Округление чисел. Прикидки
план-конспект урока по математике (5 класс)
Технологическая карта урока с использованием технологии дифференцированного обучения и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с использованием технологии дифференцированного обучения и ИКТ.
Разработчик: учитель математики ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга Юганова Татьяна Васильевна
Учебный предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Округление чисел. Прикидки.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: 1.Ввести понятия «приближённое значение числа», «округлили»;
сформировать понятие о прикидке значений числовых выражений;
научить округлять десятичные дроби и натуральные числа до любого разряда.
2. Развивать логическое мышление, внимание, навыки самостоятельной работы и самоконтроля,
математическую речь.
3. Воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в работе, уважение к собеседникам.
Формы работы учащихся: фронтальная (этапы 1-5,10), в парах (этапы 6-7), индивидуальная (этапы 8-9).
Оборудование: компьютер с интерактивной доской для демонстрации презентации, раздаточный материал для самостоятельной работы и развивающего домашнего задания.
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия учащихся | УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Оргмомент урока | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Актуализирует и напоминает перечень необходимых учебных принадлежностей к уроку Оценивает аккуратность и полноту готовности учащихся. | Выполняют необходимые действия по подготовке рабочего места Демонстрируют готовность к учебной деятельности | Оценивание учебной ситуации в соответствии с правилами поведения и деловой культуры. (личностные) |
2. | Мотивация учебной деятельности | Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД | Обращается к учащимся со словами: Ребята, вы часто вместе с родителями делаете покупки в супермаркетах, и многим из вас очень нравится взвешивать различный товар на электронных весах, потому что это удобно и быстро – вы сразу получаете чек с массой и стоимостью товара. А задумывались ли вы, что значения массы и стоимости часто оказываются не точными, а приближёнными? Предлагаю вам познакомиться с понятием «приближённый» и научиться использовать его в самых разных научных и жизненных ситуациях. | Слушают, оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего знакомства с новым понятием. | Осознание осваиваемого на уроке нового понятия для учебной деятельности, как ценности. (личностные) |
3. | Целеполагание | Метод определения целей | Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности. | Определяют, что предстоит:
| Определение в целях учебной деятельности (регулятивные) |
4. | Повторение опорных знаний (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала) | Беседа с учащимися презентация (начало) | Предлагает вспомнить: определение десятичной дроби привести примеры различных десятичных дробей составить и решить простейшие примеры на сравнение десятичных дробей привести примеры применения алгоритмов | Актуализируют необходимые установки, Вспоминают правила сравнения десятичных дробей, Сравнивают правильные и неправильные десятичные дроби, Аргументируют (объясняют) полученные результаты. | Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные) |
5. | Изучение нового материала | Объяснительно иллюстративный метод презентация (новый материал) | 1. Организует подготовительную работу через выполнение учащимися заданий: измерить длину отрезка АВ, заключённую между двумя соседними натуральными числами, записать результат с использованием двойного неравенства определить приближённые значения с избытком и недостатком. | Выполняют:
Сообщают и сравнивают результаты. | Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные) Самостоятельное создание перечня свойств нового объекта. (регулятивные) |
2. Сообщает определение приближённого значения числа с недостатком и избытком 3. Помогает учащимся научиться выбирать одно из двух наиболее близкое к данному числу приближение; осознать необходимость выработки единого универсального правила округления для всех известных им чисел 4. Организует запись новых понятий и алгоритма округления десятичных дробей в личные математические справочники. | Осознают новые понятия; осваивают новую форму записи знака приближённого равенства; определяют приближённые значения различных чисел; делают вывод о возможных приближённых значениях различных чисел и о необходимости знания алгоритма округления чисел; записывают новые понятия и точный алгоритм округления чисел в личные математические справочники. | ||||
6. | Физкультминутка | Здоровьесберегающая технология презентация (считалка) | Объявляет физкультпаузу и объясняет порядок выполнения упражнений на разминку: 1. шеи, 2. рук, 3. спины, 4. ног, 5. глаз. | Занимают удобную исходную позицию для выполнения упражнений; 5 подготовленных ведущих по очереди показывают упражнения и декламируют тематическую считалку (см. Приложения) | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (регулятивные) |
7. | Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений). | Репродуктивный метод презентация (примеры округления чисел) | Даёт задания 1. Устно объяснить: между какими соседними натуральными числами расположена каждая из дробей 7,68; 74,83; 162,2 и к какому из этих чисел дробь ближе? 2. Устно: округлить до единиц дроби 6,357; 51,825; 0,12; 3,5; 200,388; 0,81 3. Письменно: № 844 стр. 218 учебника на округление чисел до разных разрядов в рабочей тетради (можно выполнять в паре с соседом по парте) Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся. | Выполняют задания в тетрадях и на доске, сравнивают полученный ответ в тетради с ответом на доске, При необходимости обращаются за помощью к соседу по парте или учителю. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения (познавательные) Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные) Осознанно строят речевые высказывания и воспринимают ответы одноклассников (коммуникативная) |
8. | Завершающий контроль | Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону презентация (эталон) | Даёт задание: выбрать уровень задания; выполнить упражнения № 1-3 (см. Приложения) на листочках; сравнить полученные ответы с правильными ответами; при необходимости выполнить работу над ошибками; оценить свою работу. | Выполняют задания; сравнивают полученные результаты с эталоном; при необходимости выполняют работу над ошибками; оценивают свою работу. | Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные) |
9. | Запись домашнего задания. | Дифференцированное задание презентация (домашнее задание) | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника( п.32, № 845, №847, № 850) и дополнительных источников информации (см. Приложения) | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой; самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания; записывают домашнее задание в дневник. | Способность самооценки своих возможностей (личностные). Извлекать нужную информацию или самостоятельно находить ее (познавательные). |
10. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Качественная оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся презентация (выводы) | Организует обсуждение достижений и предлагает осуществить самооценку достижений. Обращается к учащимся со словами: Ребята, сегодня на уроке мы узнали смысл понятия «приближённый» и научились находить приближённые значения чисел с разной точностью. Спрашивает: Выполнили мы цель урока? Сможете ли вы проанализировать с родителями данные магазинных чеков? Что ещё вы хотели бы узнать по этой теме? Какие задания пока ещё вызывают у вас затруднения? Что вам понравилось на нашем уроке? Учитель озвучивает оценки учащихся за урок и благодарит их за совместную работу. | Слушают, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, вносят предложения по дальнейшему изучению темы; оценивают своё психоэмоциональное состояние, мотивацию собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Самооценка соответствия усвоенных знаний и умений с целями урока ( личностные) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативные). |
Приложения.
Считалка для физминутки (авторская):
1 ведущий | 2 ведущий | 3 ведущий | 4 ведущий | 5 ведущий |
Алгоритмы, алгоритмы Задают всей жизни ритмы: Встань, умойся, нарядись, Быстро завтракать садись, Ручки, книги и тетрадки Клади в сумку по порядку, И шагай с друзьями в ногу На привычную дорогу! А с дороги не свернёшь - Точно в школу попадёшь! | Алгоритмы здесь покруче, И за день ты всё изучишь: Прочитай, пойми, спиши, Подчеркни и расскажи, Сосчитай и округли, И на карте пункт найди, Пробеги на лыжах лихо, Нарисуй и спой нетихо, До столовой доберись, Отдохни и откормись… Вот тогда за результат Дома будет каждый рад! | Вечер проведи обычно: Сделай все д/з прилично, Тему выучи, решай, Мультикам скажи: «Гуд бай!», Сам умойся, если сможешь, И, как голову положишь, Твой помощник алгоритм Сну задаст волшебный ритм… | Округляем, округляем, От проблем всех избавляем! Цифры лишние у вас? Округлим их все за раз! Круглый счёт и круглый вес – Наш по жизни интерес! Ваша сложная задача Для нас редкая удача: Нужный знак мы подчеркнём И тотчас решать начнём. | Что за цифра справа рядом? Увеличить знак наш надо? Что нулями заменить? Что отбросить не забыть? Миг – и вот он, результат, Не число, а просто клад! Округляйте, округляйте, Лишних цифр не оставляйте, Ведь не зря был создан «ноль» - Округления король! Округлять по алгоритму - Словно жить по биоритму! Так решил наш 5 класс Заявить всерьёз сейчас! |
Тест для этапа завершающего контроля.
Уровень А
- Округлите до десятых:
1)2,31 2) 6,94 3) 7,48 4)2,628 5) 0,855 6) 0,989
- Округлите до сотен:
- 166,84 2) 323,45 3) 792,8 4) 192,5 5) 4453,26
- В первом мешке 386 кг сахара, во втором – больше, чем в первом, на 112 кг и больше, чем в третьем, на 14 кг.
Сколько килограммов сахара в трёх мешках? Ответ округлите до десятков.
Уровень Б
- Найдите сумму чисел и округлите результат до десятков:
- 2437 + 6583 2) 1004 + 10200 3) 9924 + 70043 4) 5931 + 617 + 1821
- Найдите разность чисел и округлите результат до сотен:
- 11234 - 974 2) 45324 - 324 3) 1111 - 12 4) 8803 - 8033
- Шпагат разрезали на 4 части. Первая часть больше второй на 12 м и меньше третьей на 31 м. Вторая часть меньше четвёртой на 14 м . Найдите длину шпагата, если длина четвёртой части равна 53 м. Ответ округлите до десятков.
Творческое домашнее задание.
1. Придумать практическую задачу по теме и оформить её на отдельном носителе (бумажном или электронном) по схеме:
- условие задачи;
- иллюстрация условия (рисунок или схема);
- решение задачи с помощью округления десятичных дробей;
- реальный ответ.
- Выполнить округление нескольких чисел по другому алгоритму по схеме:
- изучить алгоритм;
- приготовить таблицу для выполнения алгоритма;
- выбрать любое число и разряд, до которого это число надо округлить;
- проверить правильность с помощью основного алгоритма;
- повторить не менее трёх раз.
Нестандартный алгоритм (раздаточный материал для желающих).
Шаг | Действия |
1 | В свободную колонку, - в строку с номером "1", - записываю число, которое нужно округлить. Подчеркиваю позицию, до которой нужно округлить число |
2 | Смотрю на соседнюю справа от нее позицию, то есть на более младшую позицию. Цифру, которая в этой младшей позиции находится, пишу ниже, - в строку с номером "2". После нее пишу "<5?" |
3 | Спрашиваю себя "это верно?". Ответ на этот вопрос, - "да" или "нет", - записываю в строку с номером "3". Если ответ на этот вопрос "да", то перехожу к пункту 8 алгоритма, а если ответ "нет", то продолжаю |
4 | Пишу в строку с номером "4" цифру, до которой нужно округлить, и которая подчеркнута. Дальше пишу "+1=" и после "равно" записываю результат сложения. |
5 | В строку с номером "5" пишу «=10?» |
6 | Спрашиваю себя "это верно?". Ответ на этот вопрос, - "да" или "нет", - записываю в строку с номером "6". Если ответ на этот вопрос "нет", то перехожу к пункту 9, а если ответ "да", то продолжаю. |
7 | Записываю в строку с номером "7" исходное число, увеличив на 1 цифру, стоящую перед той, до которой надо округлить, а все следующие за ней цифры заменяю нулями. Если при увеличении предыдущей цифры опять получилось 10, то повторяем эти же действия, а иначе перехожу к пункту 10. |
8 | Записываю в строку с номером "8" исходное число, заменив нулями все правые позиции после той, которая подчеркнута, - это и есть результат округления. Перехожу к пункту 10. |
9 | Записываю в строку с номером "9" исходное число, при этом подчеркнутую цифру заменяю на ту, которая получилась в строке с номером "4". Все более младшие позиции, - то есть стоящие правее, - заменяю нулями. Это и есть результат округления. |
10 | Переписываю результат округления в ответ. |
Бланк для округления чисел по нестандартному алгоритму.
Шаги | 1 число | 2 число | 3 число | 4 число | 5 число |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме "Приближённые значения чисел. Округление чисел"
Урок №3 (в теме). Дата: ...
Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Урок изучения нового материала по математике в 5 классе....
Урок путешествие. «Приближённые значения чисел. Округление чисел»
Нестандартный урок в 5 классе "Урок путешествие ". По учебнику Н. Я. Виленкина В. И. Жохова Мнемозина 2011....
Урока «Округление натуральных чисел. Прикидки».
Конспект урока «Округление натуральных чисел. Прикидки»....
Презентация по теме: Округление чисел. Прикидки., 5 класс, УМК А.Г.Мерзляк и другие
Презентация к 1 и 2 уроку по теме: Округление чисел. Прикидки., 5 класс, УМК А.Г.Мерзляк и другие....
Округление чисел. Прикидки. к учебнику А.Г. Мерзляк
Цели Предметные: научить учащихся округлять десятичные дроби и натуральные числа до заданного разряда.Личностные: формировать умение представлять результат своейдеятельности, объектив но оцениват...
Округление и прикидка
Технологическая карта урока "Округление и прикидка" для 6 класса (по учебнику Бунимович)...