Методическая разработка "Комбинаторика на математическом кружке"
методическая разработка (5, 6 класс)
Комбинаторика
Главная цель- осознанное понимание школьниками, в какой ситуации при подсчете вариантов следует перемножать, а в какой складывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_kombinatornyh_zadach.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ
Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: формировать представление о решении комбинаторных задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; уметь правильно решать комбинаторные задачи с помощью составления таблицы и дерева вариантов, с помощью комбинаторного умножения. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные — уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные — уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать модели и схемы для решения задач |
Основные понятия | Комбинаторное умножение, дерево вариантов |
Ресурсы | Учебник |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ
Тип урока: закрепление новых знаний и способов действий.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достиженшо запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
предметные | универсальные учебные действия (УУД) | ||||||
2 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: — актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; — создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; — установить тематические рамки | Устанавливает тематические рамки | Работа с учебником: с. 19, № 96 — подробный разбор решения задачи, представленное в учебнике | Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Работают с учебником и разбирают решение задачи | Знать правило комбинаторного умножения. Уметь строить дерево вариантов | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме | ||
П. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: — создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; — организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализирован- ных знаний | Работа с учебником: с. 45, № 267 — алгоритм составления рисунка для иллюстрации условия задачи | Работают с учебником. Проговаривают затруднения | Знать правило комбина- торного умножения. Уметь строить дерево вариантов | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую); использовать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение | ||
111. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: — организовать составление совместного плана действий; — определить средства достижения цели | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий | Работа с учебником. 46, № 268 с комментированием | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя | Уметь составлять иллюстрацию к решению задачи | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | ||
IV. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание в речи и знаках; — организовать устранение затруднения | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках | Работа с учебником. 47, № 283; с. 52, № 323; с. 57, № 356-в тетрадях и у доски с проговариванием алгоритма решения | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Уметь решать комбинаторные задачи с помощью правила произведения | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке | ||
У. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | — Подведем итог работы на уроке. — Назовите тему урока. — Расскажите, чему вы научились на уроке. Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. Домашнее задание: придумайте три комбинаторных задачи, запишите условия и решите их | Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятий для математического кружка
В этой работе представлены разработки нескольких занятий для математического кружка. Они содержат задачи занимательного характера, развивающие логическое мышление, вызывают интерес к предмету....
Методическая разработка для практических занятий кружка "Моделирование из бумаги"
Методическая разработка составлена с целью подробного описания особенностей выполнения некоторых практических работ в курсе программы кружка "Моделирование из бумаги". Может использовать как дополните...
Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем....
Методическая разработка комбинированного занятия математического кружка для учащихся 7 классов
Вопросы, рассмотренные на данном занятии.1) Рассказ о Листе Мёбиуса (из рубрики – это интересно)Рубрика – это интересно. Занимательный, интересный и доступный материал. Это могут быт...
Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...
Методическая разработка учебного занятия в кружке художественного вязания «Вязание крючком по схеме»
Данное занятие предназначено для учащихся 9 – 11 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка художественного вязания «Искусница», 2-й год обученияЦель: Расширение знаний, умений и...
Методическая разработка урока в рамках кружка "Юный музеевед"
На базе кружка "Юный музеевед" есть музей "Старая Ржевка". Разработаны материалы, методические разработки по данной тематике. Материал будет полезен учителям и родителям учащихся 5...