Открытый урок по математике в 6 классе УМК Виленки Н.Я, Жохов В.И. и др.
план-конспект урока по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО МАТЕМАТИКЕ
В 6 КЛАССЕ
«Вычитание»
Прокофьева Наталья Викторовна,
учитель математики
УМК Виленки Н.Я., Жохов В.И. и др.
Тема урока: «Вычитание» (Урок №3)
Цели деятельности педагога: закрепить изученный материал, вырабатывать навыки сложения и вычитание чисел; проверить степень усвоения учащимися материала; подготовить к контрольной работе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: находить расстояние между точками; решать примеры на сложение и вычитание целых чисел.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач; давать позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
–регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять поиск средства ее достижения;
–познавательные: передавать содержание в сжатом или развернутом виде;
–коммуникативные: умеют высказывать свою точку зрения, ее обосновать, приводя аргументы.
Формы работы на уроке:
Фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием).
Средства ИКТ: презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
- Организационный момент.
Приветствие.
Проверка домашнего задания.
- Вопросы по домашнему заданию.
- Разбор решения на доске, если требуется.
- Сдали тетради с домашней работой – выборочно.
Математика нужна
Без нее никак нельзя
Учим, учим мы, друзья,
Что же помним мы с утра?
- Устные упражнения.
? Каким действием можно заменить вычитание числа a из числа b? Запишите буквенное равенство.
*a-b=a+(-b), Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к данному числу прибавить число противоположное данному.
? Как найти длину отрезка на координатной прямой?
*Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца.
- Возьмите таблицы для устного счета (лежат на партах). Пожалуйста, с первой парты, начинаем.
- Решите уравнения, которые написаны на доске (4 человека, с объяснением).
- У-4=-9 2) у+4=-9 3) 7-у=-2 4) у+7=2
У=-9+4 у=-9-4 у=7-(-2) у=2-7
У=-5 у=-13 у=9 у=- (7 – 2)
Ответ. Ответ. Ответ. У=-5
Ответ.е
3. Найти значение выражений (ФУТБОЛ. Учащиеся сами передают мел следующему отвечающему и обязательно проговаривают правила)
-30+70=70-30=40
-30-70=-30+(-70)=-(30+70)=-100
-(-30)+70=30+70=100
-30-(-70)=-30+70=70-30=40
30-(-70)=30+70=100
-(-30)-(-70)=30+70=100
-30+(-70)=-(30+70)=-100
-30-30=-30+(-30)=-60
-(-30)+(-70)=30+(-70)=-(70-30)=-40
-30-(-30)=-30+30=0
Или
А) – 7,4 – 2,9 =-7,4+(-2,9) = -(7,4+2,9)= - 10,3 (сложение отрицательных чисел
Б) - 4,1 + 2,8 = -(4,1 – 2,8) = - 1,3 (сложение чисел с разными знаками)
В) 8,7 – 9,4 = 8,7 +(-9,4) = -(9,4-8,7)= - 0,7 (вычитание)
Г) – 3,7 – ( - 5,6) =- 3,7 +5,6 = 5,6 – 3,7 = 1,9 (вычитание)
Д) - = - = (сложение чисел с разными знаками)
Е) - 3 = - 3= - 3= - 5 (вычитание)
4. Сколько целых чисел стоит между числами (Какие числа называют целыми?):
-3,2 и 2 (-3, -2, -1, 0, 1) 5 чисел
-8,9 и -5,4 (-8, -7, -6) 3 числа
-2,1 и 5 (-2, -1, 0, 1, 2, 3, 4) 7 чисел
-6 и 6 (-5, -4, -3, -2, -1, 0, 1,2,3,4,5) 11 чисел.
- А теперь давайте вспомним и обобщим, что мы уже знаем про положительные и отрицательные числа - работа парами. На выполнение работы 3 минуты. Проверяем по готовым ответам. Выставляем отметки: 9-«5», 8-7 – «4», 6-5 – «3».
Ответы:
А | Координатной прямой называют | 5 | Прямую с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлением |
Б | На координатной прямой точка с большей координатой | 1 | Лежит правее точки с меньшей координатой |
В | Два числа называются противоположными | 6 | Отличающиеся друг от друга только знаками |
Г | Целыми числами называют | 2 | Натуральные числа, им противоположные и ноль |
Д | Сложить два отрицательных числа | 7 | Значит, сложить их модули, затем поставить перед полученным числом знак «-». |
Е | Модуль числа а | 3 | Это расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). |
Ж | Сложить два числа с разными знаками | 8 | Значит, из большего модуля вычесть меньший и поставить знак большего модуля. |
З | Сумма двух отрицательных чисел | 9 | Есть число отрицательное |
И | Вычитание двух чисел | 4 | Сложение уменьшаемого с числом, противоположным вычитаемому |
Раздаточный материал
А | Координатной прямой называют | 1 | Лежит правее точки с меньшей координатой |
Б | На координатной прямой точка с большей координатой | 2 | Натуральные числа, им противоположные и ноль |
В | Два числа называются противоположными | 3 | Это расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). |
Г | Целыми числами называют | 4 | Сложение уменьшаемого с числом, противоположным вычитаемому |
Д | Сложить два отрицательных числа | 5 | Прямую с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлением |
Е | Модуль числа а | 6 | Отличающиеся друг от друга только знаками |
Ж | Сложить два числа с разными знаками | 7 | Значит, сложить их модули, затем поставить перед полученным числом знак «-». |
З | Сумма двух отрицательных чисел | 8 | Значит, из большего модуля вычесть меньший и поставить знак большего модуля. |
И | Вычитание двух чисел | 9 | Есть число отрицательное |
Таблица ответов
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
Ответы.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
5 | 1 | 6 | 2 | 7 | 3 | 8 | 9 | 4 |
- Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Молодцы, присаживайтесь.
Скажите, пожалуйста, как можно назвать то, чем мы занимались в первой части урока? (Повторение ранее полученных знаний)
Верно. И в связи с этим я предлагаю вам продолжить обобщение полученных ранее знаний. Как вы считаете, для чего мы это делаем? (написать контрольную работу).
- Работа по теме урока.
№1107 (2)
Прочитать задачу. Что известно? Что надо узнать?
Составляем краткую запись.
Морковь - ?га, 1/7 от огурцов | 1/7 * 7/8х га
Огурцы - ?га, 7/8 от помидоров Всего 560 га | 7/8х га
Помидоры - ?га | х га
Составим уравнение:
Х+7/8х+1/7*7/8х=560
Х=280 (га) помидоры
280*7/8=245 (га) огурцы
280*1/7=35 (га) морковь
Ответ.
или
Найдите значение выражения
- =
Напишите все целые значения х, если: (Какие числа называются целыми?)
а) 13<|х|< 15 б) 10< |х|<12 в) |х |< 2 г) |х|<3
х=12,14,-12,-14 х=11,-11 х=1,0,-1 х=2,1,0,-1,-2
Решить уравнение с модулем.
А) |х+3|=7 б)|х-2|=-5 в)|4-у|=0
Х+3=7 или х+3=-7 решений нет, 4-у=0
Х=4 х=-10 т.к. модуль не может у=4
быть отрицательным числом
- Самостоятельная работа (10мин).
Обязательная часть работы: №1 (а), №3 (а) – «3»
Дополнительная часть работы №1 (б), №2(а), №3(б), №4 – «4», «5»
1 вариант. | 2 вариант |
№1. Выполните вычитание: | |
А) -3,2 – (-6,3) Б)-2,6 – (-1,4) В) - Г) 2 | А) -7,5 – (-3,7) Б) -2,3 – 6,2 В) 7 - 8 Г) -8 - (-7 |
№2. Решите уравнение: | |
А) 2,4 + х =- 2,8 Б)18,24 – у= 20 В)х-(-4= 6 | А) 7,8 – х =9,3 Б) у – (-17,85)=12 В) 5 +х = - 3 |
№3. Найдите расстояние между точками: | |
А) А(-5,2) и В(-1,8) Б) С(- | А) С(-6,1) и Д(3,4) Б) Е (- |
№4. Решите уравнение: | |
|х-3| = 5 | |х - 2| = 4 |
- Подведение итогов
Рефлексия
1. Я все вспомнил. Урок понравился.
2. На уроке мне было не интересно.
3. У меня не все получилось вспомнить, есть над чем поработать дома.
Домашнее задание. Повторить правила п. 32-34, №1109 л-п, 1112, 1113 (2 столбик), дополнительно по желанию можно доделать СР.
Спасибо за урок.
Дополнительно.
Задача Мудрецов «Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501».
Мудрец предложил ученику решить дома следующее задание: «Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501». Отрок как обычно сел за работу, однако дело шло медленно. Тогда на помощь ему пришли мама, папа, бабушка. Вычисляли, пока от усталости не стали смыкаться глаза. А вы, ребята, как бы решили такое задание? Нашли значение следующего выражения – 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501?
Вспомогательные вопросы к задаче
- Какими числами являются некоторые слагаемые?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какие свойства сложения можно применить?
Решение. Так как сумма противоположных чисел равна 0, то
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501 =
= 501 + 500 + (– 499 + 499) + (– 498 + 498) + (– 497 + 497) + …+ (– 1 + 1) + 0 =
= 501 + 500 + 0 = 1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от – 499 до 501 равна 1001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 6 класс
Урок математики в 6 классе Тип урока: урок закрепления и формирования новых знаний. Цели урока: обучающие– закрепление навыков умножения и деления десятичны...
Открытый урок по математике 5 класс "Уравнение"
Обобщающий урок по теме "Уравнение"...
Открытый урок по математики 5 класс
Цель: изучить признаки делимости на 2, 5, 10, формировать умение применять признаки делимости на практике.Тип урока : Объяснение нового материала с элементами закрепленияОборудование: интерактив...
Открытые уроки по математике 5 класс
Открытые уроки по математике 5 класс. Учебник А.Г. Мордкович...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Открытый урок по математике 5 класс тема урока:" Умножение и деление натуральных чисел"
Урок обобщения и закрепления знаний....
Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"
Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...