Дидактические игры на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7 класс)

Карелина Раиса Михайловна

Дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_matematiki.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках математики.

Карелина Р.М. (ГБОУ СОШ № 456, Колпино, Санкт-Петербург)

Еще древние  римляне говорили, что корень учения горек. Зачем учить с горькими слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, то горький вкус корня учения можно изменить и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Каждому учителю хотелось бы видеть на уроках азарт, любопытство, удивление в глазах своих учеников. Чтобы учителю было радостно от процесса усвоения знаний каждым ребенком, сидящим в классе. Огромная роль в этом отводится дидактическим играм.

Изменения в окружающем мире, рост объема информации, различные средства доступа к ней, все это предъявляет повышенные требования в будущим выпускникам, к их интеллектуальным качествам, творческим способностям. Каждый выпускник должен владеть новыми технологиями, самообразовываться, решать возникающие проблемы, уметь работать в коллективе и т.д.  

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

В ходе игры в работу включены не только сильные, но и слабо подготовленные учащиеся.

Значение дидактических игр:

  • значительно повышается познавательный интерес школьников;
  • урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;
  • формируется положительная мотивация к обучению;
  • развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;
  • формируется умение работать в команде.

Игру можно включать на различных этапах урока.

  1. Организационный этап урока- игры на совершенствование навыков устного счета.
  2. Актуализация знаний – игры для актуализации теоретических знаний.
  3. Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) – игры на составление задач по таблицам или рисункам.
  4. Этап изучения нового материала – игры по формированию вычислительных навыков.

По типам можно выделить:

  1. Игра – загадка. Сюда можно отнести ребусы, кроссворды, загадки.
  2. Игра-путешествие. Она больше похожа на путешествия в сказку или другую страну. Чаще применяется  в среднем звене. Развивает логическое мышление, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала, способствует достижению успеха. Проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
  3. Анализ конкретных ситуаций. В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Такая задача построена на реальном материале, она может иметь несколько решений, то есть носит проблемный характер.
  4. Игра – поручение. Игровая задача основана на предложении что-то сделать: «Проверь домашнее задание», «Составь алгоритм»
  5. Мозговая атака. Мозговая атака — это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.
  6. Игровое проектирование - конструирование, проектирование, разработка технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Это может быть защита проекта, групповое заседание, научный совет.
  7. Игра – состязание. Это командная игра, важна скорость выполнения задания, способствуют выработке автоматизма при выполнении какого либо алгоритма.

Это лишь некоторые виды дидактических игр на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся.

«Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил» (О.С. Газман). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.

Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

Дидактические игры на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах

Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение  на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...