Использование информационных технологий на уроках математики.
статья на тему

Супрун Марина Анатольевна

             Не найти сейчас, пожалуй, учителя, которого не привлекали бы новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала. А современные  информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в  обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 Г.ТОМСКА

Использование информационных технологий на уроках математики.

                                                                 Автор: Супрун Марина Анатольевна

                                                             учитель математики

                                                                         МАОУ СОШ № 43.

Томск-2010 г.

            «…нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» 

                         М. Поташник, доктор педагогических наук, профессор.

             Не найти сейчас, пожалуй, учителя, которого не привлекали бы новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала. А современные  информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в  обучении. Так, согласно Михаэля Кирмайера, при использовании информационных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Это -оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие,  было известно задолго до появления компьютеров.

            Я считаю, что в нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Хорошая материально-техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов математики компьютерами и программным обеспечением, локальная сеть в школе позволяют широко использовать информационно-коммуникационные технологии.  

         Мною компьютерное обучение применяется как при изучении отдельных тем, разделов, так и при решении отдельных дидактических задач,  для проведения диагностики, мониторинга.

Использование новых информационных технологий в рамках школьного урока может быть описано двумя моделями:

  • урок с компьютерным сопровождением;
  •  урок в компьютерном классе.

Мною используется как первая, так и вторая модели.  Мультимедийная

система, созданная в кабинете математики, используется для демонстрации наглядных образов, способствующих изучению математики, проведению презентаций, в том числе подготовленных учениками.

           Компьютерная поддержка урока математики может быть разнообразной:

  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов;
  • использование математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчёта погрешностей;
  • включение в ход урока исторического и справочного материала;
  • наборы нестандартных, творческих заданий, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
  • видео  и анимационные фрагменты-демонстрации, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.

               В своей практике я  применяю использование тренажеров, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.

          Тренажер устного счета для 1-5 классов

позволяет усовершенствовать навыки  

 сложения, вычитания, умножения, деления.

Для решения даются две попытки, а затем

можно проверить результат вычисления.

Тренажер для 5 класса.

                                                    (Содержит более  200 вариантов,  позволяет

                                                       повторять действия с натуральными числами,

                                                   решение уравнений.  К каждому варианту с  

                                                        целью проверки предлагаются ответы.)

Тренажер для 5 класса  «Дроби»

  позволяет  закрепить определение дроби.

Тренажер устного счета Бердыша

позволяет использовать различные настройки.

 А именно – задавать уровень сложности,

 использовать примеры со скобками и без них,

выбирать нужные действия, работать при

необходимости с отрицательными числами,

сохранять результаты работы ученика.

Тренажер «Рисуем по координатам» 

 позволяет по заданным координатам

 создавать рисунки.

С помощью этой программы учитель

может создавать различные

карточки- задания.

Этот тренажер входит в состав комплекса

 "1С: Репетитор. Математика (часть 1)".

 Существует возможность выставлять

различные режимы работы  задавать

сложность  работы, сохранять результаты

работы,  и просматривать ошибки,

 допущенные учеником.

     Тренажер «Графики функций» 

входит в состав комплекса «Математика 5-11»

издательства «Дрофа»  и предназначен

для построения графиков различных

функций и возможностью

вывода их на печать.

  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно - диагностического);

Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.

  • Мультимедийные диски  фирмы «1С», «Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефодий».

 Иллюстрированные  учебники, интерактивные модели, виртуальные лабора-тории, разноуровневые вопросы и задачи, справочники и поисковая система  мультимедийных  дисков  позволяют  применять на уроке математики различные виды  учебной деятельности:

I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запом-нил, воспроизвел), где возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения.

II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, где проверяется усвоение знаний в течение обучения.

III уровень- применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения, предлагаются диагностические тесты.

IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения;  выполнение итоговых тестов.

stereo25 «Стереометрия. Открытая математика»,

 «Планиметрия», «Стереометрия» (Открытая математика).

         Позволяет изучать геометрические понятия, демонстрирует трехмерные модели многогранников, содержит тестовые и проверочные задания, иллюстрированный учебник, поисковую систему, методически комментарии для учителя.

Изображение 044

Электронный учебник справочник «Алгебра 7-11» содержит учебник, задачник,  справочник, рабочую тетрадь и позволяет учащимся

самостоятельно освоить пропу-щенный материал и подготовиться к экзаменам

Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 10-11 класс позволяет  учащимся самостоятельно разобрать

Изображение 045tit

материал, используя подсказки, звуковое сопровождение и текстовые справочники; провести самоконтроль; ликвидировать пробелы в освоении какой-либо темы.

Серия «1С: Репетитор»  содержит теоретический и практический материал по алгебре, геометрии, теории вероятностей,  интерактивные контрольные изме-рительные материалы, позволяющие учащимся самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.                                                            

«Уроки

геометрии Кирилла и Мефодия»

Учебный материал на диске

представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Материал содержит звуковое сопровождение, подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради.

Изображение 046«Математика 5-11». Данное электронное издание содержит теоретический материал по алгебре,

виртуальную лабораторию, спра-вочную систему, что позволяет сти-мулировать разнообразную твор-ческую  и исследовательскую дея-тельность учащихся, осуществлять индивидуализацию и диф-ференциацию обучения.

       Все электронные  издания обеспечивают  многовариативность представ-ления информации - текст, графику, звук, видео и  применяются на уроках математики  как дополнительные учебники, позволяющие осуществлять под-готовку  учителя  к урокам, а также для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам.

               Математические сайты  сети Интернет.

     Математические этюды содержат  занимательные

научно-популярные рассказы о современных задачах

 математики и мультфильмы, которые я применяю на

уроках математики.  ( http://www.etudes.ru) 

Множество  методических новинок, большая медиатека, книги, видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают мне и моим ученикам окунуться в удивительный и увлекательный мир математики на сайте http://www.math.ru 

Такие сайты, как http://www.exponenta.ru, Allmath.ru http://www.allmath.ru, http://graphfunk.narod.ru,  http://www.neive.by.ru,  http://www.problems.ru, http://zadachi.mccme.ru,  http://www.mathtest.ru,  http://www.math-on-line.com, http://tasks.ceemat.ru,  http://www.uztest.ru,  http://eqworld.ipmnet.ru  и др.  помогают  проводить уроки с использованием  новых современных технологий, добиваться высоких результатов  при обучении математике.

Мультимедийные презентации уроков  в среде PowerPoint.

     В процессе работы я широко использую электронные презентации при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний. Наглядное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.

        Преимущество современного урока математики в условиях инфор-матизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.

            Применяя  нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, учитель добивается активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Литература.

  1. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  2. Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003).
  3.  Компьютер на службе у математики. Демьянова Е.А.,
  4. «Современные компьютерные технологии в  обучении математике» Игнатьева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке математики в современной школе.

Статья посвящена использованию современных информационных технологий на уроках математики. Приведен сценарий урока в 7 классе по теме "Линейная функция, ее свойства и график" с использованием УМК...

Использование информационных технологий на уроках математики

       «Детская природа ясно требует наглядности», – К.Д. Ушинский.  Уже давно известен тот факт, что более 90% всей информации об окружающем нас мире ч...

Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

Использование информационных технологий на уроках математики.

Использование информационных технологий на уроках математики....

Использование информационных технологий на уроках математики

Введение. В наше время ни для кого не секрет, что информационные технологии не стоят на месте, как в повседневной жизни каждого человека, так и педагогической практике. Компьютерные техноло...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....