Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика»
рабочая программа
Актуальность программы.
Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Счет на арифметических счетах Абакус - мощный тренажер вычислительных навыков детей. Оптимальный возраст для обучения нетрадиционным методам вычислений на Абакусе 7-1о лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Ментальной арифметике | 49.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА АКЪЯР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждаю:______________
Директор МАОУ ДОД ДДТ с.Акъяр
_______________/Л.В.Антропова
Приказ №67 от 03.09.2018г.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 03.09.2018г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
Возраст детей: 7 - 10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель:
Кужагильдина Вагида Равиловна
педагог ДО
Акъяр, 2018
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы.
Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика» возможно для детей с 6 до 13 лет в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.
Объем и срок освоения программы
Общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) рассчитана на 1 год обучения (35 недель, 70 часов).
Формы обучения –очная и дистанционная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка
Особенности организации образовательного процесса
Программа обучения Менар строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
В объединение принимаются дети разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе просмотра детей и рекомендаций ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Ментальная арифметика» на протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 8-10 лет - 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут с 15 минутным перерывом после каждого часа занятий, всего – 2 часа в неделю; в год – 70 часов.
Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Основные задачи
Обучающие:
- совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;
- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | 4 | 2 | 2 | Наблю-дение, решение примеров на время |
2 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 5 | 2 | 3 | Наблю-дение, решение примеров на время |
3 | Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 5 | 2 | 3 | Наблю-дение, решение примеров на время |
4 | Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | 6 | 2 | 4 | Наблю-дение, решение примеров на время |
5 | Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». | 12 | 5 | 7 | Наблю-дение, решение примеров на время |
6 | Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». | 18 | 8 | 10 | Наблю-дение, решение примеров на время |
7 | Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 12 | 4 | 8 | Наблю-дение, решение примеров на время |
8 | Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика. | 8 | 2 | 6 | Наблю-дение, решение примеров на время |
Итого | 70 |
Содержание программы
Раздел 1
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей.Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (2 часа)
Раздел 2.
Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3 часа)
Раздел 3.
Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99 (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3 часа)
Раздел 4.
Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999(2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (4 часа)
Раздел 5.
Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».
Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» (5 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (7 часов)
Раздел 6
Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».
Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» (8 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (10 часов)
Раздел 7.
Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.
Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часов)
Раздел 8.
Теория: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часов)
Планируемые результатыВ результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Название темы | Коли-чество занятий | Вид кон-троля |
1 | Знакомство с детьми. Знакомство с ментальной арифметикой | 1 | Решение примеров | |
2 | Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья» | 1 | Решение примеров | |
3 | Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев. | 1 | Решение примеров | |
4 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | 1 | Решение примеров | |
5 | Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | 1 | Решение примеров | |
6 | Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9 | 1 | Решение примеров | |
7 | Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 1 | Решение примеров | |
8 | Набор чисел от 10 до 99 | 1 | Решение примеров | |
9 | Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 10 до 99 | 1 | Решение примеров | |
10 | Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 1 | Решение примеров | |
11 | Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе | 1 | Решение примеров | |
12 | Простое сложение. Примеры на простое сложение | 1 | Решение примеров | |
13 | Простое вычитание. Примеры простое вычитание | 1 | Решение примеров | |
14 | Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | 1 | Решение примеров | |
15 | Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание. | Решение примеров | ||
16 | Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4 и базовое упражнение к ней: 4+1 | 1 | Решение примеров | |
17 | Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2 | 1 | Решение примеров | |
18 | Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3 | 1 | Решение примеров | |
19 | Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4 | Решение примеров | ||
20 | Закрепление пройденного. Выполнение базовых упражнений на сложение с 5. | 1 | Решение примеров | |
21 | Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула вычитания с помощью пятерки: -4= -5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4 | 1 | Решение примеров | |
22 | Формула вычитания с помощью пятерки: -3=-5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3 | 1 | Решение примеров | |
23 | Формула вычитания с помощью пятерки: -2=-5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2 | 1 | Решение примеров | |
24 | Формула вычитания с помощью пятерки: -1=-5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1 | 1 | Решение примеров | |
25 | Закрепление пройденного. Сложение и вычитание с пятеркой методом «Помощь брата» | 1 | Решение примеров | |
26 | Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» | 1 | Решение примеров | |
27 | Сложение с 10 методом «Помощь друга» | 1 | Решение примеров | |
28 | Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
29 | Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
30 | Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
31 | Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
32 | Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
33 | Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
34 | Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
35 | Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
36 | Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
37 | Закрепление пройденного. Решение примеров на сложение с 10. | 1 | Решение примеров | |
38 | Вычитание с 10 методом «Помощь друга» | 1 | Решение примеров | |
39 | Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
40 | Формулы вычитания с помощью десятки -8 = -10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
41 | Формулы вычитания с помощью десятки -7 = -10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
42 | Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = -10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
43 | Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = -10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
44 | Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = -10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
45 | Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = -10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
46 | Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = -10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
47 | Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = -10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
48 | Закрепление пройденного. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». | 1 | Решение примеров | |
49 | Сложение комбинированным методом | 1 | Решение примеров | |
50 | Формула сложения комбинированным методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6 | 1 | Решение примеров | |
51 | Формула сложения комбинированным методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7 | 1 | Решение примеров | |
52 | Формула сложения комбинированным методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые упражнения к ней: 5+8, 6+8 | 1 | Решение примеров | |
53 | Формула сложения комбинированным методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые упражнения к ней: 5+9 | 1 | Решение примеров | |
54 | Вычитание комбинированным методом | 1 | Решение примеров | |
55 | Формулы вычитания комбинированным методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6 | 1 | Решение примеров | |
56 | Формулы вычитания комбинированным методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7 | 1 | Решение примеров | |
57 | Формулы вычитания комбинированным методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые упражнения к ней: 13-8, 14-8 | 1 | Решение примеров | |
58 | Формулы вычитания комбинированным методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое упражнение к ней: 14-9 | 1 | Решение примеров | |
59 | Закрепление пройденного. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 1 | Решение примеров | |
60 | Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел | 1 | Решение примеров | |
61 | Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. | 1 | Решение примеров | |
62 | Сложение и вычитание многозначных чисел методом «Помощь друга» | 1 | Решение примеров | |
63 | Сложение и вычитание многозначных чисел комбинированным методом | 1 | Решение примеров | |
64 | Использование формул сложения и вычитания вперемежку при сложении и вычитании многозначных чисел | 1 | Решение примеров | |
65 | Решение примеров с многозначными числами, используя все пройденные формулы | 1 | Решение примеров | |
66 | Работа на онлайн-тренажерах | 1 | Решение примеров | |
67 | Диагностика | 1 | Решение примеров | |
68-70 | Итоговое занятие. Повторение пройденного материала | 3 | Решение примеров |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Материал | Количество | Примечание |
Ноутбук | 1 | Для работы педагога |
Интерактивный стол | 1 | Для демонстрации информации |
Индивидуальные счёты Абакус | 11 | Для работы детей в классе и дома |
Демонстрационные счеты Абакус | 1 | Для работы педагога |
Стол, стул | 5,11 | Индивидуальное рабочее место ребенка |
Принтер | 1 | Для распечатки материала |
Флеш-карты | 11 | Для работы педагога и детей |
Настольно-печатные игры | ||
Интерактивные, онлайн игры |
Информационное обеспечение: видео (ютуб) «Ментальная арифметика для каждого», «Маленькие гении»
Кадровое обеспечение: педагог ДО Кужагильдина В.Р., образование высшее педагогическое
Формы аттестации: решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом, показательные выступления одаренных детей.
Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость .
Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)
Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд)
Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)
ФИО обучающегося ___________________________ Возраст (класс) ________ | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами) | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата» | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга» | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом | ||
Ментальный счет | ||
Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом | ||
Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач | ||
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: | ||
на счётах «Абакус» | ||
при ментальном счете (скорость, кол-во чисел) |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения. Уровни освоения программы 1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями. 2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога. 3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий. Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов. |
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Основная группа детей будет обучаться на занятиях. Некоторые дети выбрали дистанционное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-12 человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное системно-деятельностное обучение, технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения, технология дистанционного обучения.
Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил, тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели, рефлекция, итоговая часть.
Список литературы
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
7..Учебник по ментальной арифметике
8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
9.http://menar.ru.com
10.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
11.Онлайн-тренажер «Абакус»
Инструкция по технике безопасности для детей
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в классе
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО
5. Не открывать форточки и окна
6. Не передвигать учебные столы и стулья
7. Не трогать руками электрические розетки
8. Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения
- при включении приборов ТСО
- при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей
10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО
4. Не переносить оборудование и ТСО
5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке
2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью
3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить педагогу
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приводить своё рабочее место в порядок
2. Не покидать своё рабочее место без разрешения педагога
3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»
В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный метод обучения с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности дистанционного обучения «Ментальная арифметика»
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принима...