Конспект урока на тему: «ЦИЛИНДР.КОНУС.ШАР»
план-конспект урока по математике (6 класс)
Конспект урока на тему: «ШАР.КОНУС.ЦИЛИНДР» по математике
в 6 классе автор учебника: Мерзляк А.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: «ЦИЛИНДР.КОНУС.ШАР» | 332.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «ШАР.КОНУС.ЦИЛИНДР» по математике
в 6 классе автор учебника: Мерзляк А.Г.
Цель изучения:
- Познакомить учащихся с геометрическими телами – шаром, конусом, цилиндром и их элементами.
- Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
Прогнозируемый результат:
- Уметь оперировать понятиями: шар, конус, цилиндр, многогранник, тело вращения, поверхность тела, сечение.
- Уметь распознавать изученные геометрические фигуры.
- Уметь приводить примеры предметов, имеющих форму изученных тел вращения.
- Уметь рассказывать о шаре, конусе, цилиндре по плану.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Схема развертки геометрических фигур
- Макеты цилиндра, конуса, шара.
- Бумажные модели тел вращения
- Программа «Математика на компьютерах» «Тела вращения»
Ход урока:
- Организационный момент.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с тремя новыми геометрическими фигурами. Чтобы лучше понять изучаемый материал будьте внимательными, активными и сообразительными.
Тема урока состоит из трёх слов, которые зашифрованы с помощью ребусов. Разгадайте их и вы узнаете какие геометрические фигуры мы будем изучать сегодня.
ШАР | КОНУС | ЦИЛИНДР |
Итак, тема урока «Шар. Конус. Цилиндр»
Прежде чем начнем знакомиться с новыми геометрическими фигурами, ответьте на несколько вопросов.
- Актуализация знаний.
- Какая фигура, по-вашему мнению, является лишней и почему? Возможны несколько вариантов ответов!
- Хочу заметить, что на уроках математики не имеет значения цвет предмета и материал, из которого он изготовлен. Важна форма и размеры изучаемой фигуры.
- По одной из предложенных вами классификаций лишним является прямоугольный параллелепипед, так как он является пространственной фигурой, а остальные фигуры − плоские.
- Какие ещё пространственные фигуры мы еще знаем? (Куб, параллелепипед, пирамида)
- Какие объекты дают представление о прямоугольном параллелепипеде?
(Кирпич, спичечный коробок, пакет сок)
-Какие объекты дают представление о кубе?
(Детский кубик, кубик Рубика)
Работа с интерактивной доской(ссылка сайт)
- Итак, все ранее изученные пространственные фигуры мы вспомнили, приступим к изучению новых фигур, которые будем изучать по плану, записанному на доске.
План изучения фигуры:
- Происхождение названия фигуры.
- Примеры.
- Поверхность.
- Сечения.
- Изучение фигур
Начнём с цилиндра.
Оказывается, слово «цилиндр» произошло от греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток».
На рубеже XVIII−XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
-Какие ещё предметы имеют цилиндрическую форму?
- Внимательно посмотрите на цилиндр (демонстрируется модель). Цилиндр, как мы видим, пространственная или объёмная фигура. Поверхность цилиндра состоит из двух оснований и боковой поверхности.
-Что из себя представляют основания цилиндра?
Математика на компьютерах «Тела вращения»
-Что из себя представляет боковая поверхность? (ребята дают свои ответы)
-Возьмём бумажный цилиндр, разрежем его следующим образом (показываю) и развернём.
-Так что же представляет из себя боковая поверхность? (Прямоугольник)
-Что ещё нужно знать о цилиндре?
- Высота цилиндра – это расстояние между основаниями, радиус цилиндра – радиус круга, являющегося основанием цилиндра.
-А сейчас представьте, что у каждого из вас в руках деревянный цилиндр(показываю на деревянном макете) и топорик, с помощью которого вы легко можете рассечь или расколоть цилиндр(развитие пространственного воображения).
«Аккуратно» топориком ударяем по верхнему основанию и раскалываем его
(показываю на модели). Он распадётся на две половинки.
-Форму какой геометрической фигуры имеет срез или по научному говорят сечение цилиндра? (Прямоугольник)
-А сейчас будем «пилить» цилиндр, положив его «на бок». Мысленно его распилим или рассечём.
-Какая геометрическая фигура получится на срезе или говорят в сечении цилиндра? (Круг)
-Итак, какие геометрические фигуры могут быть в сечении цилиндра?
(Прямоугольник, круг, эллипс)
Все пункты плана разобраны, вы уже достаточно много знаете о цилиндре.
Переходим к рассмотрению конуса.
-Слово «конус» произошло от греческого слова «конос», означающего сосновую шишку (показываю шишку). Действительно, есть некоторое сходство.
Конус, как и цилиндр, является пространственной фигурой. Поверхность конуса состоит из круга, который называется основанием конуса и боковой поверхности.
-Что же из себя представляет боковая поверхность? (ребята дают свои ответы)
-Трудно мысленно представить боковую поверхность конуса, поэтому, как и в случае с цилиндром, возьмём бумажный конус, разрежем его следующим образом (показываю) и развернём.
-Что является развёрткой боковой поверхности конуса? Что это такое?
Частью какой геометрической фигуры является эта фигура? (Часть круга)
-Конус, в отличие от цилиндра, имеет вершину (показываю вершину, высоту и радиус основания).
-Подумайте и скажите, какие предметы имеют форму конуса? (Воронка, мороженое-рожок)
-А сейчас снова представим, что мы рассекаем деревянный конус.
-Формы каких геометрических фигур могут иметь сечения конуса?
(Треугольника, круга, эллипса)
-Оказывается, сечения конуса могут иметь формы других геометрических фигур, ( ответы ребят круг, треугольник... эллипс) названия которых мы даже ещё не знаем, их мы будем изучать в старших классах.
-Снова все пункты плана нами рассмотрены.
И, наконец, переходим к изучению шара.
-Шар – это наиболее знакомая вам геометрическая фигура. Мяч (показываю)
– пример предмета шарообразной формы.
-Какие ещё предметы имеют форму шара? Ребята, кому я сейчас брошу этот мяч, нужно привести свой пример предмета, имеющего форму шара.
-Расскажите, что вы знаете о шаре?
-Оказывается, что шар очень знакомая, но совершенно не изученная фигура.
-Чтобы побольше узнать о шаре, откройте учебник на странице 137 и самостоятельно прочитайте пункт 25.
-Вижу, что все уже успели прочитать пункт 25.
-Сейчас о шаре нам расскажет (вызвать ученика с сообщением)
-Причём он (она) расскажет больше, чем написано в учебнике, поэтому слушайте внимательно!
Сообщение «ШАР»
-Шар – это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой
Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч».
-Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара.
-Мяч, глобус – это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара (показываю рисунок).
Сфера обладает очень интересным свойством – все её точки одинаково удалены от центра шара.
Отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара. На рисунке отрезки ОА, ОВ, ОD и ОС являются радиусами (показывает по рисунку).
Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, называется диаметром шара. На рисунке отрезок СD является диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам.
Любое сечение шара имеет вид круга. Если рассекать шар ближе к цен- тру, то круги будут больше, если дальше от центра, то радиусы кругов будут меньше.
Итак, мы познакомились с тремя пространственными геометрическими фигурами – шаром, цилиндром и конусом. Вы должны знать, что пространственные геометрические фигуры ещё по- другому называют геометрическими телами. Оказывается, все геометрические тела математики раздели на две группы: многогранники и тела вращения.
- Внимательно посмотрите на геометрические тела (показываю модели) и попробуйте догадаться, какое геометрическое тело относится к какой группе.
- Как называется фигура и к какой группе её отнесём?
Действительно, шар, цилиндр, конус– тела вращения, а куб, параллелепипед, пирамида - многогранники.
- Почему куб, параллелепипед, пирамиду вы отнесли к многогранникам? (Много граней) Логично!
- А вот почему шар, цилиндр, конус назвали телами вращения?
Групповая работа "построение тел вращения на готовых чертежах"
- Решение задач.
Задача № 2. На рисунке изображены различные геометрические тела.
Какие из них являются многогранниками?
Задача № 3.
- Рефлексия. Подведение итога урока
Итак, все задачи решены… А сейчас скажите:
- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Изучали тела вращения: конус, шар, цилиндр)
На какие две группы делятся все геометрические тела? (Многогранники, тела вращения)
- При вращении какой плоской фигуры образуется цилиндр? (Прямоугольника)
- Приведите примеры тел предметов имеющих форму: 1)цилиндра, 2)конуса, 3)шара
- Какие фигуры могут быть в сечении конуса? (Треугольник, круг, эллипс)
- Чем отличаются понятия «шар» и «сфера»? (Сфера – это только поверхность шара, а шар – часть пространства, ограниченное сферой)
- Домашнее задание. п.26;
рассказ по плану I ряду – о цилиндре,
II ряду- о конусе, III ряду – о шаре;
на альбомном листе нарисовать предметы, имеющие форму вновь изученных геометрических фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Конус."
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к ЕГЭ....
Урок - семинар по геометрии на тему " Цилиндр, конус, усеченный конус"
Разроботка урока - семинара по геометрии на тему " Цилиндр, конус, усеченный конус"....
Урок по теме "Цилиндр. Конус. Усеченный конус", 11 класс
Разработка урока-игры по теме "Цилиндр. Конус. Усеченный конус." в 11 классе по геометрии....
Урок геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр. Конус. Усеченный конус"
Урок геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр. Конус. Усеченный конус"...
Урок по теме "Цилиндр, конус, шар"
Урок математики для учащихся 6 класса по теме "Цилиндр, конус шар"Тип урока: обобщение и систематизации знаний...
Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр. Конус. Усечённый конус. Комбинации цилиндра, конуса и усечённого конуса с многогранниками»
Контрольная работа №2по теме: "Цилиндр.Конус.Усеченный конус...