Округление чисел. Прикидки
план-конспект урока по математике (5 класс)

Юганова Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока с использованием технологии дифференцированного обучения и ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с использованием технологии дифференцированного обучения и ИКТ.

Разработчик: учитель математики ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга   Юганова Татьяна Васильевна

Учебный предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Округление чисел. Прикидки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: 1.Ввести понятия «приближённое значение числа», «округлили»;

    сформировать понятие о прикидке значений числовых выражений;

    научить округлять десятичные дроби и натуральные числа до любого разряда.

 2. Развивать  логическое мышление, внимание, навыки самостоятельной работы и самоконтроля,

     математическую речь.

          3. Воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в работе, уважение к собеседникам.

Формы работы учащихся: фронтальная (этапы 1-5,10), в парах (этапы 6-7), индивидуальная (этапы 8-9).

Оборудование: компьютер с интерактивной доской для демонстрации презентации, раздаточный материал для самостоятельной работы и развивающего домашнего задания.        

№ п/п

Этап урока

Методы,

реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД                    (с указанием   вида:

личностные,

 регулятивные,

познавательные, коммуникативные)

1

2

3

4

5

6

1.

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует и напоминает  перечень необходимых учебных принадлежностей к уроку

Оценивает аккуратность и полноту  готовности учащихся.

Выполняют необходимые действия по подготовке рабочего места

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Оценивание учебной ситуации в соответствии с правилами поведения и деловой культуры.

(личностные)

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Обращается к учащимся со словами:

Ребята, вы часто вместе с родителями делаете покупки в супермаркетах, и многим из вас очень нравится взвешивать различный товар на электронных весах, потому что это удобно и быстро – вы сразу получаете чек с массой и стоимостью товара. А задумывались ли вы, что значения массы и стоимости часто оказываются не точными, а приближёнными?

Предлагаю вам познакомиться с  понятием «приближённый» и научиться использовать его в самых разных научных и жизненных ситуациях.

Слушают,

оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего знакомства с новым понятием.

Осознание осваиваемого на уроке нового понятия для учебной деятельности, как ценности. 

(личностные) 

3.

Целеполагание

Метод определения  целей 

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности.

Определяют, что предстоит:

  •  Запомнить (понятие приближённого значения числа) и
  • Уметь (находить приближённые значения числа).

Определение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

4.

Повторение опорных знаний

 (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

презентация (начало)

Предлагает вспомнить:

определение десятичной дроби

привести примеры различных десятичных дробей

составить и решить простейшие примеры на сравнение десятичных дробей

привести примеры применения алгоритмов

Актуализируют необходимые установки,

Вспоминают правила сравнения десятичных дробей,

Сравнивают правильные и неправильные десятичные дроби,

Аргументируют (объясняют) полученные результаты.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

5.

Изучение нового материала

Объяснительно иллюстративный метод

презентация (новый материал)

1. Организует подготовительную работу через выполнение учащимися заданий:

 измерить длину отрезка АВ, заключённую между двумя соседними натуральными числами,

 записать результат с использованием двойного неравенства

определить приближённые значения с избытком и недостатком.

Выполняют: 

  • измерение длины отрезка АВ,
  • запись двойного неравества,
  • находят приближённые значения с избытком и недостатком

Сообщают и сравнивают           результаты.

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные)

Самостоятельное создание перечня свойств нового объекта.

(регулятивные)

2. Сообщает определение приближённого значения числа с недостатком и избытком

3. Помогает учащимся

научиться выбирать одно из двух наиболее близкое к данному числу приближение; осознать необходимость выработки единого универсального правила округления для всех известных им чисел

4. Организует запись новых понятий и алгоритма округления десятичных дробей  в личные математические справочники.

Осознают новые понятия;

осваивают  новую форму записи знака приближённого равенства;  

определяют приближённые значения различных чисел;

делают вывод о возможных приближённых значениях различных чисел и о необходимости знания алгоритма округления чисел;

записывают новые понятия и точный алгоритм округления чисел в личные математические справочники.

6.

Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

презентация (считалка)

Объявляет физкультпаузу и объясняет порядок выполнения упражнений на разминку:

1. шеи,

2. рук,

3. спины,

4. ног,

5. глаз.

Занимают удобную исходную позицию для выполнения упражнений;

5 подготовленных ведущих по очереди показывают упражнения и декламируют тематическую считалку (см. Приложения)

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию 

(регулятивные)

7.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Репродуктивный метод

презентация   (примеры

округления

чисел)

Даёт задания

1. Устно объяснить: между какими соседними натуральными числами расположена каждая из дробей

7,68; 74,83; 162,2 и к какому из этих чисел дробь ближе?

2. Устно: округлить до единиц дроби

6,357; 51,825; 0,12; 3,5; 200,388; 0,81

3. Письменно: № 844 стр. 218 учебника на округление чисел до разных разрядов в рабочей тетради (можно выполнять в паре с соседом по парте)

Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.

Выполняют задания в тетрадях и на доске,

 сравнивают полученный ответ в тетради с ответом на доске,

При необходимости обращаются за помощью к соседу по парте или учителю.

Анализируют, доказывают,   аргументируют  свою точку зрения (познавательные)

Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

 (регулятивные)

Осознанно

 строят речевые высказывания и воспринимают ответы  одноклассников

(коммуникативная)

8.

Завершающий контроль

Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

презентация (эталон)

Даёт задание:

 выбрать уровень задания;

 выполнить  упражнения № 1-3 (см. Приложения) на листочках;

 сравнить полученные ответы с правильными ответами;

 при необходимости выполнить работу над ошибками;

 оценить свою работу.

Выполняют задания;

 сравнивают полученные результаты с эталоном;

 при необходимости выполняют работу над ошибками; оценивают свою работу.

Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

 (регулятивные)

9.

Запись домашнего задания.

Дифференцированное задание

презентация  (домашнее

 задание)

Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника( п.32, № 845, №847, № 850) и дополнительных источников информации (см. Приложения)

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой; самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания;

записывают домашнее задание в дневник.

Способность самооценки своих возможностей (личностные).  Извлекать нужную информацию или самостоятельно находить ее (познавательные).

10.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Качественная оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся

презентация (выводы)

Организует обсуждение достижений и предлагает осуществить самооценку достижений.

Обращается к учащимся со словами:

Ребята, сегодня на уроке мы  узнали смысл понятия «приближённый» и научились находить приближённые значения чисел с разной точностью.

Спрашивает:

Выполнили мы цель урока?

Сможете ли вы проанализировать с родителями данные магазинных чеков?

Что ещё вы хотели бы узнать по этой теме?

Какие задания пока ещё вызывают у вас затруднения?

Что вам понравилось на нашем уроке?

Учитель озвучивает оценки учащихся за урок и благодарит их за совместную работу.

Слушают,

отвечают на вопросы,

 высказывают своё мнение, вносят предложения по дальнейшему изучению темы;

оценивают своё психоэмоциональное состояние, мотивацию собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Самооценка соответствия усвоенных знаний и умений с целями урока

 ( личностные)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 (коммуникативные).

Приложения.

Считалка для физминутки (авторская):

1 ведущий

2 ведущий

3 ведущий

4 ведущий

5 ведущий

Алгоритмы, алгоритмы

Задают всей жизни ритмы:

Встань, умойся,

нарядись,

Быстро завтракать

садись,

Ручки, книги и

тетрадки

Клади в сумку по

порядку,

И шагай с друзьями в ногу

На привычную дорогу!

А с дороги не

свернёшь -

Точно в школу  

попадёшь!

Алгоритмы здесь

покруче,

И за день ты всё

изучишь:

Прочитай, пойми, спиши,

Подчеркни и

 расскажи,

Сосчитай и округли,

И на карте пункт

найди,

Пробеги на лыжах

лихо,

Нарисуй и спой 

нетихо,

До столовой доберись,

Отдохни и

откормись

Вот тогда за результат

Дома будет каждый рад!

Вечер проведи 

обычно:

Сделай все д/з

прилично,

Тему выучи, решай,

Мультикам скажи:

 «Гуд бай!»,

Сам умойся, если

сможешь,

И, как голову

положишь,

Твой помощник

алгоритм

Сну задаст 

волшебный ритм…

Округляем,

округляем,

От проблем всех

избавляем!

Цифры лишние у вас?

Округлим их все за раз!

Круглый счёт и

круглый вес –

Наш по жизни

интерес!

Ваша сложная задача

Для нас редкая удача:

Нужный знак мы

 подчеркнём

И тотчас решать

 начнём.

Что за цифра справа

рядом?

Увеличить знак наш

надо?

Что нулями заменить?

Что отбросить не забыть?

Миг – и вот он, результат,

Не число, а просто клад!

Округляйте, округляйте,

Лишних цифр не

оставляйте,

Ведь не зря был создан «ноль»

 - Округления король!

Округлять по алгоритму -

Словно жить по

биоритму!

Так решил наш 5 класс

Заявить всерьёз сейчас!

Тест для этапа завершающего контроля.

Уровень А

  1. Округлите до десятых:

1)2,31   2) 6,94         3) 7,48   4)2,628        5) 0,855  6) 0,989                

  1. Округлите  до сотен:  

  1. 166,84   2) 323,45        3) 792,8         4) 192,5        5) 4453,26

  1. В первом мешке 386 кг сахара, во втором – больше, чем в первом, на 112 кг и больше, чем в третьем, на 14 кг.

Сколько килограммов сахара в трёх мешках? Ответ округлите до десятков.

Уровень Б

  1.  Найдите сумму чисел и округлите результат до десятков:

  1. 2437 + 6583                2) 1004 + 10200                3) 9924 + 70043                4) 5931 + 617 + 1821

  1. Найдите разность чисел и округлите результат до сотен:  

  1. 11234 - 974                2) 45324 - 324        3) 1111 - 12           4) 8803 - 8033

  1. Шпагат разрезали на 4 части. Первая часть больше второй на 12 м и меньше третьей на 31 м. Вторая часть меньше четвёртой на 14 м . Найдите длину шпагата, если длина четвёртой части равна 53 м. Ответ округлите до десятков.

Творческое домашнее задание.

1.   Придумать практическую  задачу по теме и оформить её на отдельном носителе (бумажном или электронном) по схеме:

        - условие задачи;

        - иллюстрация условия (рисунок или схема);

        - решение задачи с помощью округления десятичных дробей;

        - реальный ответ.

  1. Выполнить округление нескольких чисел по другому алгоритму по схеме:

- изучить алгоритм;

- приготовить таблицу для выполнения алгоритма;

- выбрать любое число и разряд, до которого это число надо округлить;

- проверить правильность с помощью основного алгоритма;

- повторить не менее трёх раз.

Нестандартный алгоритм (раздаточный материал для желающих).

Шаг

Действия

1

В свободную колонку, - в строку с номером "1", - записываю число, которое нужно округлить. Подчеркиваю позицию, до которой нужно округлить число

2

Смотрю на соседнюю справа от нее позицию, то есть на более младшую позицию. Цифру, которая в этой младшей позиции находится, пишу ниже, - в строку с номером "2". После нее пишу "<5?"

3

Спрашиваю себя "это верно?". Ответ на этот вопрос, - "да" или "нет", - записываю в строку с номером "3". Если ответ на этот вопрос "да", то перехожу к пункту 8 алгоритма, а если ответ "нет", то продолжаю

4

Пишу в строку с номером "4" цифру, до которой нужно округлить, и которая подчеркнута. Дальше пишу "+1=" и после "равно" записываю результат сложения.

5

В строку с номером "5" пишу «=10?»

6

Спрашиваю себя "это верно?". Ответ на этот вопрос, - "да" или "нет", - записываю в строку с номером "6". Если ответ на этот вопрос "нет", то перехожу к пункту 9, а если ответ "да", то продолжаю.

7

Записываю в строку с номером "7" исходное число, увеличив на 1 цифру, стоящую перед той, до которой надо округлить, а все следующие за ней цифры заменяю нулями. Если при увеличении предыдущей цифры опять получилось 10, то повторяем эти же действия, а иначе  перехожу к пункту 10.

8

Записываю в строку с номером "8" исходное число, заменив нулями все правые позиции после той, которая подчеркнута, - это и есть результат округления. Перехожу к пункту 10.

9

Записываю в строку с номером "9" исходное число, при этом подчеркнутую цифру заменяю на ту, которая получилась в строке с номером "4". Все более младшие позиции, - то есть стоящие правее, - заменяю нулями. Это и есть результат округления.

10

Переписываю результат округления в ответ.

         

Бланк для округления чисел по нестандартному алгоритму.

Шаги

1 число

2 число

3 число

4 число

5 число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Урок изучения нового материала по математике в 5 классе....

Урок путешествие. «Приближённые значения чисел. Округление чисел»

Нестандартный урок в 5 классе "Урок путешествие ". По учебнику Н. Я. Виленкина  В. И. Жохова Мнемозина 2011....

Урока «Округление натуральных чисел. Прикидки».

Конспект урока «Округление натуральных чисел. Прикидки»....

Презентация по теме: Округление чисел. Прикидки., 5 класс, УМК А.Г.Мерзляк и другие

Презентация к 1 и 2 уроку по теме: Округление чисел. Прикидки., 5 класс, УМК А.Г.Мерзляк и другие....

Округление чисел. Прикидки. к учебнику А.Г. Мерзляк

Цели Предметные: научить учащихся округлять десятичные дроби и натуральные числа до заданного разряда.Личностные: формировать умение представлять результат своейдеятельности, объектив но оцениват...

Округление и прикидка

Технологическая карта урока "Округление и прикидка" для 6 класса (по учебнику Бунимович)...