Доклад на тему : " ВПР - ОГЭ - ЕГЭ"
методическая разработка по математике (11 класс)

Ведерникова Ирина Александровна

Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной  и средней школы продиктовано необходимостью совершенствования форм контроля знаний. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_vpr_-_oge_-_ege.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме : « ВПР-ОГЭ- ЕГЭ»

Подготовила учитель математики МБОУ « СШ №25»

п. Энем Республики Адыгея Ведерникова Ирина Александровна

Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной  и средней школы продиктовано необходимостью совершенствования форм контроля знаний. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации).

Восприятие экзамена (итоговой аттестации) его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

2 слайд

В связи с этим подготовка к ГИА в независимой форме начинается задолго до окончания учащимися 11-ти классов. Уже в 4 классе проводится мониторинг знаний учащихся в тестовой форме не только по привычным письменным предметам, но и по предметам традиционно считавшимися устными.

Входные контрольные работы в 5-ом классе, текущие контрольные работы и контрольные работы на промежуточной аттестации могут проводиться в тестовой форме и в условиях, приближенных к государственной (итоговой) аттестации.

Важным моментом в реализации содержательного этапа является системная работа по отработке навыков выполнения тестовых заданий. Это и разбор демоверсий, призванных дать общее представление о содержании и структуре экзаменационной работы, уровне сложности, характере предлагаемых заданий, и проведение репетиционных экзаменов различного уровня (школьного, регионального и федерального) и применение типовых заданий для текущей аттестации.

3 слайд

14 сентября 2018 года состоялась очередная Всероссийская встреча с родителями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова.

Руководитель Рособрнадзора не в первый раз встречается с родителями школьников. В 2018 такая конференция стала четвёртой по счёту. В этом году за три недели до встречи были анонсированы основные темы предстоящей дискуссии: сдача школьниками выпускных экзаменов в 9 и 11 классах (ОГЭ и ЕГЭ), а также проведение ведомством проверочных работ в 4-11 классах (ВПР и НИКО). Всем желающим было предложено прислать свои вопросы на электронную почту ege@obrnadzor.gov.ru или на страницу Рособрнадзора во «Вконтакте».

4 слайд

В начале разговора Сергей Кравцов анонсировал следующие даты Всероссийских проверочных работ (ВПР) и Национальных исследований качества образования:

4, 5 и 6 классы в этом году будут в обязательном порядке сдавать ВПР;

7, 8 и 11 классы могут сдавать ВПР в этом году по желанию.

16 и 18 октября 2018 года прошло НИКО по географии, а в апреле — НИКО по физической культуре.

Как сказал Сергей Кравцов, необходимо посмотреть на уровень подготовки школьников по этим двум предметам, а также проверить кадровый состав учителей.

По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)

Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.

Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.

Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.

2. ВПР и НИКО — важное звено в формировании качественных знаний

Довольно много времени на конференции Сергей Кравцов уделил детальной аргументации необходимости проведения ВПР и НИКО. По его словам, статистики по ОГЭ и ЕГЭ недостаточно для того, чтобы качественно влиять на уровень образования. Анализ типичных ошибок на ГИА даёт повод говорить о том, что пробелы в знаниях зачастую уходят корнями в 5-6 классы, то есть не хватает базовых знаний.

ВПР и НИКО позволяют выявлять эти «болевые точки» заранее и влиять на их своевременное устранение, это форма обратной связи, а не инструмент наказания или давления со стороны министерства или Рособрнадзора. Кстати, нет ничего нового в этой форме контроля знаний, всегда все школьники писали какие-то подобные контрольные работы, которые можно назвать внешней проверкой.

5 слайд

С марта по май школьники 4, 5, 6 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Давайте поговорим конкретно: Что такое ВПР, зачем они нужны ,  что о них думают учителя и как они связаны с ОГЭ и ЕГЭ.

6 слайд

Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках. ВПР проводятся  в рамках создаваемой в России в соответствии с Программой  развития образования на  2013-2020 годы национальной системы оценки качества образования.

Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может. Но, так как Республика Адыгея является одной из экспериментальных площадок по внедрению ВПР, то у нас это обязательно.

ЕГЭ — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Сдавать обязаны все учащиеся 11 классов.

7 слайд

Организаторами ВПР являются Рособрнадзор- в качестве составителя и образовательная организация в  качестве- площадки проведения.

В России ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с региональными органами управления образованием в специализированных пунктах проведения экзаменов.

Из чего состоит Всероссийская проверочная работа

Школьники пишут проверочные работы в начальной школе по русскому языку, математике и окружающему миру.

 В контрольной по математике — 11 заданий в 5 классе и 13 номеров в 6 классе,  которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.

Задания ЕГЭ называются контрольными измерительными материалами (КИМ).

Каждый КИМ – это комплекс заданий, разработанных в четком соответствии со школьной программой и всеми теми требованиями, которые определяет федеральный государственный образовательный стандарт.

Во время ВПР  и ЕГЭ ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную ВПР даётся 45 минут, на ЕГЭ-3.55ч. За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои. Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.

Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.

8 слайд

Цели ВПР:

1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ.

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ .

3.ПОДДЕРЖКА ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Другими словами… Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.

9 слайд

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ВПР-

    Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование  участников образовательных отношений  о состоянии освоения  основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.

10 слайд

 Зададимся вопросом - что дают проверочные работы? Смотря для кого?

Для выпускников –

Для родителей-

Для школьников –

Для администрации-

Для министерства образования-

11 слайд

Результаты ВПР нужны для контроля качества образования на разных уровнях, как на школьном, региональном, так и на федеральном. Причем от построения индивидуальных траекторий учащихся  до мониторинга внедрения ФГОС в стране.

12 слайд.

Если  говорить о ВПР, то,  как мы уже говорили, - это своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов, что является планируемыми результатами ФГОС. ВПР позволяет говорить о достижениях  предметных и метапредметных образовательных результатах, в том числе сформированности универсальных учебных действий и овладение коммуникативными способностями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся информацией в образовательной организации отражают личностные качества ребенка в обучении.

13 слайд.

ВПР не ЕГЭ, так ли это. В чем разница и что общего? Если посмотреть на слайд, то мы видим что почти все одинаковое, разница лишь в названиях. А самая главная разница в условиях проведения. И все!!!

14 слайд

В чем заключается подготовка  к ВПР. Правильно, - это и работа с родителями, со слабыми детьми, как мы говорим « группой риска», с мотивированными детьми и  одаренными, взаимосвязь с администрацией и методическая поддержка, а подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ в чем заключается??? Не в этих же ли  направлениях???

15 слайд

Конечно, после получения результатов ВПР, все эти направления анализируются,  и продолжается работа уже с корректировкой.

Что происходит в случае ЕГЭ? Анализ,  и уже ничем помочь нельзя! Можно говорить об удачных моментах и  слабых, но применять их уже  к другим детям.

Поэтому мы говорим о ВПР как первом шаге в подготовке к ЕГЭ. И ошибаться нельзя.

16 слайд

Работа с родителями ДО и ПОСЛЕ

17 слайд Работа со слабыми ДО

           Составить годовой план – график работы.

  • Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

  • Выполнить несколько проверочных работ   базового уровня по всем разделам программы, избегая элементов натаскивания.

  • Что такое натаскивание? Например: подготовка к контрольной работе по одному из вариантов.

  •  и ПОСЛЕ Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

  • Больше уделять внимания  на осмысленное чтение текста, так как причинами ошибок иногда является неправильное выявление сути задания или же простое недочитывание большого  текста.

Могу привести пример, когда ребенок уже на пробном экзамене по ЕГЭ вышел довольный  через 1 час.   Получает оценку «3» и начинает недоуменно спрашивать у учителя, в чем же дело. Вроде бы большинство номеров сделал. Рассчитывал на «4».  Оказывается,   не дочитывал задания до конца. То есть «по диаграмме определить наибольшую температуру ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ СУТОК». Все ! ответ неправильный или «решить уравнение и ВЫПИСАТЬ НАИМЕНЬШИЙ КОРЕНЬ».Чего тот не сделал.

18 слайд

Работа с мотивированными ДО

  • Выписать перечень планируемых результатов по предмету из Программы ООО.

  • Провести повторение по всем темам базового и углубленного уровням  учебной программы, избегая элементов натаскивания .

  •  Работать по критериям оценивания.

и ПОСЛЕ

  • Учить ориентироваться в определенной жизненной ситуации, описанной в задании.

  • Учить самоконтролю.

  • Приучать к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций.

  • Организовать индивидуальную работу по развитию интеллектуального развития

19 слайд

Взаимодействие с администрацией и методической службой ДО

  • Утвердить порядок проведения работы в ОО по проведению ВПР.

  • Определить внутришкольный контроль на учебный год.

  • Утвердить взаимопосещение уроков учителями.

  • Обеспечить  возможность получения объективных  результатов на всех этапах проведения.

и ПОСЛЕ

  • Провести анализ результатов.

  • Проверить соответствие общеобразовательной программы и кабинетов, требованиям ФГОС.

  • Определить систему работы  педагога – психолога.

  • Провести педагогический совет, одним вопросом которого является: « Как улучшить качество знаний учащихся с учетом результатов ВПР»

20 слайд

Детям необходима психолого- педагогическая поддержка.

21 -22 слайд

В помощь детям и родителям существует много литературы  и  сайтов .

23 -27 слайд

« Рубрика с обращениями граждан»

27 слайд  Итог

                ВПР – это уровень качества  сформированности предметных, межпредметных и метапредметных  компетенций, позволяющий развивать личные и  коммуникативные качества, а так же ВПР  помогают адаптироваться в подготовке к итоговой аттестации основного и среднего образования.

Практическая часть

Если говорить о заданиях ОГЭ и ЕГЭ, то можно сказать, что  они на самом деле охватывают программы  всех классов. Начиная от таблицы умножения и заканчивая производными и логарифмами. Я рассмотрела демонстрационную работу  по ВПР в 6 классе и сопоставила, что например, в 6 классе изучают положительные и отрицательные числа. Действия над ними используются в №1 на ОГЭ.

Далее, действия над обыкновенными дробями изучают тоже в 6 классе и задания по этой же теме мы встречаем на экзамене.

Нахождение части числа и числа по его части, задачи на проценты - темы 6 класса.  Задача №7 на ОГЭ не превосходит  по уровню  сложности.

Действия с десятичными дробями – это вообще уровень 5 класса.

Оценка размеров реальных размеров. Стандартный вид числа- 8 класс.

Работа с диаграммами- начинается с 5 класса.

Сравнение чисел на  координатной прямой. Определение соответствия чисел точкам - 6 класс.

Решение несложных логических задач между собой идентичны. Но есть интересные, которые сходу и не решишь. Например:

Часть  учащихся 10-х классов школы ходили в апреле на спектакль « Гроза». В Мае некоторые из десятиклассников , кто не ходил на « Грозу» пойдут на постановку по пьесе « Бесприданница». Выберите утверждения, которые будут верны при указанных условиях.

1. Каждый учащийся 10 классов, который не был  на спектакле « Гроза» пойдет на постановку по пьесе « Бесприданница»

2.Нет ни одного  учащегося 10 –х классов этой школы, который посетил спектакль « Гроза» и пойдет на постановку по пьесе « Бесприданница»

3. Среди учащихся 10-х классов этой школы, которых не отправят на постановку по пьесе « Бесприданница», есть хотя бы один , который посещал спектакль « Гроза»

4. Найдется учащийся, который не посещал спектакль « Гроза» и не пойдет на постановку по пьесе « Бесприданница».

ПОЯСНЕНИЯ:

1. На пьесу « Бесприданница» пойдут « некоторые», возможно, не все. Утверждение неверно.

2. Верно

3. На пьесу « Бесприданница» ходили учащиеся, которые не посещали спектакль « Гроза».  Верно.

4. Возможно, что на пьесу « Бесприданница» пойдут все десятиклассники, кто не ходил на « Грозу». Утверждение неверно.

23

То есть возникает вопрос. НЕСКОЛЬКО – это сколько. Часть? Или неболее?

НЕСКОЛЬКО – это НЕБОЛЕЕ ( меньше или равно). Согласитесь, если с детьми решать такие задачи, то к 9 и 11 классам они легко смогут ориентироваться в ситуациях.

Если рассматривать  задачи на проценты, то  в 6 классе задачи даже на порядок сложнее,  чем в  тестах на ОГЭ.

ВПР за 6 класс включают задачи на геометрические построения, что в дальнейшем встречается на  экзаменах.

Рассмотрим сейчас задачи, которые являются повышенной сложности. Их можно использовать для подготовки к школьным и даже муниципальным олимпиадам по математике.

  • №1. Сережа задумал два натуральных числа. Он забыл задуманные числа, но точно помнит, что их сумма равна 22, а про разность абсолютно уверен, что она меньше 14, но больше 10. Какие два числа задумал Сережа?

Как вы думаете, какое свойство должны знать дети?

Верно. Четное число получается при сложении двух  четных  или двух нечетных чисел.

  • №2. Найдите наибольшее четырехзначное натуральное число, у которого произведение цифр – двузначное число, а произведение цифр произведения цифр равно 14.

А, здесь какое свойство?

Верно. Умножение на нуль. Умножение на единицу.

  • №3. Задумали натуральное число, а потом дописали у нему справа одну цифру. Получившееся  число больше задуманного на 112. Какую цифру дописали?

А, в этой задаче?.

Верно. Разряды чисел. Делимость на 9. Оценка чисел.

  • №4. Найдите трехзначное  натуральное число, большее 500, которое при делении на 8 и на 5 дает равные ненулевые остатки и средняя цифра которого является средним арифметическим крайних цифр. Указать какое либо одно число.

Какое свойство?

Верно. Если число имеет одинаковые остатки при делении на числа,  то это число имеет тот же остаток и при делении на НОК этих чисел.

Если рассматривать эти задачи, то здесь встречаются признаки и свойства четных и нечетных чисел, признаки  и свойства делимости.  Эти свойства впервые встречаются уже в 6 классе. Нахождение НОД и НОК двух чисел. Если эти теорию и задачи рассматривать на кружках по ФГОС детям было бы очень интересно. Я часто практикую во внеурочной деятельности рассматривать задания из сборников по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Шестиклассники  с гордостью рассказывают дома,  что они решали задачи за 9 , а то и за 11 класс.  Они психологически готовятся к тому, что теория изучаемая ими в среднем звене и практика, необходима для понятия более сложных тем в старших классах.

Хочу предложить вам работу ученицы 11 класса, которая готовилась к базовой математике и рассматривала 19 номера.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Доклад на тему "Использование эффективных методов по подготовке учащихся к ЕГЭ"

В своем докладе я рассказываю как работаю с учащимися 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

Доклад на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах».

Докладна тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»....

Доклад на тему "Роль моего предмета в жизни ученика" (с презентацией к докладу)

Доклад на тему "Роль моего предмета в жизни ученика" (с презентацией к докладу)...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...