Методическая разработка по теме «Площадь прямоугольника» УМК Г.В. Дорофеев и др.
методическая разработка по математике (5 класс)

Кузьмина Арина Валерьевна

Описание материала:

  • конспект урока по теме "Площадь прямоугольника"
  • образец рабочего листа для учащихся
  • презентация урока (из-за ограничения объема файла, удален титульный слайд 1 и слайд 7 с презентацией физкульминутки)
  • презентация "Физкультминутка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Площадь прямоугольника»

Математика 5 класс УМК Г.В. Дорофеев и др.

Предмет

Математика

Учитель

Кузьмина Арина Валерьевна, учитель математики ГБОУ  СОШ № 461  Колпинского  района  Санкт-Петербурга.

Класс

 5 «А»

Тема

Площадь прямоугольника.

Тип урока

«Открытие» нового знания

Цель урока

Познакомить учащихся с новыми единицами измерения площади (ар и гектар) и одним из свойств площади прямоугольника.

Задачи урока

  • Создать условия для воспитания интереса к математике и формирования учебной мотивации;
  • Учить самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
  • Развивать умение выражать свои мысли, обосновывать суждения;
  • Актуализировать знания о единицах измерения площади, формулах для вычисления площади прямоугольника и квадрата;
  • Ввести новые единицы измерения – ар и гектар;
  • Сформулировать свойство площади прямоугольника – нахождение площади фигуры, составленной из нескольких прямоугольников.

Планируемые результаты

Личностные:

  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу и к математике в целом;

Метапредметные:

регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

  • выражать свои мысли, обосновывая суждения;
  • слушать и понимать речь других;

познавательные:

  • осуществлять анализ объекта, используя жизненный опыт и полученную информацию, делать выводы;

Предметные:

  • включить ар и гектар в систему единиц измерения площади;
  • научиться находить площадь прямоугольника, состоящего из нескольких прямоугольников.

Элементы технологий, применяемых на уроке

  • Проблемное обучение
  • Игра
  • ИКТ

Формы урока

  • фронтальная
  • парная
  • индивидуальная

Оборудование

  • УМК 5 класс Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Площадь прямоугольника»;
  • рабочий лист;
  • карточка «Домашнее задание»

№ п.п.

Этапы урока

УУД

1

Организационный этап

Личностные: самоопределение

2

Устная работа

Коммуникативные: умение слушать,  умение выражать свои мысли.

3

Мотивация к учебной деятельности

Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу

4

Определение  темы, постановка целей и задач урока.

Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, строить сообщения в устной форме.

5

Актуализация знаний

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: формировать целеустремленность, готовность к преодолению трудностей

6

Фиксирование затруднений в пробном действии. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: коррекция, самооценка

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, обоснование гипотез.

7

Физкультминутка

Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу.

Отдых

8

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: коррекция, самооценка

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, обоснование гипотез.

9

Первичный контроль усвоения знаний.

Личностные: ценностно – смысловая ориентация учащихся в межличностных отношениях.

Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности и обмен информацией.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, контроль и оценка

Познавательные: применение изученного метода к решению задач.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные: умение формулировать вопросы

11

Подведение итогов урока.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: оценка

12

Рефлексия

Познавательные: рефлексия

  1. Организационный этап. (1 мин.)

Слайд 1 презентации (заставка для начала урока). [1][1]

(Проверка домашнего задания, сбор и раздача тетрадей производилась на первом уроке 23.01.2018)

  1. Устная работа. (3 мин.)

Вычислить (задание написано на доске). Один из учеников записывает на доске ответы на задание. Один из учеников отмечает правильные ответы «плюсами» в листе накопительной оценки класса.[2][2]

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

У.: Ребята, тема сегодняшнего урока…. (неожиданно включается Слайд 2 презентации «Сообщение Биби»)[3][3]

У.: Видимо у Смешариков что-то случилось. Надо разобраться и оказать помощь.

  1. Определение темы, постановка целей и задач урока. (4 мин.)

У.: У вас на партах находится сообщение от Биби. Прочитаем первую проблему.

Д.: (Один из учеников читает).

Слайд 3 презентации «Футбольное поле для Кроша и Ежика».[4][4]

Задача 1. (рабочий лист) 

Крош и Ёжик выбирают поляну, которая подойдет для проведения футбольного матча Смешариков. Помогите разобраться какой из участков подойдет больше?
У.: Как можно помочь Ёжику и Крошу?

Д.: (Предлагают варианты)

Учитель (при необходимости) задает вспомогательные вопросы:

- Какую фигуру представляют собой участки?

- Как сравнить два прямоугольника?

- Что предпринять, если произвести сравнение наложением невозможно?

У.: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Д.: О площади прямоугольника.

У.: Запишем тему урока в тетрадь?

Д.: (Записывают)

У.: Площадь – это величина для измерения фигуры. Что мы должны знать о величине?

Д.: Единицы измерения, как находить.

  1. Актуализация знаний. (7 мин.)

У.: Давайте поможем Крошу и Ёжику решить задачу и вспомним все, что нам известно о площади прямоугольника.

Д.: (Озвучивают правило нахождения площади прямоугольника, известные им единицы измерения площади, правило нахождения площади квадрата, находят площади двух полей и помогают героям мультфильма сделать выбор.)

Слайд 4 презентации «Единицы измерения площадей».

Учащиеся самостоятельно в тетрадях заполняют пропуски, затем производится фронтальная проверка и демонстрация правильных ответов на Слайде 4.[5][5]

  1. Фиксирование затруднений в пробном действии. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из создавшейся ситуации. (3 мин.)

У.: Ёжику и крошу мы помогли. Давайте посмотрим, кому еще требуется помощь.

Д.: (Один из учеников читает вторую задачу «Выбор Копатыча»).

Слайд 5 презентации «Выбор Копатыча».[6][6]

Задача 2. (рабочий лист)

Крош попросил Копатыча посадить много, очень много морковки. Копатыча есть два участка земли. Проблема в том, что план участков начертил Лосяш и Копатыч не может разобраться, какой участок выбрать. Помогите пожалуйста, медведю.

У.: Лосяш, как всегда умничает. Что же нам делать? Где на уроке можно найти нужную информацию?

Д.: В учебнике.

У.: Открываем учебник на стр. 150 и решаем задачу.

Д.: (Читают текст, находят информацию о новых единицах измерения ар и гектар, информация о единицах измерения площади дополняется Слайд 6 презентации «Единицы измерения площади»).[7][7]

У.: Так какой участок выделит Копатыч, чтобы не есть только морковку?

Д.: Участок площадью 1 ар.

  1. Физкультминутка. (1 мин.)

Слайд 7 презентации «Геометрический вальс». Слайд удален из презентации для уменьшения ее размера. Физкультминутка размещена отдельным файлом.

Если изображенная фигура является многоугольником, то дети должны поднять вверх правую руку, если нет – левую.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (12 мин.)

У.: Лосяш не мог не воспользоваться случаем и задал на свою задачу.

Д.: (Самостоятельно выполняют задание 3 «Задачка от Лосяша» непосредственно в рабочем листе. Далее осуществляется самопроверка.)[8][8]

У.: И последняя задача от Смешариков - на этот раз перемудрила Совунья.

Д.: (Читают задание «Цветы для Нюши и Совуньи».)

Слайд 8 презентации «Цветы для Нюши и Совуньи».[9][9]

Задача 4. (рабочий лист)

Нюша очень любит все красивое. Для того, чтобы весной открывался прекрасный вид из окна, она решила посадить цветы. И, конечно, она обратилась к Совунье. Ведь Совунья может дать совет по любому вопросу. Но все что нашла сова – это то, что на 1 м ² клумбы можно посадить 25 цветов. А вот сколько всего можно посадить цветов Нюша и Совунья сосчитать не смогли. Помогите им пожалуйста.
Учащиеся совместно с учителем обсуждают решение задачи. Учитель или один из учеников записывает решение на доске.

  1. 5 ∙ 2 = 10 (м²) – площадь одной части клумбы
  2. 4 – 2 = 2 (м) – одна из сторон второй части клумбы
  3. 2 ∙ 2 = 4 (м²) – площадь второй части клумбы
  4. 10 + 4 = 14 (м²) – площадь всей клумбы
  5. 14 ∙ 25 = 350 (шт.) – количество цветов на клумбе

У.: Какой вывод мы можем сделать из данной задачи? Как можно найти площадь фигуры, составленной из нескольких прямоугольников?

Д.: Надо найти площадь каждой части и полученные числа сложить.

  1. Первичный контроль усвоения знаний. (5 мин.)

Слайд 9 презентации «Графический тест».[10][10]

Слайд 10 презентации «Ключ».[11][11]

По результатам работы осуществляется взаимопроверка в парах с последующим контролем учителем.

  1. Подведение итогов урока. (5 мин.)

Учитель задает вопросы по содержанию урока:

- О чем говорили на уроке?

- Как найти площадь прямоугольника? Квадрата?

- Какие единицы измерения площади вам известны? о каких из них узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

У.: Мы сегодня прекрасно потрудились и помогли Смешарикам. Они прислали нам ответное послание.

Слайд 11 презентации «Танец Смешариков».

Учитель сообщает оценки за урок (с учетом накопительной системы баллов).

  1. Рефлексия. (1 мин.)

Используется форма проведения «Пантомима».

«Я все понял» - учащиеся поднимают вверх правую руку.

«У меня остались вопросы» - учащиеся поднимают вверх левую руку.

«Мне понравились Смешарики» - учащиеся поднимают вверх две руки.

  1. Постановка домашнего задания. (2 мин.)

Учащимся выдаются карточки. Домашнее задание состоит из двух частей: задачи учебника и практическое задание. [12][12] 


[1][1]  Слайд удален из презентации для уменьшения ее размера

[2][2] 

[3][3] 

[4][4] 

[5][5] 

[6][6] 

[7][7] 

[8][8] 

[9][9] 

[10][10] 

[11][11] 

[12][12] 



Предварительный просмотр:

ПОСЛАНИЕ БИБИ

  1. Футбольное поле для Кроша и Ежика.

Крош и Ёжик выбирают поляну, которая подойдет для проведения футбольного матча Смешариков. Помогите разобраться какой из участков подойдет больше?

                                                                                

  1. Выбор Копатыча

Крош попросил Копатыча посадить много, очень много морковки. Копатыча есть два участка земли. Проблема в том, что план участков начертил Лосяш и Копатыч не может разобраться, какой участок выбрать. Помогите пожалуйста, медведю.

                                                                                                  

  1. Задачка от Лосяша.

Заполните пропуски:

35 дм ² = ……………..  см ²         

2 а = …………………….. м ²

250 000 м² = …………….. га

7 дм ² = ……………………. мм ²

2 м ² 12 см ² = ……………… см ²

  1. Цветы для Нюши и Совуньи.

Нюша очень любит все красивое. Для того, чтобы весной открывался прекрасный вид из окна, она решила посадить цветы. И, конечно, она обратилась к Совунье. Ведь Совунья может дать совет по любому вопросу. Но все что нашла сова – это то, что на 1 м ² клумбы можно посадить 25 цветов. А вот сколько всего можно посадить цветов Нюша и Совунья сосчитать не смогли. Помогите им пожалуйста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СМЕШАРИКИ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ! НОВЫЕ СЕРИИ МУЛЬТФИЛЬМА ПОД УГРОЗОЙ ! ПЯТИКЛАССНИКИ , ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ МОИМ ДРУЗЬЯМ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ!

Слайд 2

4 м 2 м 3 м S = 4 ∙ 2 = 8 м ² S = 4 ∙ 3 = 12 м ² 4 м

Слайд 3

Единицы измерения площади 1 см ² = мм ² 1 дм² = см ² 1 м² = дм² 1 км² = м ² 100 100 100 1 000 000

Слайд 4

??? 1 а 1 га

Слайд 5

Единицы измерения площади 1 см ² = мм ² 1 дм² = см ² 1 м² = дм² 1 км² = м ² 1 а = м ² - 1 га = а - 100 100 1 000 000 100 100 100 Гектар Ар – «сотка»

Слайд 6

2 м 5 м 4 м 2 м

Слайд 7

Верно ли утверждение? Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон. Площадь прямоугольника, составленного из нескольких прямоугольников, равна сумме площадей этих прямоугольников. Если площадь квадрата равна 16 см ², то длина его стороны 4 мм . Если площадь прямоугольника равна 12 м ², а ширина – 3 м, то длина прямоугольника – 400 см. Новые единицы измерения площади – сотка, гектар, а, га

Слайд 8

КЛЮЧ

Слайд 9

СПАСИБО, ДРУЗЬЯ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме Площадь многоугольника

Методическая разработка занятия в технологии кейс-метод содержит практическое задание, кейс, карточки-задания, критерии оценки работ....

Разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Площадь прямоугольника"

Урок геометрии проводится с применением современных информационных технологий.Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изу...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника".

Урок иучения новых знаний по теме "Площадь прямоугольника"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь прямоугольника. Единицы площади»

В помощь учителю как построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения....

Учебно-методическая разработка по теме "Площади фигур"

Учебно-методическая разработка по теме "Площади фигур". Подбор материала  в форме устного счёта вначале урока....

Разработка урока по математике по теме «Площадь прямоугольника»

Разработка урока по математике по теме «Площадь прямоугольника» с презентацией для 5 класса.Разработка соответствует учебнику «Математика 5» автор Н.Я.Виленкин.  ...

Технологическая карта урока. Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади» .Презентация к уроку.

Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади»Цели урока:                        -о...