Мастер-класс "Интегрированные уроки как одна из форм метапредметного подхода в обучении"
материал (5 класс)
Мастер-класс предназначен для молодых педагогов, интересующихся интеграцией учебных предметов, конкретно, математика и музыка, математика и литература. Разработка содержит основные тезисы по данной теме, технологическую карту урока, самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_oosh_3_master-klass_munirova_m.s.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Интегрированные уроки
как одна из форм метапредметного подхода в обучении»
Преподаватель: Мунирова М.С.
Предмет: Математика
Цели мастер-класса:
1. Показать необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины мира у обучающихся.
2. Познакомить с собственным педагогическим опытом.
Задачи:
- Раскрыть суть метапредметного подхода в обучении.
- Рассмотреть основные формы интегрированного обучения.
- Диссеминация опыта работы.
Суть метапредметного подхода
В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышления, универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Осознание каждым учителем своей социально значимой роли на современном этапе, только его готовность к личностному, социальному, духовному и профессиональному росту, помогут нам создать такую систему образования и воспитания человека будущего, которая поможет сформировать высокообразованную, духовную, творческую и успешную личность.
Стандарты устанавливают, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний.
Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.
Главными идеями интегративного обучения являются:
1. личностная направленность обучения;
2. формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности;
3. приоритет смыслообразующих мотивов в обучении;
4. системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
5. проблемность обучения;
6. рефлексия деятельности;
7. диалогичность (истина рождается в процессе диалогического общения).
В современной школе используются различные формы интеграции.
1. внутрипредметная, когда интеграция проводится по отдельно взятой дисциплине. При этом разрозненные факты и понятия, входящие в одну область знания, объединяются в систему. В итоге учебный материал принимает вид крупных блоков, обучающему предлагаются задания на обобщение упражнений, проведение самостоятельных действий на основе аналогии, индукции и сравнения.
2. внутрисистемная - вырабатывает умение у обучающегося пользоваться материалами по одному предмету при изучении другого. При этом интеграция может быть осуществлена двумя путями. Первый из них – горизонтальный, устанавливающий межпредметные связи, которые основаны на одинаковых научных знаниях, что позволяет избежать повторов и экономит учебное время. Второй подход – вертикальный. При нем межпредметные связи служат для формирования общих типов мышления, среди которых физико-математическое, гуманитарно-экологическое. Данный подход позволяет создать целостную картину мира.
Педагогический опыт проведения интегрированных уроков
Класс: 5
Тема урока: Математика вокруг нас
Тип урока: интегрированный урок
Планируемые результаты:
Личностные
Готовность и способность к рефлексии, саморазвитию и самообразованию.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи.
Ответственное отношение к учению.
Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов
каждого этапа урока.
Метапредметные
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
Планировать пути достижения целей.
Умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения.
Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах.
Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы
Предметные
Записывать и читать обыкновенные дроби.
Уметь пользоваться изученной математической терминологией.
Выполнять прикидку и оценку результата вычислений.
Умение применять знания в жизненных ситуациях.
Составлять проектную работу по плану.
Методы обучения: приемы создания проблемной ситуации, работа в группах.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
1. фронтальная;
2. групповая;
3. индивидуальная.
Данный интегрированный урок включает 6 этапов:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
5. Анализ работы и обобщение.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Дидактические средства: художественная литература, справочники по математике, нотные листы.
Оборудование: проектор, маркерная доска, материал по теме «Дроби», пластмассовые продукты с указанием цен, коробки из-под лекарств с данными о количестве таблеток и их веса.
(технологическая карта урока – смотри ниже)
Технологическая карта урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Использование ИКТ | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие, настрой на положительную мотивацию | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. | Организовывают рабочее место. Приветствуют учителя. | Слайд №1 «Математика вокруг нас» | Управление настроением, умением выражать эмоции. | Организовать детей, обеспечить их эмоциональную сопричастностьк деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку. |
Введение в тему | Вопрос-ответ | Подведение к теме урока. Вопросы обучающимся. | Изучают слайд. Отвечают на вопросы. Окружает ли нас математика? Как связана математика и сферы нашей жизни? | Слайд №2 «Связь математики с жизнью» | Отвечать на вопросы в соответствии со своим опытом | Актуализация знаний, получение самостоятельного опыта действия. |
Разминка | Измерения, подсчет | Рассмотрим применение математики в торговле и медицине. 1. Вам даны товары с указанием цен. Найдите сумму покупки. Выберите 2-3 участника из группы, который найдет сумму покупки. Остальные считают прикидкой и сравнивают ответы. 2. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 г 4 раза в день в течение 3 дней. В одной упаковке 10 таблеток по 1 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на курс лечения? | Размышляют. Считают стоимость с недостатком-избытком, оценивают погрешность. Сравнивают результаты с одноклассниками.
погрешность 1р
| Слайд №3 «Таблица: Цены и Цены с округлением» Слайд №4 «Таблетки. Вычисление» | Проявлять старательность Правильно вычислять, вести аккуратные записи в тетради Повторяют определения «площадь» «отношение» | Повторить действия на реальных примерах |
Постановка учебной задачи | Вопрос | Переходим к проектам. Что такое проектная работа? Проект - это форма исследовательской работы, выполненной по плану. С планом вас познакомят эксперты по проектам, обучающиеся 6 класса. Видео вопрос 1 Героям басни «Лебедь, рак и щука» И.А.Крылова не удалось сдвинуть воз с места. Объясните с математической точки зрения почему «воз и ныне там». Видео вопрос 2 В одном из писем французский философ Поль Анри Гольдбах пишет: «Музыка – это проявление скрытой математики». Как представить музыкальное произведение в виде математической модели? | Эксперты объясняют структуру проектов. Показывают на магнитной доске. Раздают задания. Просматривают задания. Раздают листы со вспомогательными фразами. Эксперты расходятся по командам. | На магнитной доске план проектной работы Видео вопрос 1 от учителя русского и литературы МБОУ ООШ №3 Кравчук Н.А. Видео вопрос 2 От преподавателя по классу фортепиано ГДШИ им.Г.В.Свиридова Бояркина И.В. | Определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. | Обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся по освоению новых умений, навыков и способов работы с информацией по достижению результата. |
Мозговой штурм | Анализ литературы, сравнение кодов | Предлагает поискать в конкретных книгах. Разбор задач по очереди. 1. Героям басни «Лебедь, рак и щука» И.А.Крылова не удалось сдвинуть воз с места. Объясните с математической точки зрения почему «воз и ныне там». 2. Рассмотрим еще одно произведение «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Есть следующие строки: «И попарно их выводит». Видите ли вы в них задачу? Расскажите, что вы знаете о размерности музыки? 1. Тактовый размер 2.Длительность нот. 1. Используя таблицу перевода нот в соответствующие им дроби выполните задание 2. На нотном листе дана размерность и указаны такты. Заполните нотами нужной длительности. Дает шкалу длительности нот. | Находят задачи в литературе. Обсуждают. Считают. Сравнивают результаты. Размышляют о кратности чисел. Предлагают другой вариант расположения богатырей. Пишут на доске размерности. Длительность нот. Дополняют недостающими нотами. Заполняют такты нотами нужной длины. | Слайд №4 «Лебедь, рак и щука» Слайд №5 «Расположение 33 богатыря по 2» Слайд №6 «Расположение 33 богатыря по 3» На магнитной доске «Длительность нот и размерность» Слайд №7 «Проставь длительность» | Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности | Провести анализ |
Обобщение | Заполнение отчета | Помощь в формулировке этапов проекта. | Самостоятельно заполняют по образцу Выступают. | Слайд №8 «Заполнение плана проектной работы» | Учатся анализировать, заполнять по образцу | Обеспечение возможности самокоррекции. |
Итоги урока | Подведение итогов | Обобщение применения математики в нашей жизни | Дают оценку: математика применяется во всех сферах нашей жизни. Оценивают себя. Проговаривают, кто как работал. | Слайд №9 «Связь математики с жизнью» Слайд №10 «Самоанализ урока» | Самооценивание | Обеспечение возможности саморефлексии. |
Самоанализ
Содержание учебного материала и виды работ были направлены на освоение новых умений, навыков и способов работы с информацией, на развитие положительной мотивации, эмоциональной сопричастности обучающихся к деятельности на уроке и познавательной активности. На уроке были задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения. Все эти методы, формы и средства помогали достижению триединой дидактической задачи. Содержание урока математики структурировано в соответствии с представлениями о саморазвитии личности в логике достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания письменной работы с устной и т.д.
Активизация знаний включала в себя разминку с выходом на проблемную задачу, самостоятельный поиск решения и получения обучающимися самостоятельного опыта социального действия. Проблемную задачу обучающиеся получили из видео вопроса от преподавателя литературы и преподавателя музыки.
Новые знания обучающиеся приобрели в результате работы с текстами художественной литературы, терминами, иллюстративным материалом и нотной грамотой под руководством учителя.
На протяжении всего урока хорошо прослеживаются межпредметные связи (математические задачи в литературе, математическая модель в музыке), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. Следует заметить, что обучающиеся 6 класса внесли весомый вклад при изучении плана проектной работы, так как именно от них пятиклассники получили дополнительную информацию о данном виде работы.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Нормы СанПиН соблюдены.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей, в основной этап урока были включены элементы здоровьесберегающих технологий, а именно смена видов деятельности, проектная деятельность, просмотр видеофрагментов, работа в группах и др.
Объём учебного материала был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и обучающиеся не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью.
Обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся по освоению новых умений, навыков и способов работы с информацией по достижению результата решалось через предложенное каждой группе задание, которое способствовало как закреплению, так и применению знаний на практике.
Результаты работы были размещены обучающимися 5 класса по этапам проектной работы с помощью экспертов по проектам – шестиклассников. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, проблемная задача решена, план проектной работы изучен, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия.
Обеспечение возможности самокоррекции и саморефлексии позволило использовать различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют свои знания.
В завершении урока были созданы условия для рефлексии, самооценки, подведения итогов. Обучающиеся сформулировали вывод о взаимосвязи учебных предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"
Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....
Основы метапредметного подхода в обучении математике
Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия, способствующие формированию у него ключевой компетенции – умению уч...
«Интеграция социально-гуманитарных предметов как одна из форм метапредметного подхода в обучении»
Выступление на 1 республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений "Инновации и традиции в современном образовании"...
Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.
В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...
Реализация метапредметного подхода в обучении английскому языку: содержание обучения, формы организации деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Предъявление опыта работы...
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ".
laquo;Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учи...
Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.
В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...