Статья. Нестандартные задачи для самостоятельного решения.
статья по математике (6 класс)
Примеры нестандартных задач для самостоятельного решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернышева Елена Александровна,
Учитель математики
ГБОУ СОШ№591
Невского района Санкт - Петербурга
Статья. Нестандартные задачи для самостоятельного решения
Самостоятельная работа № 1.
1. Два сына и два отца съели 3 яйца. Поскольку яиц съел каждый?
2.Из трех монет одна фальшивая, она легче остальных. За сколько взвешиваний на чашечных весах без гирь можно определить, какая именно монета фальшивая?
3.Для покупки 8 воздушных шариков у Тани не хватает 20 рублей. Если она купит 5 шариков, то у нее останется 100 рублей. Сколько денег было у Тани? Сколько стоит один шарик?
4. Чашка и блюдце вместе стоят 250 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 887 рублей. Найдите цену чашки и цену блюдца.
Самостоятельная работа №2
1. Курица, стоя на одной ноге весит 2 кг. Сколько она будет весить, стоя на двух ногах?
2.Из 9 монет одна фальшивая, она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно фальшивая?
3.Для покупки порции мороженного у Пети не хватало 7 рублей, а у Маши одного рубля. Тогда они сложили имевшиеся у них деньги. Но их также не хватило на покупку одной порции мороженого. Сколько стоила порция мороженого?
4.Известно, что 4 карандаша и 3 тетради стоят 96 рублей, а 2 тетради и 1 карандаш – 54 рублей. Сколько стоит один карандаш и одна тетрадь?
Самостоятельная работа № 3.
1. Летели гуси: 2 впереди, 1 сзади, 1 впереди, 2 позади. Сколько гусей летело?
2. В гараже стояли легковые машины и мотоциклы с колясками, всех вместе 18.У них было 65 колес. Сколько мотоциклов с колясками стояло в гараже?
3. Четыре утенка и пять гусят весят 4кг 100г, пять утят и четыре гусенка весят 4 кг. Сколько весит один утенок?
4. Можно ли имея два сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 4 литра воды?
Самостоятельная работа № 4.
1.Два шпиона с Марса зарылись в песок и наблюдают за проходящим караваном. Они зарылись так, что один шпион видел только ноги, а второй только горбы. Первый насчитал 440 ног, а второй 160 горбов. Сколько двугорбых верблюдов в этом караване?
2.Как раставить16 стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по 5 стульев?
3.У крольчат и гусят вместе 44 ноги и 15 голов. Сколько крольчат и сколько утят?
4.Известно, что 4 карандаша и 3 тетради стоят 96 рублей, а 2 тетради и 2 карандаша – 54 рубля. Сколько стоят 8 карандашей и 7 тетрадей?
Самостоятельная работа № 5.
1.Сережа решил подарить маме на день рождения букет цветов (розы, тюльпаны или гвоздики) и поставить их или в вазу, или в кувшин. Сколькими способами он может это сделать? Покажите графически. (6)
2.Сколькими способами могут встать в ряд Кролик, Винни-Пух и Пятачок? Запиши все способы. (6)
3.Запиши трехзначное число из трех разных цифр (без нуля). Составь все возможные числа из этих цифр (6 чисел), чтобы цифры в них не повторялись.
4.В мешке 2 красных шарика и 4 синих. Из мешка достали 3 шарика. Можем ли мы утверждать, что среди них есть хотя бы один красный? (нет)
Самостоятельная работа № 6.
- Каждый из шести богатырей должен сразиться с каждым из остальных пяти. Сколько всего будет поединков? (15)
- Мартышка, Удав, Слоненок и Попугай обменялись рукопожатиями. Сколько рукопожатий получилось? (6)
- В мешочке 3 красных и 3 зеленых шарика. Нарисуй все возможные результаты, если вынимаем: а) по 2 шарика; б) по 3 шарика.
- В пенале 2 ручки и 3 карандаша. Какое наименьшее количество предметов надо взять, чтобы там оказалась хотя бы 1 ручка? (4)
Критерии оценки самостоятельных работ №1-№ 6: решены четыре задачи - высокий уровень успешности, три задачи - средний, одна задача - низкий уровень успешности.
Самостоятельная работа №7.
Задание №1.
Числовой ряд. Продолжите числовой ряд:
а) 3; 12; 48..
б) 1;8;27..
Задание №2.
Подумайте, как связаны первые два слова и укажите недостающее из списка.
а) Уменьшаемое – разность,
Множитель - ……? (сумма; вычитаемое; произведение; умножение)
б) Сантиметр - миллиметр,
гектар - …… ? (километр; квадратный дециметр, площадь, метр)
Задание №3.
Исключите лишнее слово:
а) сумма, разность, множитель, частное;
б) девять, двенадцать, восемь, пятнадцать.
Задание№4.
Вычислите: 1+3+5+7+9+----+99.
Задание№5.
Примените аналогию. Составьте уравнение, аналогичное числовому выражению
3*12+ (23+12) = 67.
Задание №6.
От дома Ивана-Царевича до Змея Горыныча ведут 3 дороги. От Змея Горыныча до Кощея Бессмертного ведут тоже 3 дороги. Сколько различных путей ведут до Кощея Бессмертного, если по дороге надо сразиться со Змеем Горынычем? (9)
Задание №7.
У тебя 4 ключа. Один из них подходит к твоей двери. Сколько ключей надо проверить, чтобы наверняка найти подходящий?
(3. Если 3 не подходят, то 4- ый подойдет обязательно.)
Задание №8
Лев съел овцу за 2 часа, волк съел овцу за 3 часа, а пес съел овцу за 6 часа. Как скоро они втроем съели бы овцу?
Задание №9.
Два одинаковых огурца и один помидор весят вместе 800г, а два таких же помидора и один огурец весят вместе 700г. Определите массу одного огурца и одного помидора в отдельности.
Задание №10.
На одной чашке весов – 2 куска мыла, а на другой – 3/2 такого же куска и еще 50 граммов. Весы находятся в равновесии. Какова масса куска мыла?
Самостоятельная работа № 8
Задание № 1.
За пять недель пират Ерема способен выпить бочку рома. А у пирата Емели ушло б на это две недели. За сколько дней прикончат ром пираты, действуя вдвоем?
Задание № 2.
Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за два месяца, овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза, овца вместе съедят такой же воз сена?
Задание № 3.
В кастрюлю необходимо налить 4л воды. У хозяйки есть только два сосуда: один емкостью 5л, а второй емкостью 3л. Как поступила хозяйка?
Задание № 4.
На одну чашку весов положен кусок мыла, а на другую чашку ¾ такого же куска и еще 50г. Весы находятся в равновесии. Какова масса куска мыла?
Задание №5. Сколько распиловок по одному метру надо сделать, если есть 6 метров и их общая длина 21 метр? Во всех бревнах целое число метров и нет двух бревен одинаковой длины.
Задание №6.
Продолжите ряд чисел:
а) 1 2 4 7 11 16….?
б) 20 17 14 11 8 ?
2 6 10 14 18 ?
в) 15 23
19 24 27 ?
г) Найдите недостающее число: 1; 25; 9; 36; 4; 64; 49?
д) Продолжите ряд чисел: 31; 30; 15; 14; 7?
Ход рассуждений при решении 6 задания.
- Поиск закономерностей.
Попытка определения закономерности в расстановке чисел:
а) на сколько, во сколько больше или меньше;
б) при сравнении: последовательных чисел или через число, или через два числа и т.д.
2. Поиск закономерностей. Попытка определить закономерность в представлении чисел, связанных со степенью числа.
3. Поиск других оснований для построения ряда, например, перемножаются две цифры, входящие в предыдущее число.
4. Творческий этап. Разработка аналогичных числовых рядов.
Список литературы
- Воронцова Л.Я. Развитие логического мышления на уроках математики // Образование в современной школе.-2007. -№2.
- Гаврилова И. Логические задачи // Математика.-2009.-№5.
- Горячев А. В., Горина К. Н., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах, II ч. – М: «Баласс», 2002 .
- Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. – М.: Омега, 1994.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк.-5-е изд.-М.: Просвещение, 1918.
- Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи.-2-е изд., М.: Наука. Главная редакция физико – математической литературы,-1988.
- Сгибнев А. Как на уроке математики развивать исследовательские умения // Математика.-2009.-№6.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Я – «Академия развития», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачник "Задачи для самостоятельного решения"
Задачник по языку программирования Паскаль....
Задачи для самостоятельного решения по программированию
Нужные задачи для отработки навыка при подготовке к олимпиаде по программированию на языке Pascal...
Задачи для самостоятельного решения по динамике (10 класс)
Разноуровневы задачи по динамике...
Определение формул органических веществ. Задачи для самостоятельного решения.
Задачи для самостоятельного решения. Часть 1 Определение формулы вещества по составу. Для 10-11 класса....
Определение формул органических веществ. Задачи для самостоятельного решения.
Задачи для самостоятельного решения для 10-11 класса, Часть 2 Определение формулы вещества по продуктам сгорания. Подготовка к ЕГЭ....
Определение формул органических веществ. Задачи для самостоятельного решения.
Задачи для самостоятельного решения. Часть 3 Определение формулы вещества по химическим свойствам. Для 10-11 класса. Подготовка к ЕГЭ...
Задачи для самостоятельного решения.
Карточка с задачами для самостоятельного решения по теме "Степень", алгебра 7 класс, для классов с углубленным изучением математики....