МКОУ СОШ №6 г. Беслан
Конспект урока по математике в 4 А классе
по теме:
«Решение задач на движение. Скорость удаления, скорость сближения»
Подготовили:
Бутова Т.В. - учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
Слободская Е.В. – учитель математики
первой квалификационной категории
2017г
Технологическая карта урока
Авторы: Слободская Е.В. Бутова Т.В.
Предмет: математика
Класс: 4а
УМК «Школа России
Тема урока «Решение задач на движение. Скорость удаления, скорость сближения»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения. Познакомить учащихся с понятием «скорость сближения» и «скорость удаления»,познакомить с правилами вычисления данных скоростей.
Задачи:
- научить устанавливать взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние;
- записывать задачу на движение одного тела в таблице;
- сравнивать скорости разных тел в разных ситуациях;
- развивать умение наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса);
- объяснять выбор арифметических действий для решения;
- воспитывать познавательный интерес к математической науке посредством данных из окружающего нас мира;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- предметные УУД : использование приобретенных математических знаний о скорости, времени, расстоянии и взаимосвязи между ними для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- личностные УУД :
заинтересовать в приобретении и расширении знаний и способов действий;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание успешности при изучении новой темы.
- познавательные УУД
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности рассуждений;
- регулятивные УУД
использовать установленные правила в контроле способа решения;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы их преодоления
- коммуникативные УУД
формировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога.
Организация деятельности обучающихся на уроке: в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое учебное оборудование: Презентация к уроку, карточки для групповой и индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Мотивация познавательной активности | Здравствуйте ребята. Мы рады вас видеть здоровыми и красивыми. Приветствуйте друг друга улыбкой. Сегодня у нас не обычный урок. Проводим мы его вместе с учителем математики нашей школы – Слободской Еленой Владимировной. Она с нами будет на протяжении всего урока. И вы можете к ней обращаться в случае необходимости.
- Я предлагаю вам проработать в группах. И выполнить задание. 1.Найдите значение выражения 2.Расшифровать слово. Переворачивайте карточку только после вычисления 3. - Какое слово вы получили? - Что вы можете сказать о своем слове? Расстояние – это пространство, разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо. Движение - перемещение кого или чего-нибудь в определенном на правлении. (Эксперимент: различные виды движения – навстречу, в противоположном направлении) Время – процесс смены явлений, вещей, событий.
4. Слободская Е.В. Сформулируйте тему урока Девиз урока: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если вы хотите научиться решать задачи, то решайте их» Дьёрд Пойа (венгерский, швейцарский математик) | На каждой парте задание 1гр. Расположить ответы в порядке возрастания 3900:3 | 1510*4 | 5100:3 | 900*4 | 7600:4 | 1300 | 3040 | 1700 | 3600 | 1900 | рас | ни | сто | е | я |
2 гр. Расположить ответы в порядке убывания 4800:2 | 800*6 | 2130*3 | 8400:7 | 2800:4 | 2400 | 4800 | 6390 | 1200 | 7 | ро | ко | с | с | ть |
3 гр. Расположите ответы в порядке возрастания 1260*4 | 5600:700 | 700*9 | 8400:4 | 8100:5 | 6040 | 8 | 6300 | 2100 | 1620 | м | в | я | е | р |
4 гр. Расположить ответы в порядке убывания 4640:4 | 2070*4 | 1600*3 | 49000:700 | 6900:3 | 1160 | 8280 | 4800 | 70 | 2300 | ни | д | ви | е | же |
- Решение задач на движение |
Актуализация знаний | - Поработаем устно. Выберите любое транспортное средство, таблицу и составьте задачу
2. Подведем итог вашей работы(Слободская Е.В.) Как найти расстояние? Как найти скорость? Как найти время?
3. Введение формулы (Слободская Е.В.- учитель математики) В математике многие величины обозначают буквами для краткости записи. А закон, записанный с помощью букв и знаков действий называют ФОРМУЛАМИ
Так правило нахождения расстояния, зная скорость и время , можно записать следующим образом
Расстояние обозначают заглавной буквой S, Скорость - буквой V А время - буквой t
Формула для вычисления скорости Формула для вычисления времени |
скорость | время | расстояние | решение | ?? |
|
|
|
скорость | время | расстояние | решение |
| ?? |
|
|
скорость | время | расстояние | решение | ?? |
|
|
|
скорость | время | расстояние | решение |
|
| ?? |
|
2. Чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить на время Чтобы узнать скорость, нужно расстояние разделить на время Чтобы узнать время, нужно расстояние разделить на скорость
S = V*t
V= S : t t= S: V
|
Организация познавательной деятельности | 1. - Рассмотрим следующий вид задач. Прочитайте условие задачи(читает 1 ученик)
Автобус и автомобиль выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов и встретились через 3 часа. Автобус ехал со скоростью 60 км.ч., а автомобиль – 90км.ч. Найдите расстояние между городами
- О чем наша задача? - О каком движении и дет речь в задаче? - Сделаем чертеж к нашей задаче
2. Отрезком обозначим расстояние между городами. Под отрезком поставим знак вопроса, т.к. требование в задаче найти расстояние S.
- Автобус и автомобиль едут навстречу друг другу, обозначим стрелками на чертеже сверху
-В условии задачи известна скорость автомобиля и автобуса. Запишем это
- Место встречи обозначим флажком Обратите внимание, что скорость автомобиля больше скорости автобуса, значит он пройдет большее расстояние чес автобус.
Время в пути у них одинаковое – 3 часа, поэтому мы делим каждый отрезок на 3 равные части.
Что обозначает каждая часть справа от флажка? Слева от флажка?
Теперь приступаем к решению задачи. - Какое требование в задаче? - Из чего складывается расстояние между городами?
- Как найти расстояние, которое прошел автобус? - Как найти расстояние , которое прошел автомобиль? - Найдите расстояние между городами
3. Слободская Е.В – учитель математики. - Эту задачу модно решить другим способом Давайте проследим за движением автобуса и автомобиля. - Какое расстояние они пройдут вместе или сблизятся за один час? - Это расстояние называется СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ. - Сколько времени они вместе двигались? - Если скорость равна 130 км.ч., а время 3 ч., какое расстояние они проедут?
Какой способ решения легче??? |
Наша задача о двух транспортных средствах. О встречном движении
- Расстояние , которое пройдет автобус за один час - Расстояние, которое пройдет автомобиль за один час
- Найти расстояние между городами - Из расстояния, которое прошел автобус и автомобиль
- 60*3=180 км.
- 90*3 = 270 км
- 180+270=450 км
Ответ: 450 км расстояние между городами
- 60+90= 150 км.ч.
3 часа - 150*3= 450км.
Ответ: 450 км расстояние между городами |
Физминутка | А теперь ребята встали Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело |
|
| 4. - Какой вид движения вы еще знаете? -Рассмотрим еще одну задачу
Из города одновременно в противоположных направлениях выехали автомобиль и автобус. Скорость автобуса 60 км.ч., а автомобиля 90 км.ч. На каком расстоянии друг от друга будут автобус и автомобиль через 3 часа?
- Сделаем чертеж к задаче. Отрезком обозначим расстояние между автобусом и автомобилем через 3 часа. - оба транспортных средства выехали из одного города. Обозначим флажком. Двигаются в противоположном направлении – обозначим это на чертеже стрелками.
- В условии заданы скорости каждого из них. Запишем это Время в пути у обоих одинаковое – 3 часа, поэтому каждую часть делим на 3 равных отрезка.
Теперь приступаем к решению задачи - О чем спрашивается в задаче?
- Из чего складывается это расстояние?
Как найти расстояние, которое прошел автобус? Как найти расстояние, которое прошел автомобиль? Найдите расстояние между транспортами
Слободская Е.В.(учитель математики) - Эту задачу можно решить другим способом - Так как машины движутся в противоположном направлении, то на какое расстояние они удалятся за 1 час? - Количество километров, на которое удалятся друг от друга машины за один час, называется СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ.
- Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
|
- Движение друг от друга (в противоположном направлении)
Какое расстояние между автобусом и автомобилем будет через 3 часа
Из расстояния пройденного автобусом и автомобилем
- 60*3=180км, расстояние автобуса
- 90*3=240 км, расстояние автомобиля
- 180+240=450 км, расстояние между транспортами
- 60+90=150 км.ч – скорость удаления
- 150*3450 км, расстояние между транспортами
Ответ: 450 км расстояние между машинами |
Заключение и включение в систему знаний | Учитель математики (Слободская Е.В.) Разобрав эти задачи, какой вывод можно сделать? |
- При встречном движении можно найти скорость сближения
Vсближ = V1 +V2 - При движении в противоположном на правлении, можно найти скорость удален я
Vудал = V1 +V2 |
Рефлексия учебной деятельности | Вы сегодня хорошо потрудились. - О чем говорили на уроке? -Что для вас было новым? Трудным? -Кто освоил материал, но еще нуждается в помощи? -Кто освоил новые знания и может их применить? Благодарим всех за урок |
|
Домашнее задание | Составить и решить задачи на сближение и удаление |
|