Использование информационных технологий на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная статья посвящена применению IT - технологий на уроках математики. Использование информационных технологий в изучении математики позволяет добиться высокого уровня качества знаний, расширяет возможности передачи информации и клнтроля знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_matematiki.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационных технологий на уроках
математики»
Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Поток информации, с которым ежедневно, ежечасно сталкивается человек, становиться все более мощным. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.
Современный ученик должен:
· уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
· приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
· владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
· развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Но для того, чтобы учащиеся могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, надо позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения можно заинтересовать учеников, облегчить усвоение материала.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:
· переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
· появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.
Виды информационных технологий, используемых на уроках математики
На уроках математики используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.
Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации - это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания.
Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
На уроках используются электронные приложения разного вида:
· иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда;
· приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
· разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете.
Информационные технологии могут использоваться:
1. Для обозначения темы урока
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса
2. Как сопровождение объяснения учителя
В практике обучения школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:
· диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;
· в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
· в обучающем режиме;
· при работе с отстающими учениками;
· в режиме самообучения;
· в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Методика использования информационных технологий предполагает:
· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
· усиление мотивации учения;
· улучшение качества обучения и воспитания.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по теме;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом;
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:
1. Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами.
Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.
При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.
Также применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Проанализировав опыт работы с информационными технологиями, можно сделать следующие выводы:
· происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
· проявляется способность к сотрудничеству.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать выводы: в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. К одному из важнейших методов относится внедрение информационных технологий в обучении школьников и использование их на таких предметах, как математика.
Литература:
1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. - Я.: ЯГПУ, 2009
2. «Большая российская энциклопедия». - 2002.
3. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI век.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат.
5. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1.
6. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.
7. http://festival.1september.ru/articles/529580
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках математики.
Не найти сейчас, пожалуй, учителя, которого не привлекали бы новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного ...
Использование информационных технологий на уроке математики в современной школе.
Статья посвящена использованию современных информационных технологий на уроках математики. Приведен сценарий урока в 7 классе по теме "Линейная функция, ее свойства и график" с использованием УМК...
Использование информационных технологий на уроках математики
«Детская природа ясно требует наглядности», – К.Д. Ушинский. Уже давно известен тот факт, что более 90% всей информации об окружающем нас мире ч...
Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "
ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....
Использование информационных технологий на уроках математики.
Использование информационных технологий на уроках математики....
Использование информационных технологий на уроках математики
Введение. В наше время ни для кого не секрет, что информационные технологии не стоят на месте, как в повседневной жизни каждого человека, так и педагогической практике. Компьютерные техноло...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...