Мастер-класс "Интегрированные уроки как одна из форм метапредметного подхода в обучении"
материал (5 класс)

Мунирова Мария Сергеевна

Мастер-класс предназначен для молодых педагогов, интересующихся интеграцией учебных предметов, конкретно, математика и музыка, математика и литература. Разработка содержит основные тезисы по данной теме, технологическую карту урока, самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_oosh_3_master-klass_munirova_m.s.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Интегрированные уроки

как одна из форм метапредметного подхода в обучении»

Преподаватель: Мунирова М.С.

Предмет: Математика

Цели мастер-класса:

1. Показать необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины мира у обучающихся.

2. Познакомить с собственным педагогическим опытом.

Задачи:

  1. Раскрыть суть метапредметного подхода в обучении.
  2. Рассмотреть основные формы интегрированного обучения.
  3. Диссеминация опыта работы.

Суть метапредметного подхода

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышления, универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

Осознание каждым учителем своей социально значимой роли на современном этапе, только его готовность к личностному, социальному, духовному и профессиональному росту, помогут нам создать такую систему образования и воспитания человека будущего, которая поможет сформировать высокообразованную, духовную, творческую и успешную личность.

Стандарты устанавливают, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний.

Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

Главными идеями интегративного обучения являются:

1. личностная направленность обучения;

2. формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности;

3. приоритет смыслообразующих мотивов в обучении;

4. системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);

5. проблемность обучения;

6. рефлексия деятельности;

7. диалогичность (истина рождается в процессе диалогического общения).

В современной школе используются различные формы интеграции.

1. внутрипредметная, когда интеграция проводится по отдельно взятой дисциплине. При этом разрозненные факты и понятия, входящие в одну область знания, объединяются в систему. В итоге учебный материал принимает вид крупных блоков, обучающему предлагаются задания на обобщение упражнений, проведение самостоятельных действий на основе аналогии, индукции и сравнения.

2. внутрисистемная - вырабатывает умение у обучающегося пользоваться материалами по одному предмету при изучении другого. При этом интеграция может быть осуществлена двумя путями. Первый из них – горизонтальный, устанавливающий межпредметные связи, которые основаны на одинаковых научных знаниях, что позволяет избежать повторов и экономит учебное время. Второй подход – вертикальный. При нем межпредметные связи служат для формирования общих типов мышления, среди которых физико-математическое, гуманитарно-экологическое. Данный подход позволяет создать целостную картину мира.

 Педагогический опыт проведения интегрированных уроков

Класс: 5

Тема урока: Математика вокруг нас

Тип урока: интегрированный урок

Планируемые результаты:

Личностные

Готовность и способность к рефлексии, саморазвитию и самообразованию.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи.

Ответственное отношение к учению.

Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов

каждого этапа урока.

Метапредметные

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Планировать пути достижения целей.

Умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения.

Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах.

Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы

Предметные

Записывать и читать обыкновенные дроби.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией.

Выполнять прикидку и оценку результата вычислений.

Умение применять знания в жизненных ситуациях.

Составлять проектную работу по плану.

Методы обучения: приемы создания проблемной ситуации, работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

1. фронтальная;

2. групповая;

3. индивидуальная.

Данный интегрированный урок включает 6 этапов:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

5. Анализ работы и обобщение.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Дидактические средства: художественная литература, справочники по математике, нотные листы.

Оборудование: проектор, маркерная доска, материал по теме «Дроби», пластмассовые продукты с указанием цен, коробки из-под лекарств с данными о количестве таблеток и их веса.

(технологическая карта урока – смотри ниже)

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Использование ИКТ

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие, настрой на положительную мотивацию

Приветствие, проверка  готовности обучающихся к уроку.

Организовывают рабочее место.

Приветствуют учителя.

Слайд №1 «Математика вокруг нас»

Управление настроением,

умением выражать эмоции.

Организовать детей, обеспечить их эмоциональную сопричастностьк деятельности на  уроке.

Проверить готовность к уроку.

Введение в тему

Вопрос-ответ

Подведение к теме урока.

Вопросы обучающимся.

Изучают слайд.

Отвечают на вопросы.

Окружает ли нас математика? Как связана математика и сферы нашей жизни?

Слайд №2 «Связь математики с жизнью»

Отвечать на вопросы в соответствии со своим опытом

Актуализация знаний, получение самостоятельного опыта действия.

Разминка

Измерения, подсчет

Рассмотрим применение математики в торговле и медицине.

1. Вам даны товары с указанием цен.

Найдите сумму покупки. Выберите 2-3 участника из группы, который найдет сумму покупки.

Остальные считают прикидкой и сравнивают ответы.

2. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 г 4 раза в день в течение 3 дней. В одной упаковке 10 таблеток по 1 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на курс лечения?

Размышляют.

Считают стоимость с недостатком-избытком, оценивают погрешность.

Сравнивают результаты с одноклассниками.

  1. 491р, 490р,

погрешность 1р

  1. 2*4*3=24 г, 24:10=2,4, т.е.3 упаковки

Слайд №3 «Таблица: Цены и Цены с округлением»

Слайд №4

«Таблетки. Вычисление»

Проявлять старательность

Правильно вычислять,  вести аккуратные записи в тетради

Повторяют определения «площадь» «отношение»

Повторить действия на реальных примерах

Постановка учебной задачи

Вопрос

Переходим к проектам. Что такое проектная работа?

Проект - это форма  исследовательской работы, выполненной по плану. С планом вас познакомят эксперты по проектам, обучающиеся 6 класса.

Видео вопрос 1

Героям басни «Лебедь, рак и щука» И.А.Крылова не удалось сдвинуть воз с места. Объясните с математической точки зрения почему «воз и ныне там».

Видео вопрос 2

В одном из писем французский философ Поль Анри Гольдбах пишет: «Музыка – это проявление скрытой математики». Как представить музыкальное произведение в виде математической модели?

Эксперты объясняют структуру проектов. Показывают на магнитной доске.

Раздают задания.

Просматривают задания.

Раздают листы со вспомогательными фразами.

Эксперты расходятся по командам.

На магнитной доске план проектной работы

Видео вопрос 1 от учителя русского и литературы МБОУ ООШ №3 Кравчук Н.А.

Видео вопрос 2

От преподавателя по классу фортепиано ГДШИ им.Г.В.Свиридова Бояркина И.В.

Определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся по освоению новых умений, навыков и способов работы с информацией по достижению результата.

Мозговой штурм

Анализ литературы, сравнение кодов

Предлагает поискать в конкретных книгах.

 Разбор задач по очереди.

1. Героям басни «Лебедь, рак и щука» И.А.Крылова не удалось сдвинуть воз с места. Объясните с математической точки зрения почему «воз и ныне там».

2. Рассмотрим еще одно произведение «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Есть следующие строки: «И попарно их выводит». Видите ли вы в них задачу?

Расскажите, что вы знаете о размерности музыки?

1. Тактовый размер

2.Длительность нот.

1. Используя таблицу перевода нот в соответствующие им дроби выполните задание

2. На нотном листе дана размерность и указаны такты. Заполните нотами нужной длительности.

Дает шкалу длительности нот.

Находят задачи в литературе. Обсуждают.

Считают. Сравнивают результаты.

Размышляют о кратности чисел.

Предлагают другой вариант расположения богатырей.

Пишут на доске размерности. Длительность нот.

Дополняют недостающими нотами.

Заполняют такты нотами нужной длины.

Слайд №4 «Лебедь, рак и щука»

Слайд №5 «Расположение 33 богатыря по 2»

Слайд №6 «Расположение 33 богатыря по 3»

На магнитной доске

«Длительность нот и размерность»

Слайд  №7 «Проставь длительность»

Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности

Провести анализ

Обобщение

Заполнение отчета

Помощь в формулировке этапов проекта.

Самостоятельно заполняют по образцу

Выступают.

Слайд №8 «Заполнение плана проектной работы»

Учатся анализировать, заполнять по образцу

Обеспечение возможности самокоррекции.

Итоги урока

Подведение итогов

Обобщение применения математики в нашей жизни

Дают оценку: математика применяется во всех сферах нашей жизни.

Оценивают себя.

Проговаривают, кто как работал.

Слайд №9 «Связь математики с жизнью»

Слайд №10 «Самоанализ урока»

Самооценивание

Обеспечение возможности саморефлексии.

Самоанализ

Содержание учебного материала и виды работ были направлены на освоение новых умений, навыков и способов работы с информацией, на развитие положительной мотивации, эмоциональной сопричастности обучающихся к деятельности на уроке и познавательной активности. На уроке были задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения. Все эти методы, формы и средства помогали достижению триединой дидактической задачи. Содержание урока математики структурировано в соответствии с представлениями о саморазвитии личности в логике достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания письменной работы с устной и т.д.

Активизация знаний включала в себя разминку с выходом на проблемную задачу, самостоятельный поиск решения и получения обучающимися самостоятельного опыта социального действия. Проблемную задачу обучающиеся получили из видео вопроса от преподавателя литературы и преподавателя музыки.

Новые знания обучающиеся приобрели в результате работы с текстами художественной литературы, терминами, иллюстративным материалом и нотной грамотой под руководством учителя.

На протяжении всего урока хорошо прослеживаются межпредметные связи (математические задачи в литературе, математическая модель в музыке), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. Следует заметить, что обучающиеся 6 класса внесли весомый вклад  при изучении плана проектной работы, так как именно от них пятиклассники получили дополнительную информацию о данном виде работы.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.  Нормы СанПиН соблюдены.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей, в основной этап урока были включены элементы здоровьесберегающих технологий, а именно смена видов деятельности, проектная деятельность, просмотр видеофрагментов, работа в группах и др.

Объём учебного материала был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и обучающиеся не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью.

Обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся по освоению новых умений, навыков и способов работы с информацией по достижению результата решалось через предложенное каждой группе задание, которое способствовало как закреплению, так и применению знаний на практике.

Результаты работы были размещены обучающимися 5 класса по этапам проектной работы с помощью экспертов по проектам – шестиклассников. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, проблемная задача решена, план проектной работы изучен, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия.

Обеспечение возможности самокоррекции и саморефлексии позволило использовать различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель  (сравнение своей работы с образцом на слайде). 

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют свои знания.

В завершении урока были созданы условия для рефлексии, самооценки, подведения итогов. Обучающиеся сформулировали вывод о взаимосвязи учебных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"

Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....

Основы метапредметного подхода в обучении математике

         Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия,  способствующие  формированию у него ключевой компетенции –  умению уч...

«Интеграция социально-гуманитарных предметов как одна из форм метапредметного подхода в обучении»

Выступление на 1 республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений "Инновации и традиции в современном образовании"...

Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ".

laquo;Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учи...

Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...