урок математики в 5 классе "Сложение натуральных чисел"
методическая разработка по математике (5 класс)

Никонова Елена Вячеславовна

Данный урок, первый урок в теме "Сложение натуральных чисел" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Сложение натуральных чисел.

Цели:

  • образовательные: сформировать у учащихся понятие сложение натуральных чисел, научить находить  с помощью действия сложения сумму чисел, научить использовать понятия слагаемое, сумма, рассмотреть примеры на сложение натуральных чисел;
  • развивающие: развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи;
  • воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради, усидчивость.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учеников.

2. Мотивация урока.

 Ребята разгадывают кроссворд, в котором узнают тему следующего урока.

  1. Как называются числа, которые мы складываем?
  2. Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца.
  3. Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
  4. Знак арифметического действия, противоположного сложению.
  5. На что разделяют многозначные числа для удобства их чтения?

С

Л

А

Г

А

Е

М

Ы

Е

Л

У

Ч

П

Р

Я

М

А

Я

М

И

Н

У

С

К

Л

А

С

С

3. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос:

1.Как называют числа, которые складывают?

2. Как называют результат сложения?

3. Как называют числа, которыми мы пользуемся при счете?

Выполните устно: (работа на концентрацию внимания и быстроту мышления)

В каждом примере найти сумму, расположить эти числа в порядке убывания сопоставить соответствующую букву – полученное слово-название самого высокого в мире вулкана «ЛЬЮЛЬЯЙЛЬЯКА»

Л      746+354        Ю     540+360          Ь      140+260

А      27+72            Л      146+44            Я      188+112

Ь      104+46           Й      171+29           Я       117+3

К      36+64             Ь      276+724         Л       169+331

4. Изучение нового материала 

Числа 5 и 3 называются слагаемыми, выражение 5+3 называется суммой. Число, полученное при сложении, называется значением суммы или суммой. Выражение 2*3 + 4*5 тоже можно назвать суммой, так как последнее действие здесь – сложение. Слагаемые здесь представлены в виде произведений. Первое слагаемое – произведение чисел 2 и 3, второе слагаемое – произведение чисел 4 и 5.

Решить устно №208, 209.

Сложение натуральных чисел можно изобразить на координатном луче:№218.

Работа с учебником: п.7.

  • Что узнали нового?
  • Что вам уже знакомо из этого параграфа?
  • Какие сделаем выводы?

Историческая справка о возникновении знака «+»

Сколько примеров и задач вы решили за 4 года обучения в школе?

Сколько раз вы писали «+» и «-», «*» и «/» ?

А задумывались ли вы хоть раз о том, откуда эти знаки пришли и что означали?

Говорят, что «+» и «-» возникли в результате торговли. Торговцы вином отмечали черточками сколько мер вина они продали, а когда доливали в бочку новые запасы,то их перечеркивали. Так появились знаки сложения и вычитания.

Считают, что «+» появился в 15веке. До этого слагаемые записывали без знака друг за другом.

В начале 15 века для обозначения действия сложения использовали начальную букву лат.слова «PLUS» - сложить.

Существуют и др.объяснения, вместо а+в (в лат.писали а et в, писали много и для сокращения стали писать a t в, а вскоре и вовсе а+в).

Слово «слагаемое» впервые встречается в работах математиков в 13 веке, а «сумма» в 15 веке.

5. Закрепление нового материала.

Какое действие мы с вами выполнили?

 - Как записать действие сложения на математическом языке? При помощи какого знака?

 - Как называется то, что мы получили в результате сложения? (Сумма – результат, значение суммы, целое)

 - Как получить целое?

 - Назовите первое слагаемое, второе.

 - Чему равно первое слагаемое? - 2

 - Второе? - 1

 - Составьте выражение. 2 + 1

 - Превратите это выражение в равенство. 2 + 1 = 3

 - Чему равен результат сложения? 3. А как по - другому можно назвать результат сложения? (Сумма, целое)

- Как называются компоненты при сложении?

Решить устно № 212, 213, письменно № 215, 217, 218, 225.

6. Физминутка

Учитель предлагает учащимся встать из-за парт и выполнить упражнения.

Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - на лево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.

7. Самостоятельная работа.

Решить  № 224.

8. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

  • Какие знания понадобились тебе на уроке?
  • Что понравилось на уроке больше всего?
  • Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке?
  • Д/з: выучить п.7, вопросы с.60, решить № 230, 219, 247(а)*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Урок по математике: "Свойства умножения натуральных чисел", 5 класс

Цели урока:    познакомить со свойствами умножения натуральных чисел;способствовать формированию умения умножать натуральные числа;воспитывать интерес учащихся к изучению математики;спо...

Технологическая карта урока по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

Второй урок по теме "Деление натуральных чисел". Учащимся предлагается совершить виртуальное путешествие в мир животных. Выполняя задания по математике, увчащиеся узнают интересные факты о животных....

раздаточный материал к уроку по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

Раздаточный материал  выдаётся каждому ученику. В ходе виртуального путешествия, учащийся выполняет задания и, заполняя пропуски, получает информацию о животном....

приложения к уроку по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

В приложении дан лист самоконтроля, который каждый учащийся заполняет в ходе урока, задания для виртуального путешествия в мир животных, интересные факты о животных...

Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс

Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс...