;
- площади фигур.
Я подвожу восьмиклассников к изучению этих тем таким образом, чтобы у них не возникал вопрос «Почему?» эта тема так важна. Учащимся 8 класса предлагаю ознакомиться с вариантами ОГЭ, и вычленить вместе с ними ряд заданий, для выполнения которых необходимы умения решать квадратные уравнения, выделять задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах.
6. Числовые функции и их графики, расширив подборку заданий:
- на построение графиков элементарных функций в общем виде;
- на исследование функций в зависимости от коэффициентов (в том числе и обратные задания);
- на построение графиков функций, область определения которых ограниченное множество.
При решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана. Ученик должен четко представлять связь между аналитической записью уравнения, неравенства, системы уравнений и их графической интерпретацией.
7. «Техника выполнения КИМа». Эта техника включает в себя следующие моменты:
- Обучение постоянному жёсткому контролю времени. Например, если на выполнение первой части (20 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания необходимо затратить не более 3 минут, а остальные 3 часа посвятить второй части работы.
- Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
- Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.
- Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами вторую часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, № 21), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена первая часть работы. Затем можно перейти вновь к первой части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание первой части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала первой части, а затем второй части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.
8. Система контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Для этого разработана система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет:
1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;
2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов;
3) повысить уровень познавательных способностей учащихся;
4) повысить мотивацию учащихся к учебе;
5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
В систему контроля включены: индивидуальная диагностическая карта развития обучающегося по подготовке к ОГЭ 9 класс математика, лист контроля зачетных тем, статистика выполненных работ на сайте «Решу ОГЭ»
Если ученик получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется возможность поработать над ошибками и затем обязательно пересдать проверочную работу. Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов и государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. При этом используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.
1.Лист зачетных работ
Ф.И. _____________________________ Класс ______________
Дата | Тема зачетной работы | Баллы | Оценка | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
Числа и вычисления | |||||||||||||
Уравнения, неравенства и их системы | |||||||||||||
Простейшие текстовые задачи | |||||||||||||
Числа, вычисления и алгебраические выражения | |||||||||||||
Графики функций | |||||||||||||
Прогрессии |
2. Выполнение диагностических контрольных работ
Индивидуальная диагностическая карта развития обучающегося по подготовке к ОГЭ 9 класс математика ______________________________________________________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||
дата | Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
3Использование интернет ресурсов
Решу ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/
https://smr.asurso.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в 9 классе
В данной презентации представлена система подготовки обучающихся к ГИА по математике в 9 классе. Представлен план мероприятий по подготовке учащихся к итоговой аттестации, в которых ...
Статья "Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике."
В данной статье описаны некоторые мои направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам....
ЭОР "Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике "
Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике...
Дистанционная подготовка обучающихся к ГИА по математике
Исследовательская работа "Дистанционная подготовка обучающихся к ГИА по математике" (из опыта работы)...
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).
В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...
Индивидуальная программа для подготовки обучающихся к ОГЭ по математике на 2017-2018 учебный год
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутрен...