Рабочая программа дисциплины Математика
рабочая программа по математике
Программа предназначена для подготовки по специальности Механизация сельского хозяйства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_msh_2018.doc | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республика Мордовия
ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»
Разработчик: Халиуллин Александр Галиевич, преподаватель.
Рекомендована методической комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от « 12 » сентября 2016г.
Содержание
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Математика:
алгебра и начала математического анализа; геометрия» 5
Место учебной дисциплины в учебном плане 6
Результаты освоения учебной дисциплины 7
Содержание учебной дисциплины 8
Алгебра 8
Основы тригонометрии 9
Функции, их свойства и графики 9
Начала математического анализа 10
Уравнения и неравенства 10
Комбинаторика, статистика и теория вероятностей 11
Геометрия 14
Тематическое планирование 13
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 17
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» 23
Рекомендуемая литература 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» (далее — «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Математика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
- обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
- обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
- обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Математика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах ма-тематики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по-лучаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность вос-принимать красоту и гармонию мира;
- предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
АЛГЕБРА
Развитие понятия о числе
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления.
Комплексные числа.
Корни, степени и логарифмы
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.
Практические занятия
Арифметические действия над числами, нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной), сравнение чис-ловых выражений.
Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчетов с радикалами.
Решение иррациональных уравнений. Нахождение значений степеней с рациональ-ными показателями. Сравнение степеней. Преобразования выражений, содержащих степени. Решение показательных уравнений.
Решение прикладных задач.
Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов. Логарифмирование и потенцирование выражений.
Приближенные вычисления и решения прикладных задач. Решение логарифмических уравнений.
ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
Основные понятия
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа.
Основные тригонометрические тождества
Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы удвоения Формулы поло-
винного угла.
Преобразования простейших тригонометрических выражений
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.
Тригонометрические уравнения и неравенства
Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства.
Обратные тригонометрические функции. Арксинус, арккосинус, арктангенс.
Практические занятия
Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой. Основные тригонометрические тождества, формулы сложения, удвоения, преобразование суммы тригонометрических функций в произведение, преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс.
Функции, их свойства и графики
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функции. Монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависи-мостей в реальных процессах и явлениях. Арифметические операции над функциями.
Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности функции.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.
Обратные тригонометрические функции
Определения функций, их свойства и графики.
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Практические занятия
Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций. Построение и чтение графиков функций. Иссле-дование функции. Свойства линейной, квадратичной, кусочно-линейной и дробно-линейной функций. Непрерывные и периодические функции. Свойства и графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Обратные функции и их графики. Обратные тригонометрические функции. Преобразования графика функции. Гармонические колебания. Прикладные задачи.
Показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей.
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Производная. Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частные. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Практические занятия
Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Производная: механический и геометрический смысл производной.
Уравнение касательной в общем виде. Правила и формулы дифференцирования, таблица производных элементарных функций. Исследование функции с помощью производной. Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции.
Интеграл и первообразная. Теорема Ньютона—Лейбница. Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы.
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
Неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Прикладные задачи
Применение математических методов для решения содержательных задач из раз-личных областей науки и практики.
Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Практические занятия
Корни уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений. Основные приемы решения уравнений. Решение систем уравнений. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Элементы комбинаторики
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементы теории вероятностей
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
Элементы математической статистики
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах матема-тической статистики.
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Практические занятия
История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Правила комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Размещения, сочетания и перестановки. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Прикладные задачи.
Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме вероятностей. Вычисление вероятностей. Прикладные задачи. Представление числовых данных. Прикладные задачи.
ГЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
Многогранники
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдре, кубе, октаэдре, доде-каэдре и икосаэдре).
Тела и поверхности вращения
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, об-разующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
Измерения в геометрии
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Координаты и векторы
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя век-торами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.
Практические занятия
Признаки взаимного расположения прямых. Угол между прямыми. Взаимное расположение прямых и плоскостей. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Теоремы о взаимном расположении прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.
Признаки и свойства параллельных и перпендикулярных плоскостей. Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве.
Параллельное проектирование и его свойства. Теорема о площади ортогональной проекции многоугольника. Взаимное расположение пространственных фигур.
Различные виды многогранников. Их изображения. Сечения, развертки много-гранников. Площадь поверхности. Виды симметрий в пространстве. Симметрия тел вращения и многогранников. Вычисление площадей и объемов.
Векторы. Действия с векторами. Декартова система координат в пространстве. Уравнение окружности, сферы, плоскости. Расстояние между точками. Действия с векторами, заданными координатами. Скалярное произведение векторов. Векторное уравнение прямой и плоскости. Использование векторов при доказательстве теорем стереометрии.
Для внеаудиторных занятий студентам наряду с решением задач и выполнения практических заданий предлагаются темы исследовательских и реферативных работ, в которых вместо серий отдельных мелких задач и упражнений предлагаются сюжетные задания, требующие длительной работы в рамках одной математической ситуации. Эти темы могут быть как индивидуальными заданиями, так и групповыми для совместного выполнения исследования.
Примерные темы рефератов (докладов), исследовательских проектов
- Параллельное проектирование.
- Средние значения и их применение в статистике.
- Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве.
- Сложение гармонических колебаний.
- Графическое решение уравнений и неравенств.
- Правильные и полуправильные многогранники.
- Конические сечения и их применение в технике.
- Понятие дифференциала и его приложения.
- Схемы повторных испытаний Бернулли.
- Исследование уравнений и неравенств с параметром.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Технический профиль профессионального образования
Тематический план
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
18
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
(на уровне учебных действий) | ||
Решение показательных и логарифмических уравнений и нера- | ||
венств по известным алгоритмам. | ||
Ознакомление с понятием непрерывной периодической функ- | ||
ции, формулирование свойств синуса и косинуса, построение их | ||
графиков. | ||
Ознакомление с понятием гармонических колебаний и примера- | ||
ми гармонических колебаний для описания процессов в физике | ||
и других областях знания. | ||
Ознакомление с понятием разрывной периодической функции, | ||
формулирование свойств тангенса и котангенса, построение их | ||
графиков. | ||
Применение свойств функций для сравнения значений тригономе- | ||
трических функций, решения тригонометрических уравнений. | ||
Построение графиков обратных тригонометрических функ- | ||
ций и определение по графикам их свойств. | ||
Выполнение преобразования графиков | ||
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА |
Последовательности | Ознакомление с понятием числовой последовательности, спосо- |
бами ее задания, вычислениями ее членов. | |
Ознакомление с понятием предела последовательности. | |
Ознакомление с вычислением суммы бесконечного числового | |
ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающей гео- | |
метрической прогрессии. | |
Решение задач на применение формулы суммы бесконечно убы- | |
вающей геометрической прогрессии | |
Производная и ее при- | Ознакомление с понятием производной. |
менение | Изучение и формулирование ее механического и геометрическо- |
го смысла, изучение алгоритма вычисления производной на при- | |
мере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента | |
касательной. | |
Составление уравнения касательной в общем виде. | |
Усвоение правил дифференцирования, таблицы производных | |
элементарных функций, применение для дифференцирования | |
функций, составления уравнения касательной. | |
Изучение теорем о связи свойств функции и производной, фор- | |
мулировка их. | |
Проведение с помощью производной исследования функции, за- | |
данной формулой. | |
Установление связи свойств функции и производной по их гра- | |
фикам. | |
Применение производной для решения задач на нахождение | |
наибольшего, наименьшего значения и на нахождение экстремума | |
Первообразная | Ознакомление с понятием интеграла и первообразной. |
и интеграл | Изучение правила вычисления первообразной и теоремы |
Ньютона—Лейбница. | |
Решение задач на связь первообразной и ее производной, вычис- | |
ление первообразной для данной функции. | |
Решение задач на применение интеграла для вычисления физи- | |
ческих величин и площадей | |
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА |
Уравнения и системы уравнений Неравенства и систе-мы неравенств с двумя переменными
Ознакомление с простейшими сведениями о корнях алгебраиче-ских уравнений, понятиями исследования уравнений и систем уравнений.
Изучение теории равносильности уравнений и ее применения. По-вторение записи решения стандартных уравнений, приемов преоб-разования уравнений для сведения к стандартному уравнению.
19
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
(на уровне учебных действий) | |
Решение рациональных, иррациональных, показательных | |
и тригонометрических уравнений и систем. | |
Использование свойств и графиков функций для решения урав- | |
нений. Повторение основных приемов решения систем. | |
Решение уравнений с применением всех приемов (разложения | |
на множители, введения новых неизвестных, подстановки, графи- | |
ческого метода). | |
Решение систем уравнений с применением различных способов. | |
Ознакомление с общими вопросами решения неравенств и исполь- | |
зование свойств и графиков функций при решении неравенств. | |
Решение неравенств и систем неравенств с применением различ- | |
ных способов. | |
Применение математических методов для решения содержатель- | |
ных задач из различных областей науки и практики. Интерпре- | |
тирование результатов с учетом реальных ограничений | |
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКИ
Основные понятия | Изучение правила комбинаторики и применение при решении |
комбинаторики | комбинаторных задач. |
Решение комбинаторных задач методом перебора и по правилу | |
умножения. | |
Ознакомление с понятиями комбинаторики: размещениями, со- | |
четаниями, перестановками и формулами для их вычисления. | |
Объяснение и применение формул для вычисления размещений, | |
перестановок и сочетаний при решении задач. | |
Ознакомление с биномом Ньютона и треугольником Паскаля. | |
Решение практических задач с использованием понятий и пра- | |
вил комбинаторики | |
Элементы теории | Изучение классического определения вероятности, свойств веро- |
вероятностей | ятности, теоремы о сумме вероятностей. |
Рассмотрение примеров вычисления вероятностей. Решение | |
задач на вычисление вероятностей событий | |
Представление данных | Ознакомление с представлением числовых данных и их характе- |
(таблицы, диаграммы, | ристиками. |
графики) | Решение практических задач на обработку числовых данных, |
вычисление их характеристик | |
ГЕОМЕТРИЯ |
Прямые и плоскости в пространстве
Формулировка и приведение доказательств признаков взаимного расположения прямых и плоскостей. Распознавание на черте-жах и моделях различных случаев взаимного расположения пря-мых и плоскостей, аргументирование своих суждений. Формулирование определений, признаков и свойств параллель-ных и перпендикулярных плоскостей, двугранных и линейных углов.
Выполнение построения углов между прямыми, прямой и пло-скостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях.
Применение признаков и свойств расположения прямых и пло-скостей при решении задач.
Изображение на рисунках и конструирование на моделях пер-пендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения.
Решение задач на вычисление геометрических величин. Описы-вание расстояния от точки до плоскости, от прямой до плоско-сти, между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве.
20
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
(на уровне учебных действий) | |
Формулирование и доказывание основных теорем о расстояниях | |
(теорем существования, свойства). | |
Изображение на чертежах и моделях расстояния и обоснование | |
своих суждений. Определение и вычисление расстояний в про- | |
странстве. Применение формул и теорем планиметрии для реше- | |
ния задач. | |
Ознакомление с понятием параллельного проектирования и его | |
свойствами. Формулирование теоремы о площади ортогональ- | |
ной проекции многоугольника. | |
Применение теории для обоснования построений и вычислений. | |
Аргументирование своих суждений о взаимном расположении | |
пространственных фигур | |
Многогранники | Описание и характеристика различных видов многогранников, |
перечисление их элементов и свойств. | |
Изображение многогранников и выполнение построения на изо- | |
бражениях и моделях многогранников. | |
Вычисление линейных элементов и углов в пространственных | |
конфигурациях, аргументирование своих суждений. | |
Характеристика и изображение сечения, развертки многогран- | |
ников, вычисление площадей поверхностей. | |
Построение простейших сечений куба, призмы, пирамиды. При- | |
менение фактов и сведений из планиметрии. | |
Ознакомление с видами симметрий в пространстве, формулиро- | |
вание определений и свойств. Характеристика симметрии тел | |
вращения и многогранников. | |
Применение свойств симметрии при решении задач. | |
Использование приобретенных знаний для исследования и моде- | |
лирования несложных задач. | |
Изображение основных многогранников и выполнение рисунков | |
по условиям задач | |
Тела и поверхности | Ознакомление с видами тел вращения, формулирование их опре- |
вращения | делений и свойств. |
Формулирование теорем о сечении шара плоскостью и плоско- | |
сти, касательной к сфере. | |
Характеристика и изображение тел вращения, их развертки, се- | |
чения. | |
Решение задач на построение сечений, вычисление длин, рассто- | |
яний, углов, площадей. Проведение доказательных рассуждений | |
при решении задач. | |
Применение свойств симметрии при решении задач на тела вра- | |
щения, комбинацию тел. | |
Изображение основных круглых тел и выполнение рисунка по | |
условию задачи | |
Измерения в геометрии | Ознакомление с понятиями площади и объема, аксиомами |
и свойствами. | |
Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с приме- | |
нением соответствующих формул и фактов из планиметрии. | |
Изучение теорем о вычислении объемов пространственных тел, | |
решение задач на применение формул вычисления объемов. | |
Изучение формул для вычисления площадей поверхностей мно- | |
гогранников и тел вращения. | |
Ознакомление с методом вычисления площади поверхности сферы. | |
Решение задач на вычисление площадей поверхности простран- | |
ственных тел | |
Координаты и векторы | Ознакомление с понятием вектора. Изучение декартовой систе- |
мы координат в пространстве, построение по заданным коорди- | |
натам точек и плоскостей, нахождение координат точек. | |
21
Окончание таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
(на уровне учебных действий) | |
Нахождение уравнений окружности, сферы, плоскости. Вычис- | |
ление расстояний между точками. | |
Изучение свойств векторных величин, правил разложения век- | |
торов в трехмерном пространстве, правил нахождения коорди- | |
нат вектора в пространстве, правил действий с векторами, задан- | |
ными координатами. | |
Применение теории при решении задач на действия с векторами. | |
Изучение скалярного произведения векторов, векторного урав- | |
нения прямой и плоскости. Применение теории при решении за- | |
дач на действия с векторами, координатный метод, применение | |
векторов для вычисления величин углов и расстояний. | |
Ознакомление с доказательствами теорем стереометрии о вза- | |
имном расположении прямых и плоскостей с использованием | |
векторов | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Освоение программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала мате-матического анализа; геометрия» предполагает наличие в профессиональной образо-вательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся сво-бодный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятель-ности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо-вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи-рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
- кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по математике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
- состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм-мы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю-щихся ученых-математиков и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче-ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
- библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», рекомендованные или допущенные для ис-пользования в профессиональных образовательных организациях, реализующих об-разовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на-учной, научно-популярной и другой литературой по математике.
- процессе освоения программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» студенты должны получить возмож-ность доступа к электронным учебным материалам по математике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще-образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 клас-сы. — М., 2014.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2014.
Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа, геометрия. 10 класс. — М., 2013.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 10 класс. Сборник задач: учеб. посо-бие. — М., 2008.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. Сборник задач: учеб. посо-бие. — М., 2012.
Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образова-ния. — М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала мате-матического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10 класc / под ред. А.Б.Жижченко. — М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федерова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала мате-матического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / под ред. А.Б.Жижченко. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об-
разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2013 Башмаков М.И., Цыганов Ш.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Учебное издание
Башмаков Марк Иванович
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
для профессиональных образовательных организаций
Редактор Г.Е.Конопля
Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова
Корректор Е.В.Кудряшова
Изд. № 101117362. Подписано в печать 29.07.2015. Формат 60× 90/8. Усл. печ. л. 3,13.
ООО «Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1.
Тел./факс: (495) 648-0507, 616-00-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Математика"
Математика играет важную роль в общей системе образования студентов социально-педагогического колледжа. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки студентов, которые в дальней...
Рабочая программа дисциплины "Математика"
Рабочая программа по математике для специальностей СПО "Дошкольное образование", "Преподавание в начальных классах"...
Рабочая программа дисциплины "Математика" для специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения»....
Рабочая программа дисциплины «Математика: Алгебра и начала математического анализа; Геометрия» для профессий 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая программа дисциплины «Математика: Алгебра и начала математического анализа; Геометрия» для профессий 23.01.03 «Автомеханик»...
Рабочая программа дисциплины Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
Рабочая программа учебной дисциплины/профессионального модуля ОУД.03 Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа дисциплины Математика :алгебра, начала математического анализа и геометрия для СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по дисциплине &laq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основнойпрофессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) на базе основногообщего образования с одновременным получением среднего общего образ...