Конспект урока по математике 5 класса Мерзляк по теме Десятичная запись чисел
план-конспект урока по математике (5 класс)

Абашеева Татьяна Батожаповна

Урок с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Тема урока: Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: понимать понятия число, цифра, натуральный ряд чисел, разряд, класс.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД)

понимать понятия число, цифра, натуральный ряд чисел, разряд, класс.

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать интерес к математике как к науке.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию.

Планируемые результаты: учащийся   научится   записывать   и   читать   многозначные   числа, представлять число в виде разрядных слагаемых.

Основные понятия: цифры, классы, разряды, десятичная система счисления.

Организационная структура урока

Этапы

проведения урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт

к достижению запланированных результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

№ 1

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Проверка домашнего задания

4. Актуализация знаний

Устно: № 1, 2, 4, с. 10

5. Изучение нового материала

Теоретический материал § 2.

6. Первичное закрепление нового материала

№ 17, 18, 19, 21, 22

№ 7, 8

7. Повторение

№ 36

8. Итоги урока

Вопросы 1– 8

9. Информация о домашнем задании

§ 2, вопросы 1– 8, № 20, 23, 38

1. Организационный момент

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, мобилизация внимания, уважение к окружающим.

II.        Актуализация знаний учащихся.

Коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в диалог.

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, целеполагание.

1) Проверка домашнего задания: через документ – камеру: № 6; № 11; № 16. 

2) Работа с классом: Давайте прочитаем веселые стишки.

Слайд 2

2  15  42

42  15

37  08  5

20  20  20!

- Какие встречаются числа?

- Из чего они состоят?

45  108  2

47  16

3  4  502

20  20  20

2  12  46,

48  3  06.

33  1  102,

8  30  3

- А сколько всего цифр?      А для чего служит нуль?

Прочтём стихи.

Слайд 3

Цифра вроде буквы О-

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова.

Это ноль, иль ничего.

А за двойкой – посмотри- Выступает цифра три.

За тремя идет четыре,

Острый локоть от топыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,

Цирковая акробатка

 

- Прочитайте числа 380; 907; 60239; 102 400; 999 999.

- Чтобы прочесть число, то что необходимо знать?

- Какова же цель урока?

III.        Изучение  нового материала.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные УУД: определение цели, способов взаимодействия.

Слайд 4

1)        

«Известно, что счет у нас ведется десятками: десять единиц образуют один десяток, десять десятков – одну сотню и т. д., … Такой способ счета, группами в десять, которым  пользуемся мы,  называется десятичной системой счисления или десятичной  нумерацией. Число десять называется  основанием десятичной системы счисления. Но почему мы считаем именно десятками, то есть как возникла десятичная система счисления? Подобно тому как учатся считать по пальцам дети, так и люди на первых ступенях развития общества считали с помощью десяти пальцев рук. Поныне ведь говорят: «Перечесть по пальцам…» Отсюда – десятичная или десятеричная система счисления» Г. И. Глейзер

Слайд 5                                                        Слайд 6

        

Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или  двух цифр). Эти группы называют классами.

Три первые цифры справа составляют класс единиц, три следующие – класс тысяч, далее идут классы миллионов, миллиардов и т.д.

Чтобы прочитать число, называют слева по очереди число единиц каждого класса и добавляют название класса. Не произносят название класса единиц, а также класса, все цифры которого – нули.

- Прочитаем правильно числа на слайде

3

28

264

9 тысяч 541

16 тысяч 819

508 тысяч 303

6 миллионов 765 тысяч 55

31 миллион 81 тысяча 400

Двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные и т.д. числа называют многозначными

Работа с текстом учебника: стр.8.

IV.        Закрепление знаний.

Коммуникативные УУД: выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Рабочая тетрадь: № 7, № 8

ФИЗМИНУТКА

№ 17, 18, 19, 21, 22

V.        Рефлексия деятельности.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации.

«Бог создал натуральные числа, а всё прочее — дело рук человеческих»

Для счета предметов применяют натуральные числа.

Натуральный ряд бесконечен, наибольшего числа в нем нет.

Двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные и т.д. числа называют многозначными.

Счет 0:3 футбольного матча говорит о том, что первая команда не забила ни одного гола в ворота противника.

Миллиард – это 1000 миллионов.

Она служит и для обозначения числа «нуль»

Самое маленькое натуральное число – единица.

VI. Домашнее задание. § 2, вопросы 1– 8, № 20, 23, 38


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обозначение натуральных чисел

Слайд 2

Веселые стихи : 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20! 45 108 2 47 16 3 4 502 20 20 20 2 12 46 , 48 3 06 . 33 1 102 , 8 30 32 .

Слайд 3

Ц и ф р ы Вот один иль единица, Очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйтесь, какова А за двойкой – посмотри- Выступает цифра три. За тремя идет четыре, Острый локоть от топыря. А потом пошла плясать По бумаге цифра пять.. Цифра шесть - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Вот семерка – кочерга. У нее одна нога. У восьмерки два кольца Без начала и конца. Цифра девять иль девятка, Цирковая акробатка Цифра вроде буквы О- Это ноль, иль ничего.

Слайд 4

« Известно, что счет у нас ведется десятками: десять единиц образуют один десяток, десять десятков – одну сотню и т. д., … Такой способ счета, группами в десять, которым пользуемся мы, называется десятичной системой счисления или десятичной нумерацией. Число десять называется основанием десятичной системы счисления. Но почему мы считаем именно десятками, то есть как возникла десятичная система счисления? Подобно тому как учатся считать по пальцам дети, так и люди на первых ступенях развития общества считали с помощью десяти пальцев рук. Поныне ведь говорят: «Перечесть по пальцам…» Отсюда – десятичная или десятеричная система счисления.» Г. И. Глейзер

Слайд 5

Если запись натурального числа состоит из одного знака - одной цифры, то его называют однозначным. Если запись числа состоит из двух знаков - двух цифр, то его называют двузначным. Так же по числу знаков в данном числе дают названия и другим числам: числа 386, 555, 951 - трехзначные Числа 1346, 5787, 9999 – четырехзначные Двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные и т. д. числа называют многозначными. Например, числа 1, 5, 8 - однозначные. Например, числа 14, З3, 28, 95 - двузначные. 5 Изучение нового материала.

Слайд 6

Эти группы называют классами Для чтения многозначных чисел их разбивают , начиная справа, на группы по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр. Миллион - это тысяча тысяч (1000 тыс.), его записывают: 1 млн. или 1 000 000. Миллиард - это 1000 миллионов. Его записывают: 1 млрд. или 1 000 000 000. 136 596 406 867 Класс единиц Класс тысяч Класс миллионов Класс миллиардов 6

Слайд 7

Классы Миллиарды Миллионы Тысячи Единицы Разряды С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед. Число 1 5 0 8 9 7 0 4 1 6 0 Десятичная позиционная система счисления. 15 089 704 160 7

Слайд 9

«Бог создал натуральные числа, а всё прочее — дело рук человеческих»

Слайд 10

Отгадаем имя автора фразы на втором слайде, найдя последнее слово предложения из п.1, начало которого дано. (работа с учебником) Для счета предметов… Натуральный ряд бесконечен… Двузначные, трехзначные, четырехзначные,… Счет 0:3 футбольного матча… Миллиард – это… Она служит и для… Самое маленькое натуральное… ч и с Л а н Е т м н о г О з н а ч н ы м и П р о т и в н и к а м и л л и О н о в н у Л ь Ь е Д и н и ц а

Слайд 11

Домашнее задание: § 2, вопросы 1– 8, № 20, 23, 38

Слайд 12

Определи неизвестное число. 21

Слайд 13

Определи неизвестное число. Найди закономерность! 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

В данном материале представлен конспект открытого урока по математике в 5 классе. Целью урока является закрепление правил сложения и вычитания десятичных дробей, выработка умения применять эти правила...

Конспект урока 5,6 класс- комплекта "Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа"

Конспект урока 5,6 класс- комплекта "Умножение и деление многозначных чисел на однозначные  числа"...

Конспект урока по математике 5 класса Мерзляк по теме Ряд натуральных чисел

План-конспект урока по теме "Ряд натуральных чисел"...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Конкретный смысл действия деления», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Конкретный смысл действия деления»Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с арифметическим действием – деление; развитие вычислительных на...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Переместительное свойство умножения», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Переместительное свойство умножения»Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с переместительным законом умножения; развитие вычислительных навыко...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Решение задач и выражений. Перестановка множителей», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Решение задач и выражений. Перестановка множителей»Цели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся о смысле действия умножении; формирование умен...