Урок математики по теме: "Деление с остатком". 5 класс
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Урок математики по теме: "Деление с остатком". 5 класс. Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_5_klass_uchitel_kondrus_s.n.docx | 62.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике
5 класс
Тема урока: Деление с остатком, 1-ый урок в теме
Учитель: Кондрусь С.Н.
Тип урока Урок открытия нового знания, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий | Форма урока Классно-урочная |
Цели и задачи для учителя Цель урока: повторить деление с остатком, вывести правило нахождения делимого при делении с остатком и записать его в виде буквенного выражения Задачи урока обучающие: учить работать с учебником как с источником информации: о свойстве неполного частного, о правиле нахождения делимого при делении с остатком. развивающие: развить внимание, логическое мышление, математическую речь. воспитательные: воспитывать интерес к предмету, активность на уроке; воспитать культуру речи, усидчивость. | Планируемые результаты Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний. Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями при выполнении заданий; использовать приемы поиска информации в учебнике. Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. Предметные: формировать навыки деления с остатком; учить называть компоненты действий при выполнении деления с остатком; формировать умение решать задачи на деление с остатком. |
Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа с текстом учебника, групповая работа | Технологии: системно - деятельностный подход. |
Материально-техническое обеспечение урока компьютеры, мультимедийный проектор, учебник | Презентация учителя к уроку |
Опорные понятия, термины: Делимое, делитель, частное, остаток | Новые понятия: Неполное частное |
Формы контроля: Работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа | Домашнее задание: п. 19, правило на стр. 131 учить, № 522, № 524, №529(доп.) |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный момент (2 мин) Актуализация знаний (5 мин) 1.Устный счет Фронтальный опрос | Определяет готовность учащихся к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать устно. -Итак, вычислите устно, по цепочке выполняем действия. В результате устных вычислений получится «5». -Справились с заданием, я надеюсь, что и наш урок сегодня тоже пройдет на «отлично». Организует фронтальный опрос обучающихся 1. Ребята, а какие арифметические действия вы использовали во время устного счета? 2. Давайте подробнее остановимся на делении. Назовите компоненты деления. 3. Давайте вспомним, как найти делимое? 4. Как найти делитель? | Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях «Классная работа», и число. Настраиваются на деловой ритм работы Выполняют задания устного счета (по цепочке, начиная с первого ряда), которые показаны на слайде: Отвечают на вопросы учителя. (Сложение, вычитание, умножение, деление) (Делимое, делитель, частное) (Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель) (Чтобы найти делитель нужно делимое разделить на частное) | Личностные: Ответственно относиться к учению; Метапредметные: Осуществлять контроль своей деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. | Уметь устно выполнять примеры на сложение, умножение, вычитание, деление Знать понятия «делимое», «делитель», «частное». |
Постановка учебной задачи. Целеполагание (6 мин) | Предлагает ученикам выполнить следующее задание, представленное на слайде. Задает ученикам наводящие вопросы. - Ребята, а теперь посмотрите на данные выражения, какое действие необходимо выполнить? - Письменно, выполняя деление подумайте, на какие две группы можно разделить данные выражения. Запишите в тетрадь в два столбика. - Давайте проверим. Показывает на слайде: - Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок? - Ребята, т.е. в некоторых примерах выполнение деления у вас вызвало затруднение. Почему же? - Так как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Запишите в тетради тему урока. Записывает тему урока на доске. - Какие цели вы перед собой ставите сегодня на уроке? - Какими методами мы будем добиваться поставленных целей? - Да, ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим, как выполняется деление с остатком и выведем правило нахождения делимого при делении с остатком и запишем его в виде буквенного выражения Цель урока показывает на слайде: | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. (Деление) Записывают примеры в тетради, вычисляют. Ответы учащихся: (Деление на однозначное и на двузначное число; деление с остатком и без остатка) Называют свои варианты записи примеров в два столбика с ответами Поднимают руки (Потому что выполнялось деление с остатком) (Деление с остатком) Записывают тему урока. (Выполнять деление с остатком; решать задачи на деление с остатком; узнаем что-нибудь новое по этой теме - Через решение задач, примеров. | Личностные: Проявлять инициативу при выполнении заданий; Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся Метапредметные: Осуществлять контроль своей деятельности по эталону; Строить логические рассуждения Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Знать принцип деления с остатком. |
Физкультминутка (3 мин) | А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево. Учитель проводит комплекс упражнений для глаз. А теперь, тихо сели – вновь за дело. | Выполняют движения | ||
Открытие обучающимися новых знаний (10 мин) | Задает вопросы: - Ребята, всегда ли одно натуральное число можно разделить на другое? - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы самостоятельно разобраться, как выполнить деление с остатком. Работать вы будете с учебником, стр.131-132(п.19) Задает вопросы группам по материалу изученной лекции: - Ребята, назовите компоненты деления с остатком. - Как найти делитель при делении с остатком? (записать буквенное выражение на доске) - Скажите, какое условие обязательно должно выполняться при делении с остатком? - А если остаток равен нулю? | Отвечают на вопросы: - Не всегда одно натуральное число делится на другое - Да, всегда можно выполнить деление с остатком Распределяются по группам. Изучают материал учебника Ответы учащихся: - Делимое, делитель, неполное частное, остаток. - Делимое равно произведению делителя и неполного частного сложенного с остатком. - Остаток всегда меньше делителя. - Значит, делимое делится на делитель без остатка, нацело. | Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли, аргументировать свое мнение. Познавательные: Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять информационный отбор. Личностные: в процессе изучения материала осуществлять сотрудничество в группе, уметь договариваться, уважительно относиться к мнению других. | Знать принцип выполнения деления с остатком. Уметь записывать действие с помощью числового выражения. |
Первичное закрепление изученного материала (10 мин) | - выполним следующее задание (раздаточный материал, см. Приложение 1) - Кто выполнил задание без ошибок, подняли руки 2. Работа по учебнику: -Выполним № 521, в учебнике стр. 133 Координирует работу ребят на закрытых досках и на местах. Затем открывает доски, проверяем работу. Предлагает ученикам, которые усвоили материал на достаточно хорошем уровне, выполнить тренировочный тест по теме урока. Тест состоит из 5 вопросов. (На экране). Сразу видит результаты выполнения работы. | Задание а) выполняет один ученик у доски, б) и в) самостоятельно в тетрадях, затем проверяем Поднимают руки, оценивают себя. 2 ученика работают на закрытых досках, затем проверяем 1-ый: 1,3 2-ой: 2,4 1) 75:9 = 8 (ост. 3) 75 = 9*8 + 3 2) 48:17 = 2 (ост. 14) 48 = 17*2 + 14 3) 412:400 = 1 (ост.12) 412 = 400*1 + 12 4) 370 : 185 = 2 (ост. 0) 370 = 185*2 + 0 Ученики с высокой степенью усвоения данного учебного материала работают индивидуально. Еще раз выполняют задания, в которых допустили ошибки, проводят самооценку по степени усвоения материала | Познавательные: Уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию. Личностные: Ответственно относиться к учению; Усилить мотивацию к обучению; Проявлять инициативу при выполнении заданий; Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся Метапредметные: Осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону. | Уметь выполнять деление с остатком. |
Постановка домашнего задания (2 мин) | - Откройте дневники, запишите домашнее задание: п. 19, правило на стр.131 учить, №522, №524, № 529 (дополн.), (прокомментировать) | Записывают в дневники домашнее задания, просматривают номера в учебнике, задают появившиеся вопросы. | ||
Рефлексия. Подведение итогов урока (2 мин) | - Давайте подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? Ребята, считаете ли вы свою работу на сегодняшнем уроке успешной? Почему? Выставление оценок за урок с комментариями. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1
Найти делимое, если:
а) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель – 6;
б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель – 9;
в) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель – 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Деление обыкновенных дробей"
Урок математики на тему: "Деление обыкновенных дробей", для учащихся 6 классов. Поможет учащимся легко справиться с темой....
Урок математики по теме: "Деление дробей" 6 класс
Урок содержит в себе сюжетно- ролевое путешествие, с выполнением заданий от сказочных героев...
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....
Разработка урока математики по теме "Деление с остатком" 5 класс
Данный урок по учебнику "Математика 5" Н. Я. Виленкина разработан с применением системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающих технологий, логически выстроен, включает все этапы, пол...
Презентация к уроку математики на тему: "Деление нацело", 5 класс
Данная презентация будет хорошим помощником в копилке любого учителя. Впервые я ей воспользовалась будучи еще студенткой, на практике. Тогда она мне помогла в проведении урока на тему отрицательные чи...
Презентация к уроку математики по теме "Деление с остатком"
Презентация к уроку математики по теме "Деление с остатком", 5 класс....