Сценарий математической игры «Поле математических чудес».
методическая разработка по математике
Представлен сценарий математической игры «Поле математических чудес» для разновосрастной группы 12-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pole_matematicheskih_chudes.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий математической игры «Поле математических чудес».
Тема учебного занятия: «История становления науки – математика».
Цель учебного занятия: углубить знания по истории развития математики.
Задачи учебного занятия: применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности и как следствие развитие творческих способностей учащихся посредством привлечения к интеллектуальным играм; закрепление знаний, полученных учащимися на уроках математики и получение новых; развитие познавательных психических процессов: логического мышления, наблюдательности, внимательности, сообразительности; объединение коллектива через игру; расширение кругозора учащихся; формирование представлений о математике как части общечеловеческой структуры.
Форма учебного занятия: игра.
Формы организации работы: индивидуально-групповая, фронтальная.
Материально-техническое оснащение занятия: аудитория с интерактивной доской и мультимедийным проктором, парты и стулья, карточки с вопросами для участников, карточки в виде подсказок, шкатулки, призы.
Методы обучения: частично-поисковый метод и метод проблемного обучения.
Планируемый результат занятия: донести до учащихся идею значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.
План учебного занятия:
1. Вводная, организационная часть (5 минут).
2. Основная часть (50 минут).
3. Заключительная часть (5 минут).
Ход учебного занятия
- Организационная часть
Приветствие, подготовка аудитории, объяснение правил игры. Игра похожа на телевизионную версию игры «Поле чудес». Только эта игра полностью посвящена математике. Учащиеся крутят барабан, отгадывают отдельные буквы и слова в целом. На экране с вращающимся волчком отмечены сектора:
1) числа – количество очков;
2) «П» – приз – игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике;
3) «+» – плюс – игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все);
4) «Б» – банкрот, все очки сгорают;
5) «Ш» – шанс – игрок может просить помощь зрителя для получения ответа или подсказки. Если зритель отвечает правильно, то ему выдается приз;
6) «×2» – набранные игроком очки удваиваются.
В каждом туре участвуют по 3 игрока. Всего туров – 3. Победители туров участвуют в финальной игре. Для победителя финальной игры приготовлены призы по количеству набранных очков.
Победитель участвует в супер игре. В супер игре устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – приз.
- Основная часть
Выбор игроков для первой тройки:
1. Назовите пять старинных русских мер длины. / Сажень, пядь, четверть, аршин, дюйм и т. д.
2. Древнегреческий математик. Автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по геометрии. Биографические сведения о нём крайне скудны. Достоверным считается лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н.э. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. / Евклид
3. Комбинация математических знаков, выражающая какое-либо утверждение. С её помощью довольно сложные предложения могут быть записаны в компактной и удобной форме. / Формула
1 тур. Ведущий представляет первую тройку игроков, рассказывает об их математических успехах, увлечениях.
Задание для первой тройки игроков: Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV в. до н. э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоящая женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…». Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др.. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояния. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот ученый? / Фалес Милетский
Выбор игроков для второй тройки:
1. Хорошо известно, что математика ему не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам его сестры О. С. Павлищевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами» . Его лицейский друг И. И. Пущин вспоминал впоследствии, что «...все профессора смотрели с благоговением на его растущий талант. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Он, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи» . Автор слов: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». / А.С. Пушкин
2. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»? / Землемерие
Действительно, геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» – земля, а «метрио» – мерить). Такое название было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений.
3. Впервые этот счётный прибор появился, вероятно, в Древнем Вавилоне 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В 5 в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками . / Абак
2 тур. Игроки 2 тура занимают места возле экрана. Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для второй тройки игроков: Этот математик древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!» Он являлся основателем гидростатики, создателем мощных катапульт, гигантских кранов. Его именем впоследствии были названы спираль, закон, винт. Как звали этого математика? / Пифагор
3 тур. Участники третьей тройки занимают места возле экрана. Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Выбор игроков для третьей тройки:
1. Единственное число, которое нельзя написать римскими цифрами. Цифра была изобретена в Индии в 5 веке. / Ноль
2. В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше 1 копейки: грош – 0,5 коп., полушка – 0,25 коп. Другие монеты тоже имели названия: 3 коп. – алтын, 5 коп. – пятак, 10 коп – гривенник, 50 коп – полтинник. А как называли 25 коп.? / Четвертак
3. Единица времени, которая длится примерно сотую долю секунды. / Миг
Задание для третьей тройки игроков: В возрасте 60 лет Пифагор женился на девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Она прониклась идеями мужа с такой полнотой, что после смерти стала центром пифагорейского ордена, и один из греческих авторов приводит, как авторитет, её мнение относительно учения Чисел. Она родила Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Назовите имя этой женщины. / Феано
Финальная игра: Одна тысячная доля, 1/10 процента; обозначается (‰); используется для обозначения количества тысячных долей чего-либо в целом. Происходит (как и процент, лат. percent — на сотню) от написания простой дробью: 27/1000 → 27 ‰; количество нулей в обозначении (3 нуля) соответствует количеству нулей в числе 1000. / Промилле
Победитель выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает супер игру победителю. Если предложение принимается, то пока победитель отдыхает перед супер игрой, объявляется игра со зрителями.
Игра со зрителями:
1. Математика - древняя наука. Она возникла сотни и даже тысячи лет назад. Что первоначально означало слово «математика»? / Учиться
2. В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 грамм. Какая существует пословица, имеющая прямое отношение к этой мере массы? / Мал золотник, да дорог
3. В Тайване вы можете заметить, что практически нигде не встречается число «4». Дело в том, что на китайском языке око звучит как это слово. В 1995 году в Тайбэе даже был принят закон, официально разрешающий удалять эту цифру. Поэтому в Тайване в большинстве зданиях нет четвертого этажа. / Смерть
4. Раздел математики, который можно грубо охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. В более широком смысле под ним понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел . /Алгебра
5. Математическое утверждение, истинность которого установлена путём доказательства. / Теорема
6. Важнейшее математическое понятие. Возникнув в простейшем виде еще в первобытном обществе, это понятие изменялось на протяжении веков, постепенно обогащаясь содержанием по мере расширения сферы человеческой деятельности и связанного с ним расширения круга вопросов, требовавшего количественного описания и исследования. На первых ступенях развития это понятие определялось потребностями счета и измерения, возникшими в непосредственной практической деятельности человека . / Число
Супер игра. Устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз. Участнику разрешается назвать 3 буквы. На обдумывание дается 1 мин.
Задание для супер игры. Это слово происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми. Определение Д. Э. Кнута: это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность. Определение А. Н. Колмогорова: это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи. / Алгоритм
- Заключительная часть
По завершении игры, ведущий поздравляет победителя и подводит итоги (рефлексия) игры «Поле математических чудес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра "Поле чудес"
Очень интересная игра....
Математическая игра "Поле чудес"
Очень интересная игра 5-8 классов....
Игра "Поле математических чудес"
Игра проходит по анологии программы капитал - шоу "Поле чудес", для 7-9 классов....
Внеклассное мероприятие. Математическая игра "Поле Чудес" для учащихся 7 классов
Данное внеклассное мероприятие было разработано для учащихся 7 классов (13-14 лет) в рамках предметной математической недели.Как известно, важную роль в формировании первоначальных представлений ...
Игра «Поле математических чудес».
Цель: Привитие интереса к математике.Задачи: -Решать логические задачи занимательного характера Решение логических задач развивает логическое мышление, что способствует не только луч...
Математическая игра "Поле чудес"
Математическая игра проводится по теме: " Элементы геометрии" для учащихся 5 классов. Данная презентация повышает интерес к математике,воспитывает любознательность и самостоятельность учащихся....
Сценарий открытого внеклассного мероприятия (авторская разработка). Математическая игра «Поле чудес» между учащимися 8-го класса.
Игра проходит по аналогии программы капитал – шоу «Поле чудес»....