Рабочая программа по элективному курсу "Практикум по математике"
рабочая программа по математике (10, 11 класс)
Задачи и упражнения, предлагаемые в данном курсе, дают возможность отработать и закрепить практические навыки в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в математике, позволяет подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ, тем самым, исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_matematike.docx | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Приказ №__________ от _________
Директор МБОУ СОШ №1
Гомонишина Л.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному кусу «Практикум по математике»
Класс 10а__________________________________________
Количество часов____34____________________________
Учитель___Тищенко Марина Васильевна____________
Программа разработана на основе_ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №413 от 17.05.2012г.,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Практикум по математике» рассчитан на 34 часа, является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Программа элективного курса по теме: «Практикум по математике» ориентирована, в итоге, на приобретение практического опыта при решении задач и упражнений. Задачи и упражнения, предлагаемые в данном курсе, дают возможность отработать и закрепить практические навыки в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в математике, позволяет подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ, тем самым, исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений среднего образования.
Изучение данного элективного курса тесно связанно с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к
ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности.
В списке тем данного элективного курса, цель которого – подготовка учащихся к ЕГЭ, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче единого государственного экзамена по математике в 2018 году.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.
Цели курса:
- На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать практические навыки, математическую культуру и творческие способности учащихся. Отработка алгоритмов и методов решения задач по выбранным темам, расширение знаний, полученных при изучении курса математики.
- Закрепление и развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
- Обобщение и систематизация методов решения уравнений, неравенств и их систем.
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
- Выявление и развитие их математических способностей.
- Подготовка к обучению в ВУЗе.
- Обеспечение усвоения учащимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
- Развитие коммуникативных и обще-учебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
- Практикум, групповая и самостоятельная работа.
Формы контроля.
- Текущий контроль: тестовые работы.
- Итоговый контроль: зачеты по темам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по курсу:
Уметь выполнять тождественные преобразования выражений.
- Знать методы и алгоритмы решения уравнений и неравенств.
- Уметь решать линейные и квадратные уравнения и неравенства .
- Уметь решать иррациональные, логарифмические,
показательные, тригонометрические уравнения, а также их системы аналитически и графически.
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Результаты освоения учебного предмета практикум по математике к концу 10 класса:
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть навыками самостоятельной деятельности при решении задач;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
К концу изучения курса учащиеся должны:
1) уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) уметь определять назначение и функции различных социальных институтов;
8) уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
9) владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
10) владеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин (не требующих углубленной математической подготовки), продолжения образования;
11) формулировать представления о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимать возможности аксиоматического построения математических теорий;
12) владеть методами доказательств и алгоритмов решения; уметь их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
13) владеть стандартными приѐмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использовать готовые компьютерные программы, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
14) сформировать представления об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
15) владеть основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформировать умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применять изученные свойства геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
16) владеть навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Название предмета «Практикум по математике» Количество часов на учебный год 34
Раздел «Содержание учебного предмета».
Наименование темы | Содержание темы | Перечень лабораторных, практических работ, творческие работы, экскурсии, направления проектной деятельности | Характеристика основных видов деятельности ученика, универсальных учебных действий (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные) в рамках изучения темы |
I. Общие понятия уравнений и неравенств с одной переменной | Линейные уравнения. Общие методы решения. Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств, алгоритмы их решения. | Основные виды деятельности: Личностные УУД: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Метапредметные УУД: коммуникативные: развивать умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; познавательные: понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; регулятивные: формировать умение ясно, четко и грамотно излагать свою точку зрения как устно, так и письменно, пользуясь языком математики. | |
II. Обобщенные методы решения квадратных уравнений и неравенств. Графические методы решения. | Квадратные уравнения и неравенства, общие методы их решения. Метод интервалов. | Проект «10 способов решения одного уравнения» | Основные виды деятельности: По графикам степенной функции описывать ее свойства (монотонность, ограниченность). Приводить примеры степенной функции (заданной с помощью функции или графика), обладающей заданными свойствами (например, ограниченности). Разъяснять смысл перечисленных свойств. Анализировать поведение функции на различных участках области определения. Распознавать равносильные преобразования; преобразования, приводящие к появлению уравнения-следствияПрименять свойства степенной функции при решении прикладных задач. Личностные УУД: формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности, требующих ответственного и творческого отношения Метапредметные УУД: -коммуникативные: развитие умений взаимодействия в процессе поиска решения познавательные: - интерпретация явлений и процессов, происходящих по степенному типу; -уметь самостоятельно определять цели деятельности по изучению элементарных функций и их применению регулятивные: развитие критичности мышления в процессе оценки и интерпретации информации, полученной из разных источников |
III. Рациональные уравнения и неравенства. Общий метод решения. | Рациональные уравнения. Общий метод решения. Решение дробно-рациональных уравнений с переменной. Рациональные неравенства с одной переменной. Обобщенный метод интервалов. | Основные виды деятельности: Решать рациональные и иррациональные уравнения. Распознавать графики и строить график степенной функции, изучать свойства функции по графикам. Применять свойства степенной функции при решении прикладных задач. Личностные УУД: формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности, требующих ответственного и творческого отношения Метапредметные УУД: -коммуникативные: развитие умений взаимодействия в процессе поиска решения познавательные: - интерпретация явлений и процессов, происходящих по степенному типу; -уметь самостоятельно определять цели деятельности по изучению элементарных функций и их применению регулятивные: развитие критичности мышления в процессе оценки и интерпретации информации, полученной из разных источников | |
IV. Иррациональные уравнений и неравенства. Общий метод решения. | Иррациональные уравнения. Равносильность переходов, отбор корней. Иррациональные неравенства. Равносильность переходов. | Основные виды деятельности: Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Вывод и доказательство формул.Анализ формул. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; | |
V. Тригонометрические уравнения и неравенства. Общий метод решения. | Тригонометрические уравнения и методы их решения. Отбор корней. Тригонометрические неравенства. Общий метод решения. | Исследовательская работа «История тригонометрии» | Основные виды деятельности: Решать тригонометрические уравнения, неравенства, а также уравнения и неравенства, сводящиеся к простейшим при помощи замены неизвестного, решать однородные уравнения. Применять все изученные свойства и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств при решении прикладных задач. Решать тригонометрические уравнения, неравенства при помощи введения вспомогательного угла, замены неизвестного t = sin х + cos х. Решать системы тригонометрических уравнений разными способами. Решать тригонометрические уравнения и неравенства, применяя разные способы. Личностные УУД: развитие творческой инициативы, исследовательских умений, самокритичности. Метапредметные УУД: -коммуникативные: осознание взаимосвязи математики со всеми предметами естественно-гуманитарного цикла; познавательные: формирование приемов перехода от аналитической к графической модели и обратно регулятивные: расширение средств моделирования реальных процессов и явлений. |
VI. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Общие методы решения. | Показательные уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней. Логарифмические уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней. | Решать простейшие показательные уравнения, неравенства и их системы. Решать показательные уравнения методами разложения на множители, способом замены неизвестного, с использованием свойств функции, решать уравнения, сводящиеся к квадратным. Распознавать графики и строить график показательной функции, изучать свойства функции по графикам. Формулировать гипотезы о количестве корней уравнения, содержащего показательную функцию, и проверять их. Выполнять преобразование графика показательной функции: параллельный перенос. Применять свойства показательной функции при решении прикладных задач. Решать логарифмические уравнения методами разложения на множители, способом замены неизвестного, с использованием свойств функции, решать уравнения, сводящиеся к квадратным. Распознавать графики и строить график показательной функции, изучать свойства функции по графикам. Формулировать гипотезы о количестве корней уравнения, содержащего логарифмическую функцию, и проверять их. Выполнять преобразование графика логарифмической функции: параллельный перенос. Применять свойства логарифмической функции при решении прикладных задач. Личностные УУД: расширение средств и методов преобразований символьного языка. Метапредметные УУД: -коммуникативные: осознание взаимосвязи математики со всеми предметами естественно-гуманитарного цикла; познавательные: обучение моделированию реальных процессов, протекающих по законам экспоненциальной зависимости , и исследованию созданных моделей с помощью аппарата логарифмирования; регулятивные: развитие критичности мышления в процессе оценки и интерпретации информации, полученной из разных источников |
Раздел «Тематическое планирование»
Тема | Количество часов | № урока | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные, творческие работы и т. д. |
Общие понятия уравнений и неравенств с одной переменной | 4 | Линейные уравнения. Общие методы решения | 03.09.19 | ||
Решение линейных уравнений | 10.09.19 | ||||
Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств | 17.09.19 | ||||
Алгоритм решения линейных неравенств. Тестовая работа (20 мин.) | 24.09.19 | ||||
Общие методы решения квадратных уравнений, и неравенств. Графические методы решения. | 4 | Общие методы решения квадратных уравнений. | 01.10.19 | ||
Решение квадратных уравнений . | 08.10.19 | ||||
Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов) | 15.10.19 | Проект «10 способов решения одного уравнения» | |||
Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов). Тестовая работа (20 мин.) | 22.10.19 | ||||
Рациональные уравнения и неравенства. Общий метод решения. | 4 | Рациональные уравнения . Общий метод решения. | 5.11.19 | ||
Решение дробно – рациональных уравнения с переменной. Равносильность переходов. | 12.11.19 | ||||
Рациональные неравенства с переменной. Обобщенный метод интервалов . | 19.11.19 | ||||
Решение рациональных неравенств. Тестовая работа (20 мин.) | 26.11.19 | ||||
Иррациональные уравнения и неравенства. Общий метод решения. | 6 | Иррациональные уравнения, содержащие знак корня. Равносильность переходов, отбор корней. | 3.12.19 | ||
Решение иррациональных уравнений | 10.12.19 | ||||
Зачетная работа № 1: «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ». | 17.12.19 | ||||
Иррациональные неравенства. Равносильность переходов. | 24.12.19 | ||||
Иррациональные неравенства. Равносильность переходов. | 14.01.20 | ||||
Решение иррациональных неравенств. Тестовая работа (20 мин.) | 21.01.20 | ||||
Тригонометрические уравнения и неравенства. Общий метод решения. | 6 | Тригонометрические уравнения и методы их решения. | 28.01.20 | ||
Тригонометрические уравнения и методы их решения. | 4.02.20 | ||||
Тригонометрические уравнения и методы их решения. | 11.02.20 | ||||
Решение тригонометрических уравнений . Отбор корней. | 18.02.20 | ||||
Тригонометрические неравенства. Общий метод решения. | 25.02.20 | Исследовательская работа «История тригонометрии» | |||
Тригонометрические неравенства. Общий метод решения. Тестовая работа (20 мин.) | 3.03.20 | ||||
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Общие методы решения. | 11 | Показательные уравнения . | 10.03.20 | ||
Решение показательных уравнений . | 17.03.20 | ||||
Показательные неравенства . | 31.03.20 | ||||
Решение показательных неравенств. Тестовая работа (20 мин.) | 7.04.20 | ||||
Логарифмические уравнения . | 14.04.20 | ||||
Решение логарифмических уравнений. | 21.04.20 | ||||
Логарифмические неравенства . | 28.04.20 | ||||
Логарифмические неравенства . | 5.05.20 28.04.20 | ||||
Зачетная работа № 2: «Уравнения и неравенства с параметром в системе ЕГЭ». | 12.05.20 | ||||
Решение логарифмических неравенств . | 19.05.20 | ||||
Решение логарифмических неравенств . | 26.05.20 |
Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности
1. Александрова, Л. А. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: самостоятельные работы / Л. А.; под ред. А. Г. Мордковича. – М. : Мнемозина, 2010.
2. Александрова, Л. А. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010.
3.Балаян Э.Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы/ - Ростов на Дону: Феникс, 2013
4. Геометрия. Рабочая тетрадь для 10 класса./Л.С. Атанасян и др.- М.: Просвещение, 2012
5. Глазков Ю.А. Тесты по геометрии: 10-11 класс: к учебнику к учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. 10–11 класс./ 2-е издание, стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2012. - 78 с.
6. Глизбург, В. И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: контрольные работы (базовый уровень) / В. И. Глизбург. – М. : Мнемозина, 2010.
7. Глизбург, В. И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: контрольные работы (профильный уровень) / В. И. Глизбург. – М.: Мнемозина, 2010.
8. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии: 10 -11 класс: к учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. 10–11 класс./ 2-е издание, стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2009. - 62 с.
9. Мордкович. А.Г. «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред.А.Г. Мордковича - М: «Мнемозина», 2011
10. Мордкович. А.Г. и др. «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред.А.Г. Мордковича - М.: Мнемозина, 2011
11. Мордкович А.Г. Тульчинская Е.Е. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений.-М.: Мнемозина, 2000
12. Мордкович. А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 –11 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2000
13. Семенов А.В., А.С. Трепалин, Ященко И.В. Единый государственный экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Московский Центр непрерывного математического образования. –М.: Интеллект-Центр, 2016
14. Ященко И.В. ЕГЭ Математика. Базовый уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий – М.: Издательство «Экзамен», 2015
15. Ященко И.В. ЕГЭ Математика. Базовый уровень. 10 вариантов типовых тестовых заданий – М.: Издательство «Экзамен», 2018
16. Ященко И.В. ЕГЭ-2016: Математика: 30 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену: профильный уровень, Москва: АСТ: Астрель, 2018
17. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно- 12 образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты (для подготовки к ЕГЭ)
1) Alexlarin.net http://alexlarin.net/
2) Образовательный портал для подготовки к экзаменам РЕШУ ЕГЭ http://reshuege.ru/
3) Современный учительский портал http://easyen.ru/load/klassnye_chasy/289
4) Образовательный портал PRODLENKA http://www.prodlenka.org/
5) ФИПИ http://fipi.ru/
6) Единая коллекция цифровых JОР http://school-collection.edu.ru –
7) Федеральный центр информационно- ОР http://fcior.edu.ru
8) "ИКТ в образовании"http://www.ict.edu.ru
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1 Аксайского района на 2018-2019 учебный год пр. №152 -ОД от 26.08.2019 рабочая программа рассчитана на 34 ч
Дата | Внесенные изменения и дополнения | основание | Роспись учителя | Согласовано (роспись зам.директора) |
28.04.20 | Объединение уроков №31 и №32 по теме: «Логарифмические неравенства» | Перенос праздничной даты (05.05.20) | ||
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №____заседания Заместитель директора по УВР
методического совета МБОУ СОШ №1
МБОУ СОШ №1 ________________ФИО(подпись)
от 2019 __года _________2019______________
подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики"
Элективный курс «Избранные вопросы математики» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации и поступлению в высшие учебные заведе...
Рабочая программа к элективному курсу по математике "Функции помогают уравнениям"
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина с одноименным названием, является предметно-ориентированным и ...
Рабочая программа по элективному курсу "Математике для любознательных" для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа сосотавлена на основе Федерального компонента государственного стандарта ООО и примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК для 5-6 кл...
Рабочая программа учебного элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10-11 класс, профильный уровень)
Рабочая программа элективного учебного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10-11 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, ка...
Рабочие программы по элективным курсам по математике 5,6 и 8 классы
Элективные курсы "Текстовые задачи" для 5 и 6 классов и "Геометрия вокруг нас" для 8 класса....
рабочие программы для 11 класса по математике, математика (региональный), элективный курс "Смотри в корень, или математика для меня"
три отдельные программы: математика (колягин + атанасян), математика региональный 1 час в неделю, элективный курс "Смотри в корень, или математика для меня" Н.И. Белоховой 2 часа в неделю...
Рабочая программа по элективному курсу по математике 7 класс
для учителя математики...