Урок по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5 класс
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Открытый урок по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число", который я проводила в 5 классе, является уроком изучения новой темы.Учебный материал выбран в соответствии с календарно-тематическим планированием и общеобразовательной программой по математике.С этого материала начинается изучение темы "Умножение и деление десятичных дробей".(26ч.) Материал несложный, но очень важный, формирует и развивает вычислительные навыки учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель математики Громова Тамара Михайловна МБОУ СОШ Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Название предмета: математика Класс 5 Б. Урок №111.
Тема урока. «Умножение десятичной дроби на натуральное число»
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования навыков умножения десятичной дроби на натуральное число, для формирования УУД; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, внимания и мышления
Цель деятельности ученика: ученик научится
- оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Ученик получит возможность научиться:
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, геометрическая интерпретация натуральных чисел.
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
Прогнозируемые результаты учебного занятия
Предметные | Метапредметные (УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Личностные |
Уметь выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число; знать и уметь применять на практике правило и свойства умножения чисел ученик научится: оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число. Ученик получит возможность научиться: Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, геометрическая интерпретация натуральных чисел; выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий | Познавательные –уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.; Регулятивные - определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу. Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество, грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективное решение. | совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. |
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Формы работы:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парная,
- групповая.
Используемое оборудование:
- ИКТ;
- лист самооценки;
- кейс-задания
Основные этапы организации учебной деятельности (в зависимости от типа урока), цель. | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Познавательная | Коммуникативная | регулятивная | ||
1.Мотивация к обучению. Цель учителя: создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность. | Слайд №1. Здравствуйте, ребята! На нашей замечательной планете много интересного, неизвестного, неизученного. И наш родной Хабаровский край не исключение. В этом году 20 октября мы отпразднуем 80летний юбилей края. Вы сможете прочитать название одного из самых уникальных памятников природы Хабаровского края, если правильно решите примеры и впишите буквы в таблицу с ответами. | Слушают учителя, изучают слайд. | Решают примеры слайда №1 устно, вписывают буквы в таблицу 0,9+0,12 у 7,9-3,5 о 5,43+0,07 м 5-4,81 р 10-6,7 а 9-0,9 с 3,1+2,01 к 4,8+5,2 и 0,5+0,5 е 8,6-4,6 т 10,7+0,3 л 0,3+0,02 б 5-2,3 ы. | Угадывают название памятника природы: Амурские столбы |
2.Определение темы и цели урока. Цель учителя: подвести учащихся к осознанию целей и задач урока | -Это Амурские столбы-каменные великаны, разнообразные по форме, расположенные в глубине тайги на левом берегу Амура. Шаман-камень, выделяется на фоне остальных величием и загадочностью. Сейчас мы попытаемся узнать его высоту. Слайд №2 -Посмотрите внимательно на снимок. Вы видите у подножия Шаман-камня людей. Средний рост человека 1,7м. Высота горы примерно в 18раз больше. Как узнать высоту? Слайд №3 А если вы решите этот пример, то узнаете высоту так называемого Белого столба или Белой церкви: 0,16*500. Значит, чтобы узнать высоты некоторых Амурских столбов, что надо сделать? Умеете ли вы умножать такие числа? - Итак, возникла проблема: как умножить десятичную дробь на натуральное число. - Давайте сформулируем тему урока. Слайд №4 - Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. -Вспомните как вы складывали десятичные дроби? По правилу. Не обращая внимание на запятую. А как вы думаете поступают с запятой при умножении? Выскажите свои предположения. Итак, на какой вопрос мы хотим ответить? Как умножить десятичную дробь на натуральное число? Что делать с запятой? Куда её поставить? - И какова же цель нашего урока? | Слушают учителя, изучают слайды №2,3 и отвечают на вопросы учителя Записывают тему урока и примеры в тетради | Отвечают на вопросы: - Надо умножить: 1,7*18 - Надо выполнить умножение. - Нет Отвечают на вопросы учителя: -По правилу. Не обращая внимание на запятую. Высказывают свои предположения. | Формулируют тему урока: «Умножение десятичной дроби на натуральное число» Формулируют цель урока: «Научиться умножать десятичную дробь на натуральное число.» |
3.Построение проекта выхода из затруднения Цель: уточнить цель учебной деятельности; организовать составление плана действий 4.Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: реализо-вать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи 5.Физминутка Цель: организовать физические упражнения 6.Самостоятельная работа. Цели: -создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание -организовать выявление места и причины затруднения 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Слайд №5. Как мы будем идти к намеченной цели? Что нам в этом поможет? Имеющиеся у вас знания о десятичных дробях, ваши вычислительные умения и конечно же учебник. Нам надо разобрать конкретные примеры и вывести правило умножения десятичной дроби на натуральное число Итак, действуем по намеченному плану 1.Работа с учебником. Прочитать статью учебникас.204 и ответить на вопросы1,2с.205 1.Что значит умножить десятичную дробь на натуральное число? (слайд №6) 2.Умножьте 1,83*4=7,32 (слайд №7) 3.Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число. (слайды №8,9,10) с примером и с правилом) 2. Практическая деятельность учащихся. 4.Вычисляем высоты Амурских столбов: 1,7*18=30,6м-высота Шаман-камня и 1,6*500=80м-высота Белого столба. Это удивительные природные памятники, которые находятся совсем рядом и являются одним из чудес Хабаровского края (Слайд№11) 5.Выполняем задания на доске с комментированием: по1учащемуся у доски (слайд№12) 78,4*5=392 23,65*4=94,6 76,02*37=2812,74 0,00347*71=0,24637 6.Работа в паре №1306(1столбик) (слайд №13) Выполняем самопроверку. (слайд с ответами), оцениваем себя. Слайд №14. На слайде появятся примеры с ответами. Вы должны их проверить. Если ответ верный, то поднимаем руки над головой и хлопаем. Если неверный, то разводим руки в стороны и вращаем ладонями Работа в группах. Кейс-задания. Слайды №15,16,17,18,19,20 Делимся на группы и получаем кейс с заданием. Каждой группе нужно рассчитать стоимость продовольственной корзины на месяц для семьи из 3, 4 и 6 человек в г.Комсомольске -на-Амуре. Что такое продовольственная корзина и как ее рассчитать вы узнаете, если внимательно изучите содержимое кейса. Вы должны сделать вывод и представить результаты в виде таблицы. Рефлексия. Оценивание. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Сформулируйте правило. Как вы думаете достигли ли мы цели? Что еще вам сегодня запомнилось? Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. Слайд №22 8. Домашнее задание. (слайд №21) №1330 №1331 Выучить правило Рассчитать стоимость продовольственной корзины на месяц для своей семьи по ценам п. Ягодный. Спасибо за урок!!! | Отвечают на вопросы: -Нам поможет учебник Нам помогут наши знания и умения о десятичных дробях. Знакомятся с предложенным планом действий Работают с учебником. (в паре) Читают статью учебника с.204 и отвечают на вопросы1,2с.205 Записывают в тетрадь пример слайда 8 и 10: 1,83*12=21,96 7,624*15=114,36 Вычисляют в тетрадях высоты Амурских столбов: 1,7*18=30,6м-высота Шаман-камня и 1,6*500=80м-высота Белого столба Выполняют задания на доске с комментированием: по1учащемуся. Остальные в тетрадях Работают в паре: решают №1306 (1 столбик): 8,9*6=53,4 3,75*12=45 0,075*24=1,8 10,45*42=438,9 137,64*35=4817,4 25,85*98=2533,3 Решают и проверяют примеры, выполняя соответствующие упражнения: 14,2*2=28,4 8*0,04=32 0,5*20=10 10,52*3=315,6 0,25*4=1 Изучают содержимое кейса с заданием: узнают, что такое продовольственная потребительская корзина и как ее можно рассчитать. Отвечают на вопросы: Научиться умножать десятичную дробь на натуральное число. Формулируют правило умножения. Рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Записывают домашнее задание | Слушают друг друга и учителя Отвечают друг другу на вопросы: 1.Что значит умножить десятичную дробь на натуральное число? -Это значит найти сумму слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу. 2.Умножают в тетрадях: 1,83*4=7,32 Помогают друг другу, проговаривают вслух решение Работают в группе: распределяют задания, помогают друг другу. Вычисляют стоимость, применяя правило умножения десятичной дроби на натуральное число | Предлагают план действий: -Изучить материал учебника; -разобрать конкретные примеры; -вывести правило умножения Формулируют правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Проверяют друг друга Сверяются с доской Выполняют самопроверку. (слайд с ответами), оценивают себя. Каждая группа рассказывает о своих вычислениях и делает вывод. Ребята оценивают работу каждого участника группы. (взаимооценка) За каждый правильный ответ 1 балл и выбирают лучшего. Сверяются с эталоном. Оценивают свою работу на уроке по листу самооценки:
|
Предварительный просмотр:
Кейс-задания для работы в группах по теме
«Умножение десятичной дроби на натуральное число»
Группа 1. Внимательно изучите содержимое кейса, найдите нужные сведения и решите проблему.
Проблема: Мама планирует тратить на продукты в месяц 16000рублей. Хватит ли ей этих денег, если семья состоит из 3человек?
Задание. Рассчитайте стоимость потребительской продовольственной корзины на месяц для семьи из 3 человек в г. Комсомольске на Амуре, используя данные кейса.
Обсуждение вопросов:
1.Что такое потребительская продовольственная корзина?
2.Какие самые необходимые продукты надо включить в корзину?
3.Найдите цену каждого такого продукта.
4.Узнайте расход продуктов в месяц на 1 человека.
5.Рассчитайте стоимость каждого продукта в месяц на 1 человека
6.Рассчитайте стоимость продовольственной корзины в расчете на 1 человека
7.Вычислите общую сумму потребительской корзины для семьи из 3человек.
8.Результат оформите в виде таблицы:
Наименование продуктов | Цена продуктов (р) | Расход продуктов в месяц на 1человека. | Стоимость продуктов в месяц на 1 человека.(р) |
Хлеб | 24,3 | ||
Молоко 1л | 65 | ||
Мясо говядина1кг | 508 | ||
Сахар 1кг | 40,7 | ||
Яйцо 10шт | 49 | ||
Рыба (мороженная)1кг | 78 | ||
Масло растительное 1л | 112 | ||
Яблоки 1кг | 49,45 | ||
Картофель | 17,6 | ||
Рис | 51 | ||
| Всего руб. на 1чел. на 3чел |
Вывод:
Группа 2. Внимательно изучите содержимое кейса, найдите нужные сведения и решите проблему.
Проблема: Мама планирует тратить на продукты в месяц 22000рублей. Хватит ли ей этих денег, если семья состоит из 4человек?
Задание. Рассчитайте стоимость потребительской продовольственной корзины на месяц для семьи из 4 человек в г. Комсомольске на Амуре, используя данные кейса.
Обсуждение вопросов:
1.Что такое потребительская продовольственная корзина?
2.Какие самые необходимые продукты надо включить в корзину?
3.Найдите цену каждого такого продукта.
4.Узнайте расход продуктов в месяц на 1 человека.
5.Рассчитайте стоимость каждого продукта в месяц на 1 человека
6.Рассчитайте стоимость продовольственной корзины в расчете на 1 человека
7.Вычислите общую сумму потребительской корзины для семьи из 4 человек.
8.Результат оформите в виде таблицы:
Наименование продуктов | Цена продуктов (р) | Расход продуктов в месяц на 1человека. | Стоимость продуктов в месяц на 1 человека.(р) |
Хлеб | 24,3 | ||
Молоко 1л | 65 | ||
Мясо говядина1кг | 508 | ||
Сахар 1кг | 40,7 | ||
Яйцо 10шт | 49 | ||
Рыба (мороженная)1кг | 78 | ||
Масло растительное 1л | 112 | ||
Яблоки 1кг | 49,45 | ||
Картофель | 17,6 | ||
Рис | 51 | ||
| Всего руб. на 1чел. на 4чел |
Вывод:
Группа 3. Внимательно изучите содержимое кейса, найдите нужные сведения и решите проблему.
Проблема: Мама планирует тратить на продукты в месяц 30000рублей. Хватит ли ей этих денег, если семья состоит из 6человек?
Задание. Рассчитайте стоимость потребительской продовольственной корзины на месяц для семьи из 6 человек в г. Комсомольске на Амуре, используя данные кейса.
Обсуждение вопросов:
1.Что такое потребительская продовольственная корзина?
2.Какие самые необходимые продукты надо включить в корзину?
3.Найдите цену каждого такого продукта.
4.Узнайте расход продуктов в месяц на 1 человека.
5.Рассчитайте стоимость каждого продукта в месяц на 1 человека
6.Рассчитайте стоимость продовольственной корзины в расчете на 1 человека
7.Вычислите общую сумму потребительской корзины для семьи из 6 человек.
8.Результат оформите в виде таблицы:
Наименование продуктов | Цена продуктов (р) | Расход продуктов в месяц на 1человека. | Стоимость продуктов в месяц на 1 человека.(р) |
Хлеб | 24,3 | ||
Молоко 1л | 65 | ||
Мясо говядина1кг | 508 | ||
Сахар 1кг | 40,7 | ||
Яйцо 10шт | 49 | ||
Рыба (мороженная)1кг | 78 | ||
Масло растительное 1л | 112 | ||
Яблоки 1кг | 49,45 | ||
Картофель | 17,6 | ||
Рис | 51 | ||
| Всего руб. на 1чел. на 6чел |
Вывод:
Каждой семье очень важно уметь распределять свой семейный бюджет. На питание уходит значительная сумма денег.
Минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека-называется потребительской продовольственной корзиной.
Изучив предоставленную информацию, и выбрав необходимые данные, вычислите стоимость продовольственной корзины на месяц для семьи из 3, 4 и 6 человек для г. Комсомольск на Амуре.
Цены на продукты в г. Комсомольске на Амуре в мае 2017г
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Лист самооценки.
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов |
Критерии оценивания: 8-10 баллов-«5», 6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3»
Предварительный просмотр:
Этап урока | Устный счет | Работа в паре | Работа в группе | Всего |
Количество баллов | 1б за правильный ответ | 1б за правильное задание | 1б за правильное задание | 8-10 баллов-«5» 6-7 баллов-«4» 4-5 баллов-«3» |
Лист самооценки учащихся по теме
«Умножение десятичной дроби на натуральное число»
Фамилия, имя ученика________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...
Урок поматематике "Деление десятичной дроби на натуральное число".
Урок по математике в 6 классе на тему:"Деление десятичной дроби на натуральное число". Урок подходит для учителей, работающих по УМК ДорофееваГ.В, Шарыгина И.Ф. и др. Урок сопровождается презентацией,...
Урок в 5 классе "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Урок изучения нового материала по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". Форма организации деятельности учащихся - работа в группах. Используется "Метод шести шляп". В разработку уро...
Технологическая карта урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе...
Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Класс 5
Урок сообщения и усвоения новых знаний....
Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"
Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...
Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.
Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...