ВПР по математике: структура заданий, анализ трудностей, система подготовки
статья по математике
Выступление на заседании РМО учителей математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_vpr_avgust_2019.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ВПР по математике: структура заданий, анализ трудностей, система подготовки
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень.
ВПР представляют собой контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Эти итоговые контрольные работы по отдельным предметам проводятся с 4-го класса, их результаты не влияют на перевод ученика из класса в класс и отметки аттестата. Цель – оценка уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также совершенствование методики преподавания и формирование программ развития образования.
История введения ВПР
В рамках модернизации системы общего образования, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года, в школах России вводится поэтапная реализация ФГОС начального общего образования. Соответственно, первый выпуск обучающихся начальной школы, проходивших обучение с учетом требований ФГОС, пришелся на 2015-2016 учебный год. Именно к этому времени и было приурочено проведение первых проверочных работ. В частности, проведение ВПР по математике было осуществлено в два этапа: репетиция работы в декабре 2015 года и написание основной работы в мае 2016 года.
Скандальные итоги проекта за 2017 год
В программе были задействованы почти 40 000 тысяч российских школ, участниками проекта стали около 3 миллионов школьников. Полученные результаты были обработаны и проанализированы соответствующими службами, итоги в виде статистических данных были направлены в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. В результате проверки было обнаружено, что дети из обычных школ получили баллы выше, чем дети из гимназий. Подобные данные были поставлены под сомнение и учителей начали подозревать в сознательном завышении баллов. После изучения полученной информации пресс-служба Рособрнадзора передала указанный отчет с указанием реестра школ, в которых были обнаружены необъективные итоги, в регионы для дальнейшей обработки и принятию мер на местах.
При анализе были отмечены образовательные организации, в которых результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего результата по региону. При этом школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов, и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников. Также анализировались средние проценты выполнения каждого задания учащимися: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что школьникам помогали справиться с более сложными заданиями.
При анализе результатов учитывались такие признаки необъективности как завышенные значения среднего балла ВПР, несоответствие результатов ВПР и школьных отметок, резкое возрастание или резкое падение результатов одной параллели от одного класса к следующему. При этом в перечень школ с признаками необъективных результатов не были включены школы, отмеченные региональными координаторами как образовательные организации со стабильно высокими результатами.
Изменения в проведении ВПР
- В 2018 году Рособрнадзор планировал перепроверять за учителями, а затем публиковать список школ, которые завысили результаты.
- В 2019 году участие в ВПР обучающихся 4, 5, и 6 классов было обязательным, в 7 и 8 классах – добровольным.
- В 2020 году ВПР станут обязательными и для 7-8 классов.
Цель ВПР: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
- поддержка реализации ФГОС начального и основного общего образования;
- информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования;
- готовность школьников к продолжению образования;
- своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов;
- обеспечение единства образовательного пространства РФ.
Ключевые особенности ВПР по математике
- всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах;
- в рамках всероссийских проверочных работ наряду с предметными результатами оцениваются и метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями;
- ВПР имеют свою специфику, как в структуре самих работ, так и в технологии оценивания;
- единый подход к критериям оценивания задан в описании работы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Использование результатов ВПР
- на федеральном уровне
- мониторинг результатов введения ФГОС;
- формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учёта результатов в качестве портфолио.
- на региональном уровне
- своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
- на уровне образовательной организации
- корректировка образовательного процесса;
- учет результатов ВПР при выставлении отметок по предмету.
- на уровне учеников и родителей
- выявление склонностей, проблемных зон, планирование повторения, получение ориентиров для построения образовательных траекторий.
Структура заданий ВПР
5 класс | 6 класс | 7 класс |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ | ||
Работа содержит 14 заданий. | Работа содержит 13 заданий. | Работа содержит 16 заданий. |
Всего заданий — 14. | Всего заданий — 13. | Всего заданий — 16. |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ | ||
Каждое верно выполненное задание 1—5, 7, 8, 11 (пункт 1), 11 (пункт 2), 12 (пункт 1), 12 (пункт 2), 13 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок. | Правильное решение каждого из заданий 1–8, 10, 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок. | Правильное решение каждого из заданий 1–11, 13, 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину; изобразил правильный рисунок. |
Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется. | ||
«2» - 0-6 баллов «3» - 7-10 баллов «4» - 11-14 баллов «5» - 15 -20 баллов | «2» - 0-5 баллов «3» - 6-9 баллов «4» - 10-13 баллов «5» - 14 -16 баллов | «2» - 0-6 баллов «3» - 7-11 баллов «4» - 12-15 баллов «5» - 16 -19 баллов |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Дополнительные материалы и оборудование не требуются | ||
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ | ||
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется | ||
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ
(5 класс)
№ задания | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП НОО | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «натуральное число» | 1 |
2 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «обыкновенная дробь» | 1 |
3 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь» | 1 |
4 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части | 1 |
5 | Овладение приемами выполнения тождественных преобразований выражений | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений | 1 |
6 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин | Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины; выделять эти величины и отношения между ними; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки | 2 |
7 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин | Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия | 1 |
8 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин | Находить процент от числа, число по проценту от него; находить процентное отношение двух чисел; находить процентное снижение или процентное повышение величины | 1 |
9 | Овладение навыками письменных вычислений | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий | 2 |
10 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин | Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений | 2 |
11 | Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы | 1 |
Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | 1 | |
12 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин | Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях | 1 |
Развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, развитие изобразительных умений | Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни | 1 | |
13 | Развитие пространственных представлений | Оперировать на базовом уровне понятиями: «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар» | 1 |
14 | Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений | Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности | 2 |
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ
(6 класс)
№ задания | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП НОО | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «целое число» | Б | 1 |
2 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «обыкновенная дробь», «смешанное число» | Б | 1 |
3 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь» | Б | 1 |
4 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части | Б | 1 |
5 | Умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах | Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира | Б | 1 |
6 | Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | Б | 1 |
7 | Овладение символьным языком алгебры | Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа | П | 1 |
8 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Сравнивать рациональные числа / упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей, десятичных дробей | П | 1 |
9 | Овладение навыками письменных вычислений | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений | П | 2 |
10 | Умение анализировать, извлекать необходимую информацию | Решать несложные логические задачи, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях | П | 1 |
11 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин | Решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины | П | 2 |
12 | Овладение геометрическим языком, развитие навыков изобразительных умений, навыков геометрических построений | Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни | П | 1 |
13 | Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений | Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности | В | 2 |
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ
(7 класс)
№ задания | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП НОО | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число» | Б | 1 |
2 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь» | Б | 1 |
3 | Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | Б | 1 |
4 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин | Записывать числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения | Б | 1 |
5 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин | Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины | Б | 1 |
6 | Умение анализировать, извлекать необходимую информацию | Решать несложные логические задачи; находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях | Б | 1 |
7 | Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | Б | 1 |
8 | Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функциональнографические представления | Строить график линейной функции | Б | 1 |
9 | Овладение приёмами решения уравнений, систем уравнений | Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать системы несложных линейных уравнений / решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным, с помощью тождественных преобразований | Б | 1 |
10 | Умение анализировать, извлекать необходимую информацию, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах | Оценивать результаты вычислений при решении практических задач / решать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат | П | 1 |
11 | Овладение символьным языком алгебры | Выполнять несложные преобразования выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращённого умножения | Б | 1 |
12 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Сравнивать рациональные числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных чисел | Б | 2 |
13 | Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем | Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты | Б | 1 |
14 | Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем | Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения | П | 2 |
15 | Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей | Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам | П | 1 |
16 | Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера | Решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи | П | 2 |
Анализ трудностей, возникших при выполнении заданий ВПР в 5, 6 классе (презентация)
Система подготовки
Документы, определяющие содержание всероссийской проверочной работы информационный портал «Всероссийские проверочные работы» https://vpr.statgrad.org/#3363
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Использование дополнительных пособий и рабочих тетрадей для подготовки к ВПР по математике, которые выпускают такие издательства, как «Легион», «Экзамен» и т.д.
Также организовать работу по подготовке к ВПР позволяют многочисленные электронные образовательные ресурсы, например, РешуЕГЭ, ЯКласс, Знаника, Меташкола, Учи.ру и т.д.
Как школьнику подготовиться к ВПР
Родители не должны передавать ребенку свои волнения и страхи за результат проверочных работ, поскольку ВПР — это те же контрольные работы, которые ученики и прежде выполняли в конце учебного года. Важно в этот период проследить, чтобы школьник соблюдал правильный режим дня. Здоровый сон, обязательные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание помогут ученику физически и психологически подготовиться к проведению аттестации. А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.
Как помочь обучающимся успешно подготовиться к ВПР
- Составить план подготовки по предмету и рассказать о нем учащимся.
- Дать учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
- Не говорить с учащимися о ВПР слишком часто.
- Использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
- Научить учащихся работать с критериями оценки заданий.
- Не показывать страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР .
- Хвалить своих учеников.
- Общаться с коллегами!
- Обсуждать с учащимися важность здорового образа жизни.
- Поддерживать внеучебные интересы учащихся.
- Общаться с родителями и привлекать их на свою сторону!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ (письмо и эссе) структура задания, стратегии выполнения, критерии оценивания
Подготовка к ЕГЭ (письмо и эссе) структура задания, стратегии выполнения, критерии оценивания...
Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)
Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...
Фонематический анализ в системе работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте
В работе раскрывается значение добукваврного, т.е. звукового периода в работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, приводится понимание звукового анализа слов в современной методике. Также в...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика «Решение заданий повышенной трудности» для учащихся 9 классов (32 часа)
Программа разработана как дополнение к школьной программе по математике 9класса . Актуальность и новизна программы:Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных...
«Разбор нового типа задания: анализ графика спроса и предложения. Подготовка к выполнению задания №21 КИМ ЕГЭ по обществознанию»
Задание 21 в ЕГЭ предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый долженосуществить поиск социальной информации и выполн...
«Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»
laquo;Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»...
Внеклассное занятие по литературе на тему: "215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Анализ повести "Портрет". Подготовка к ЕГЭ (задание 27)"
Внеклассное занятие по литературе на тему: "215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя". Разбор повести "Портрет". Подготовка к ЕГЭ (задание 27)....