Проект "Путешествие в страну обыкновенных дробей"
творческая работа учащихся по математике (5, 6 класс)
Слышали ли вы о том, как ломают числа? Ломаными числами пользуются и теперь, только называют их иначе. В ходе знакомства с проектом вы можете найти ответы на вопросы: "Зачем ломают числа?", "Когда и где появились дроби?", "Нужны ли дроби современному человеку?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dedova_s._puteshestvie_v_stranu_obyknovennyh_drobey.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем понадобились дроби? Можно ли обойтись без дробей? В ходе работы над проектом я хотела найти ответы на вопросы: Зачем "ломают" числа?
изучение истории возникновения дробей, установление значимости дробей в жизни современного человека. Цель проекта:
изучить историю возникновения дробей; рассмотреть примеры использования дробей в жизни современного человека. Задачи проекта:
Слышали ли вы о том, как «ломают» числа? «Ломаными» числами пользуются и теперь, только называют их иначе. Зачем "ломают" числа?
Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения. Зачем понадобились дроби?
Дробь – это число, состоящее из частей единицы. Что такое дробь ?
Немного из истории дробей
Впервые оперировать дробями начали на территории Египта и Вавилона. Подход математиков двух государств имел значительные отличия. Однако начало и там и там было положено одинаково. Первой дробью стала половина или 1/2. Дальше возникла четверть, треть и так далее. Согласно данным археологических раскопок, история возникновения дробей насчитывает около 5 тысяч лет. Впервые доли числа встречаются в египетских папирусах и на вавилонских глиняных табличках.
Египтяне все дроби старались записать как суммы единичных дробей (долей). В древнем папирусе дана запись числа: Производить арифметические действия над числами, всякий раз раскладывая их в сумму долей единицы, очень неудобно. Методы подсчетов при помощи единичных дробей перешли от египтян в Грецию, от греков к арабам, а от них уже в Западную Европу.
Интересно, что вавилоняне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель (равный 60, потому, видимо, что их система счисления была шестидесятеричной). Вавилонская система счисления не исчезла вместе с государством. Дробями, написанными в 60-тиричной системе, пользовались античные и арабские астрономы и математики.
В древности наибольшего развития обыкновенные дроби достигли в Индии. В рукописях, относящихся к 4 веку до нашей эры, встречаются уже не только единичные дроби, но и дроби с произвольными числителями. В начале VII столетия индийцы знали и формулировали правила действий над обыкновенными дробями. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта.
Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 г. он ввел слово «дробь» .
На русской земле первым математиком, изложившим деление целого на части, стал новгородский монах Кирик. В 1136 году он написал труд, в котором изложил метод «счисления лет». Кирик занимался вопросами хронологии и календаря. В своем труде он привел, в том числе, и деление часа на части: пятые, двадцать пятые и так далее доли.
Полная теория дробей, мало чем отличающаяся от современной, была изложена в первом учебнике по арифметике, написанном в 1701 году Леонтием Филипповичем Магницким. «Арифметика» состояла из нескольких частей. О дробях подробно автор рассказывает в разделе «О числах ломаных или с долями». Магницкий приводит операции с «ломаными» числами, разные их обозначения.
Дроби в современном мире
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт, в котором указывается точное соотношение продуктов, которое нужно соблюдать. Дроби в кулинарии
Древнегреческий философ Пифагор (570 г. до н. э.), один из самых первых установил связь музыки и математики. Он создал учение о звуке. Пифагор связал длительность звучания нот с дробями. Выполняя сложение и вычитание дробей люди стали указывать размер такта. Дроби в музыке
Материк Евразия занимает 1/3 часть суши. Масштаб карты равен 1/50000. Дроби в географии
Голова маленького ребенка составляет 1/5 часть роста человека. Голова подростка – 1/6. А голова взрослого человека – 1/8 часть роста. Основываясь на этих данных, была создана кукла «Барби». Пропорции тела человека тоже связаны с дробями
Попробуйте решить следующую задачку: Наследники А, Б, В получили в наследство каждый по завещанию: А. – 1/8 имущества наследодателя; Б. – 6/17; В. - завещано всё остальное … И такие задачи юристы решают не редко. Дроби в юридической деятельности
Дроби в медицине Состав лекарства Применение лекарства(доза) Поставить больному капельницу Сделать инъекцию
Дроби в моде Даже современным девушкам нужны дроби! Ведь как бы они знали, что сейчас в моде пиджак с рукавом ¾ и брюки длиной .
“ Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь” Л.Н. Толстой
Дроби нашли широкое применение в окружающей нас жизни и в различных науках. Значение дроби в жизни очень велико. С их помощью строят дома, лечат людей, измеряют время, пишут музыку и шьют одежду… Значение дробей трудно переоценить. Обыкновенные дроби - важная часть жизни людей.
Живя в окружении дробей, мы не всегда их явно замечаем. И все же, мы сталкиваемся с ними очень часто: дома, на улице, в магазине, на работе. Люди встречаются с ними так часто, что перестали даже замечать их: «отрежь половину яблока», «поезд придёт без четверти семь», «положи по рецепту полтора стакана орехов» и т. д. Можно ли обойтись без дробей?
Без обыкновенных дробей не обойтись!
Свечников А.А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать: Книга для тех кто учит и учится. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 168 с. Глейзер Г.И. История математики в школе. IV—VI кл. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/ Пер. К.Мишиной.-М.: Изд-во «Эксмо», 2003. http://fb.ru/article/236507/drobi-istoriya-drobey-istoriya-vozniknoveniya-obyiknovennyih-drobey http://www.kostyor.ru/1-05/ Вавилонские глиняные таблички http://objective-news.ru/2010-10-30-07-14-05/klinopisnye-tablichki-i-ih-rasshifrovka.html https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-na-temu-umnozhenie-na-dvuznachnoe-chislo-1207809.html http://yandex.ru картинки Кирик , кукла барби, Магницкий https://infourok.ru/issledovatelskiy_proekt_udivitelnye_drobi_6_klass_raboty_uchaschihsya-425409.htm Информационные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.
Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...
урок-путешествие "В страну обыкновенная дробь"
обобщающее повторение...
урок-путешествие "В страну обыкновенная дробь"
обобщающее повторение...
Открытый урок по математике в 5 классе "Путешествие с страну обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Урок обобщения и систематизации знаний на тему "Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами"...
Урок- повторение в 5 классе по «Что я знаю о дробях» Путешествие в страну «Обыкновенные дроби»
Урок- повторение в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби» «Что я знаю о дробях»Путешествие в страну «Обыкновенные дроби»...
Урок "Путешествие в страну обыкновенных дробей"
Цели урока:Предметные: повторение и закрепление навыка выполнения действия с дробями.Метапредметные:Коммуникативные: формирование навыков взаимодействия друг с другом , работе в парахРегулят...
Презентация к уроку "Путешествие в страну обыкновенных дробей"
Презентация к уроку "Путешествие в страну обыкновенных дробей"...