Курение и проценты
план-конспект урока по математике (6 класс)

Открытый урок по математике для 6 класса (технологическая карта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie_i_protsenty.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Курение и проценты»

Класс: 6

Цели урока:

  • развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
  • отработка практических навыков при вычислении процентов;
  • развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора;
  • пропаганда здорового образа жизни на уроках математики.

Задачи урока:

образовательные:

  • углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач;

развивающие:

  • развитие умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширение знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни»;
  • развитие аналитического, логического и абстрактного мышления;
  • развитие умений выделять главное, обобщать;
  • развитие навыков речевого общения.

воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к собственному здоровью;
  • формирование сознательного понимания актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»;
  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • воспитание культуры общения.

Тип урока: урок – проблема, урок-лекция, урок применения знаний.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сигнальные карточки, учебник, рабочие тетради.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента.

Уметь решать основные типы задач на проценты.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Приемы саморегуляции.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Выдвижение гипотезы; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Построение логической цепи рассуждений.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение формулировать

собственное мнение и позицию.

Осознанное построение

речевых высказываний.

Планирование

учебного сотрудничества

с учителем

и сверстниками – определение цели,

функций участников,

способов взаимодействия.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Рефлексия собственной

деятельности.

Установление учащимися

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность.


Структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вхождение в тему урока и  создание условий для осознанного восприятия нового материала

Повторение и актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая тему, которая в настоящее время является одной из самых актуальных для нашего общества. Это - курение. Мы узнаем о том, как вредно курение для нашего организма. Учёные, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека. Приобщение к табаку начинается всё в более раннем возрасте. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 - 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. По статистике, больше всех в мире курят россияне. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. На сегодняшний день в России курят две трети мужчин и около одной трети женщин. И это не предел.

Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?».

На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Проценты».

Проводит фронтальную работу с классом по повторению ранее изученного теоретического  материала.

Проведём «Зарядку для ума».

1. Замените проценты десятичной дробью:

1) 3% = 0,03

2) 43% = 0,43

3) 11% = 0,11

4) 1,3%= 0,013

5) 76% = 0,76

6) 237% = 2,37

2. Замените десятичные дроби процентами:

1) 0,09 = 9%         4) 1,01 = 101%

2) 0,34 = 34%       5) 0,002 = 0,2%

3) 6,5 = 650%       6) 0,007 = 0,7%

3. Переведите обыкновенные дроби в проценты:

1)1/5 = 20%

2)1/25 = 4%

3) 1/4 = 25%

4) 3/4 = 75%

Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя.

Определение темы, цели и задач урока.

Учитель подводит итог повторения и актуализации опорных знаний.

Нацеливает  учащихся на формулирование цели и задач урока.

Определяет тему урока.

Вводит новую тему урока.

Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.

Актуализация знаний

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».

По данным экспертов, табачный дым содержит 4000 вредных химических веществ, разрушающих организм. Среди них никотин один из сильнейших известных ядов, который вызывает физическую зависимость.

Ребята, давайте определим % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Ответ: синильная кислота-1%, табачный деготь- 15%, окись углерода- 9%, полоний 210-6% Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение - причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног.

От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек. При сохранении существующих тенденций в будущем цифры эти будут расти. Ожидается, что к 2030 году потребление табака будет уносить по 10 миллионов жизней в год и станет самой распространенной причиной смертности среди совершеннолетних.

Невольно возникает вопрос: почему же всё-таки люди курят? (Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)

Учащиеся отвечают на вопросы (сигнальные карточки).

Решение задач

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».

Организует практическую работу учеников.

Задача №1: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 10%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

Ответ: 332.

Вывод: третья часть учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

Известно, что курить - здоровью вредить.

Это нужно запомнить!

  • Курение загрязняет лёгкие.
  • Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
  • Курение затрудняет нормальную работу сердца.
  • От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах

Задача №2: При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

Ответ: 2 заболевания- 14 учащихся; 1 заболевание - 6 учащихся.

Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?

Задача №3. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет (47,6 года).

Ребята, как вы думаете, кто является примером для подражания?

Дети, рождённые в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.

Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребёнка, если родители курят.

Задача №4. Средний вес новорожденного ребёнка 3 кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать - меньше на 300г.

Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама.

Ответ округлите до единиц. (~4%, ~9%).

Ребята, я думаю, что вы согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придётся расплачиваться за легкомыслие родителей.

Учащиеся  выполняют практическое задание.

 

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика:

Доброе утро, здравствуй, Иван,

Доброе утро, здравствуй, Степан,

Доброе утро, здравствуй, Сергей,

Доброе утро, здравствуй, Андрей,

Доброе утро, здравствуй, Антон.

Повторяют движения.

Самостоятельная работа

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения».

Задача №5. Если хороший секретарь - машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок.

Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у неё ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? (32 ошибки; 48 ошибок).

Задача №6. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 2005 году из 100 мужчин курили 65, а из 100 женщин - 30. На основе полученной информации определить количество курящих на конец 2009 года. (Ответ округлить до целого числа). (1-й вариант - мужчин, 2-й - женщин).

Ответ: 73 мужчины; 34 женщины.

Ученики выполняют задания, взаимопроверку и делают выводы

Подведение итогов

Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества  деятельности учащихся на уроке.

Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты.

Довольно громкий скандал произошёл в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание - рак лёгких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию. Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».

А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены?

Дайте оценку своей работы на уроке.

Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Но нам осталось сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А всё- таки — жить или курить?» Давайте выберем тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

Вывод: Здоровье - самый лучший друг,

Оно у каждого вокруг,

Кто любит спортом заниматься

И утром бодрым просыпаться.

Кто любит фруктов много есть,

Ведь витаминов в них не счесть!

Здоров лишь тот, кому не лень

Гулять на воздухе весь день.

Здоровье будет пусть у всех,

 Здоровье - это ваш успех!

Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни. Знайте, что главное слагаемое успеха - это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, изучили на уроке, что узнали нового, какие умения и навыки приобрели и закрепили.

Постановка домашнего задания.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание на доске.

Задача: определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 20 рублей, ежемесячная зарплата 5000руб. (в месяце 30 дней).

В опорном конспекте делают запись задания на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и химии «О вреде курения языком процентов».

Урок – это результат проектной деятельности учащихся. В ходе работы над проектом учащиеся изучали научно – популярную литературу по данной теме, использовали интернет – ресурсы. Использовались традици...

Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"

В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...

Курение, иллюзии и реальность (Игровой урок, посвященный проблемам курения)

Девиз: Укорачивать жизнь - преступление?Цель: Воздействия на чувства школьников, затронуть чувства, разбудить эмоции, заставить задуматься. Уметь анализировать и оценивать влияние вредных привычек на ...

Математика о вреде курения через решения задач на проценты

ннНа совр На современном этапе развития общества существует проблема подросткового курения. Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношен...

Вред курения, последствия курения: неизвестное об известном

Все знают, что курение вред, но не все знают насколько. Насколько на самом деле тяжелы последствия курения, насколько гибельно влияние курения на те самые вещи, от которых зависит Ваше самоощущение, В...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...