Мир математики, вероятностей и моделирование
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике (5-6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_matematiki_veroyatnostey_i_modelirovaniya_5-6_klass.docx | 91.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«МИР МАТЕМАТИКИ, ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Личностные результаты:
у обучающихся сформированы
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
обучающиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
обучающийся научится
- решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
обучающийся получит возможность
5 класс
- познакомиться со счётом у первобытных людей;
- иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;
- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;
- научиться правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;
- научиться составлять различные подмножества данного множества»;
- уметь определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию;
- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);
- знать старинные меры измерения длин, площадей;
- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
- уметь решать сложные задачи на движение;
- уметь решать логические задачи;
- решать занимательные задачи;
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
- выполнять творческий проект по плану;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции «Ступени»
6 класс
- познакомиться с великими математиками из народа, Арифметикой Магницкого;
- иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о происхождении дробей в Древней Греции, в Древнем Египте, о нумерации и дроби на Руси;
- владеть информацией о старых русских мерах.
- уметь решать задачи, используя круги Эйлер.
- уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;
- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;
- иметь представление о числе Шехерезады;
- уметь решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел.
- уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки.
- знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
- уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач; - познакомиться с задачами из книги Магницкого;
- уметь решать сложные задачи на проценты;
- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(программа курса рассчитана на 68 часов)
1. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ
Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Арифметика Магницкого. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.
2. МНОЖЕСТВА
Понятие множества. Понятие подмножества. Составление подмножеств данного множества. Подсчёт числа подмножеств, удовлетворяющих данному условию. Круги Эйлера. Решение задач на понятие множества и подмножества.
3. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ
Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Игра «Лесенка». Игра «Попробуй, сосчитай». Игра «Отгадай задуманное число ». Игра «Сто». Игра «Стёртая цифра». Игра «Хоп». Игра «Кубики». Игра «Не ошибись!» Числа в квадрате. Число Шехерезады. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел». Фокус «Опять пять». Задачи на отгадывание чисел. Задачи на делимость чисел. Математический вечер «Мир чисел».
4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.
Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур. Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.
5. ЗАДАЧИ
Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. Задачи на проценты.
6. ПРОЕКТЫ (ТЕМЫ)
- «Меры длины, веса, площади» (индивидуальный)
- «Геометрические фигуры» (групповой)
- «Ремонт классного кабинета» (групповой, краткосрочный)
- «Сказочный задачник» (групповой, краткосрочный)
- «Что мы едим» (групповой, краткосрочный).
ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Познавательная деятельность
- Игровая деятельность
- Проектная деятельность
- Конкурсы и олимпиады
- Предметные недели
- Участие в научно-исследовательских конференциях
- Беседы, дискуссии, лекции, доклады
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
(1 час в неделю, всего 34 ч. за год)
№ | Тема раздела | Количество часов | Форма текущего контроля |
1 | Счёт у первобытных людей | 1 | Доклады |
2 | О происхождении арифметики | 1 | Доклады |
3 | Решение конкурсных задач | 2 | Индивидуальная самостоятельная работа дома |
4 | Разбор конкурсных задач. Подведение итогов конкурса | 1 | Результаты конкурса |
5 | О происхождении и развитии нумерации | 1 | Доклады |
6 | Цифры разных народов. Буквы и знаки. Игра «Кубики» | 1 | Доклады |
7 | Метрическая система мер. Задачи на движение | 2 | Мини-доклады Творческий отчет |
8 | Логические задачи. Задачи со спичками. | 2 | Творческий отчет |
9 | Измерения в древности у разных народов. Геометрические задачи | 2 | Доклады Творческий отчет |
10 | Старые русские меры. Геометрические задачи | 2 | Доклады Творческий отчет |
11 | Разбор заданий гимназической олимпиады | 2 | Творческий отчет |
12 | Понятие множества. Решение задач | 2 | Творческий отчет |
13 | Первое знакомство с проектной деятельностью | 1 | План проекта |
14 | Загадки, связанные с натуральными числами. | 1 | Творческий отчет |
15 | Решение задач на отгадывание чисел. Игра «Лесенка» | 1 | Творческий отчет |
16 | Задачи на взвешивание | 1 | Лабораторная работа |
17 | Смотр знаний | 2 | Результаты викторины |
18 | Великие математики из народа: Иван Петров. Решение задач на переливание. | 2 | Мини-доклады. Лабораторная работа |
19 | Подготовка к математическому вечеру «Мир чисел» | 3 | План вечера Организация вечера Творческий отчет |
20 | Работа над творческими проектами | 3 | Творческий отчет |
21 | Смотр знаний | 1 | Защита творческих проектов. Творческий отчет |
6 класс
(1 час в неделю, всего 34 ч. за год)
№ | Тема раздела | Количество часов | Форма текущего контроля |
1 | Организационное занятие. Математическая смесь. | 1 | Групповой мини-проект (краткосрочный) |
2 | Решение конкурсных задач | 2 | Индивидуальная самостоятельная работа дома |
3 | Разбор конкурсных задач. Подведение итогов конкурса | 1 | Результаты конкурса |
4 | Принцип Дирихле. Решение задач | 2 | Творческий отчет |
5 | Меньше или больше. Комбинации и расположения | 2 | Творческий отчет |
6 | Решение задач «Магические квадраты» | 1 | Творческий отчет |
7 | Логические задачи. Игра «Попробуй, сосчитай» | 1 | Творческий отчет Результат игры |
8 | Логические задачи. | 1 | Творческий отчет |
9 | Решение задач. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел» | 2 | Творческий отчет |
10 | Геометрические задачи. Игра «Отгадай задуманное число» | 2 | Творческий отчет Результат игры |
11 | Проверка наблюдательности. Решение задач. | 2 | Практическая работа |
12 | Разбор заданий гимназической олимпиады | 2 | Практическая работа |
13 | Графы в решении задач. | 2 | Практическая работа |
14 | Смотр знаний | 1 | Результат викторины |
15 | Решение задач. Игра «Хоп» | 1 | Творческий отчет Результат игры |
16 | Решение задач. Игра «Стёртая цифра» | 1 | Творческий отчет Результат игры |
17 | Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Десятичные дроби. Решение задач. | 1 | Доклады |
18 | Геометрические головоломки. Решение задач | 1 | Творческий отчет |
19 | Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого. «Забава Магницкого» Решение задач. Игра «Сто» | 1 | Творческий отчет Результат игры |
20 | Перекладывание предметов. Решение задач | 1 | Творческий отчет |
21 | Русские счёты. Решение задач на перекладывание предметов | 1 | Доклад Творческий отчет |
22 | Решение задач. Игра «Не ошибись» | 1 | Творческий отчет Результат игры |
23 | Работа над творческими проектами | 3 | Творческий отчет |
24 | Смотр знаний | 1 | Защита творческих проектов |
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Яков Перельман: Весёлые задачи. Первая сотня головоломок для юных математиков. - Издательство «МЕЩЕРЯКОВА ИД», 2017г.
Узорова, Нефедова: 30 000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 5-6 классы. – Издательство «АСТ», 2015г.
- Раскина, Шноль: Логические задачи. – Издательство «МЦНМО», 2017г.
- Эдуард Балаян: 700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 5-6 классы. – Издательство «ФЕНИКС», 2017г.
- Александр Спивак: Математический кружок. 6-7 классы. – Издательство «МЦНМО», 2018г.
- Красс, Левитас: Нестандартные задачи по математике в 5-6 классах. – Издательство «ИЛЕКСА», 2017г.
- Виленкин, Депман: За страницами учебника математики. – Издательство «МНЕМОЗИНА», 2018г.
Интернет-ресурсы
- https://uchi.ru/
- https://compedu.ru/
- http://vneuroka.ru/matematika/zadachi-povyshennoj-slozhnosti-po-matematike-k-olimpiade/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Счёт у первобытных людей | |
2 | О происхождении арифметики | |
3 | Решение конкурсных задач | |
4 | Решение конкурсных задач | |
5 | Разбор конкурсных задач. Подведение итогов конкурса | |
6 | О происхождении и развитии нумерации | |
7 | Цифры разных народов. Буквы и знаки. Игра «Кубики» | |
8 | Метрическая система мер. Задачи на движение | |
9 | Метрическая система мер. Задачи на движение | |
10 | Логические задачи. Задачи со спичками. | |
11 | Логические задачи. Задачи со спичками. | |
12 | Измерения в древности у разных народов. Геометрические задачи | |
13 | Измерения в древности у разных народов. Геометрические задачи | |
14 | Старые русские меры. Геометрические задачи | |
15 | Старые русские меры. Геометрические задачи | |
16 | Разбор заданий гимназической олимпиады | |
17 | Разбор заданий гимназической олимпиады | |
18 | Понятие множества. Решение задач | |
19 | Понятие множества. Решение задач | |
20 | Первое знакомство с проектной деятельностью | |
21 | Загадки, связанные с натуральными числами. | |
22 | Решение задач на отгадывание чисел. Игра «Лесенка» | |
23 | Задачи на взвешивание | |
24 | Смотр знаний | |
25 | Смотр знаний | |
26 | Великие математики из народа: Иван Петров. Решение задач на переливание. | |
27 | Великие математики из народа: Иван Петров. Решение задач на переливание. | |
28 | Подготовка к математическому вечеру «Мир чисел» | |
29 | Подготовка к математическому вечеру «Мир чисел» | |
30 | Подготовка к математическому вечеру «Мир чисел» | |
31 | Работа над творческими проектами | |
32 | Работа над творческими проектами | |
33 | Работа над творческими проектами | |
34 | Смотр знаний |
6 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Математическая смесь. | |
2 | Решение конкурсных задач | |
3 | Решение конкурсных задач | |
4 | Разбор конкурсных задач. Подведение итогов конкурса | |
5 | Принцип Дирихле. Решение задач | |
6 | Принцип Дирихле. Решение задач | |
7 | Меньше или больше. Комбинации и расположения | |
8 | Меньше или больше. Комбинации и расположения | |
9 | Решение задач «Магические квадраты» | |
10 | Логические задачи. Игра «Попробуй, сосчитай» | |
11 | Логические задачи. | |
12 | Решение задач. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел» | |
13 | Решение задач. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел» | |
14 | Геометрические задачи. Игра «Отгадай задуманное число» | |
15 | Геометрические задачи. Игра «Отгадай задуманное число» | |
16 | Проверка наблюдательности. Решение задач. | |
17 | Проверка наблюдательности. Решение задач. | |
18 | Разбор заданий гимназической олимпиады | |
19 | Разбор заданий гимназической олимпиады | |
20 | Графы в решении задач. | |
21 | Графы в решении задач. | |
22 | Смотр знаний | |
23 | Решение задач. Игра «Хоп» | |
24 | Решение задач. Игра «Стёртая цифра» | |
25 | Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Десятичные дроби. Решение задач. | |
26 | Геометрические головоломки. Решение задач | |
27 | Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого. «Забава Магницкого» . Решение задач. Игра «Сто» | |
28 | Перекладывание предметов. Решение задач | |
29 | Русские счёты. Решение задач на перекладывание предметов | |
30 | Решение задач. Игра «Не ошибись» | |
31 | Работа над творческими проектами | |
32 | Работа над творческими проектами | |
33 | Работа над творческими проектами | |
34 | Смотр знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Цель урока обобщить, систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследс...
Спецкурс по математике "Вероятность и статистика" 5 класс ФГОС.
Рабочая программа спецкурса....
Материал для подготовки к ЕГЭ по математике "Вероятность случайного события"
Материал для подготовки к ЕГЭ базового и профильного уровня по математике "Вероятность случайного события"...
рабочая программа по математике "Вероятность и статистика" 8 класс по новым ФГОС
Примерная рабочая программа по предмету "Вероятность и статистика" 8 класс разработана на основании конструктора рабочих программ....
Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА
Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...