Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: образовательная программа и рабочие планы педагогов
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бурнашевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республика Татарстан
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования:
образовательная программа и рабочие планы педагогов
Замалиева Алиня Габдулловна
учитель математики I квалифика-
ционный категории Бурнашевской
средней школы
Август, 2015
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Актуальность введения ФГОС ООО второго поколения. В эпоху быстрой смены технологий появляется необходимость формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающее постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможности его удовлетворения.
ФГОС ООО второго поколения:
- направлен на переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования,
- задает новые ориентиры развития системы образования,
- направлен на переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования,
- направлен на переход от простой ретрасляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, к развитию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно – деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Структура ФГОС ООО второго поколения включает три вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ
Фундаментальное ядро содержания общего образования. В нем фиксируются:
- основополагающие элементы научного знания методологического, системо -образующего и мировоззренческого характера;
- универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Математическое образование необходимо для существования в современном мире. Основные цели математического образования:
- освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
Рабочая предметная программа педагога – документ, разрабатываемый учителем на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы , в котором он определяет оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС и индивидуальным запросам и потребностям обучающихся. Имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.
Основа разработки Рабочей программы по Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт http://standart.edu.ru
Примерная (типовая) учебная программа
- документ, рекомендуемый Минобрнауки России;
- детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения;
- требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету .
Функции рабочей программы
- нормативная - является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания - определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся
Структура рабочей программы
Определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2.
0. Титульный лист
- Титульный лист
- полное наименование ОО;
- Гриф согласования рабочей программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОО);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- указание класса, учебного года;
- Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- название населенного пункта, в котором находится ОО и год разработки программы.
- Пояснительная записка (должна быть лаконичной)
1. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). В ней конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного курса, предмета (модуля) в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на базе которых разработана рабочая программа (примерная программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), авторская программа с указанием выходных данных). Для рабочих программ ближайшими документами более высокого ранга являются те, в которых содержание обучения представлено в обобщенной форме.
Если рабочая программа основана на примерной программе и не имеет аналогов, в пояснительной записке следует указать: «Данная программа разработана на основе примерной программы по…» и дать библиографическую ссылку на использованный документ.
Например:
2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом особенностей региона, муниципального образования, специфики данной ОО, с учетом уровней обученности и обучаемости класса ).
Цель (или главная задача) обычно формулируется в обобщенной форме. Последовательность целей в рабочей программе зависит от особенностей учебного предмета: сначала перечисляются мировоззренческие и воспитательные цели, затем цели, определяющие предметные результаты. Цели обучения конкретизируются в задачах учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Задачи более конкретны по сравнению с целями. При написании данной части пояснительной записки к модифицированной, ранее опубликованной рабочей программе другого автора сначала указываются цели и задачи в оригинальной формулировке обязательно в кавычках и с библиографической ссылкой. После этого указываются дополнительные цели и задачи, если они есть.
II. Общая характеристика предмета
Место данного учебного предмета в решении общих целей и задач (целесообразно отметить, как они могут быть реализованы), устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой.
Описание особенностей организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания, предпочтительные формы контроля и оценки, указывает возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе проектов).
Комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Распределение часов на изучение предмета, определение резерва свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
- Конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП, включающие в том числе личностные результаты, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
- Показывается связь программы учебного предмета с программой развития УУД (программой формирования общеучебных умений и навыков) на определенной ступени обучения
Личностные результаты
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметные результаты
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Предметные результаты
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
V. Содержание учебного предмета, курса
- Перечень и название раздела и тем курса
- Необходимое количество часов для изучения раздела, темы
- Содержание учебной темы
- Основные изучаемые вопросы
- Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- № урока (пункта);
- Тема;
- Содержание учебного материала;
- Количество часов;
- Вид контроля (контрольные, практические, самостоятельные) работы
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Литература (оформляется в соответствии с ГОСТом)
- Дидактический материал
- Оборудование и приборы
VIII. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (уровня) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательной организации. Например: слайд
Приложения к программе
- Контрольно-измерительные материалы
- Разработки уроков
- Темы проектов
- Темы творческих работ
- Методические рекомендации и т.п.
Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года
Учитель в зеркале стандартов второго поколения:
- пример для подражания;
- должен постоянно совершенствоваться; искать новые знания;
- способный проектировать образовательную среду обучающегося, класса, лицея;
- активный пользователь информационно – коммуникативных технологий;
- заниматься научными исследованиями;
- вести методические разработки;
- внедрять и распространять свой профессиональный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение Федерального государственного стандарта начального общего образования
ФГОС - начальная школасеминар для учителей английского языка 2 ноября 2010г. Презентация ст.методиста МОУ ДПОС МЦ г.Сарова Пилясовой Г.И....
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)....
« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».
Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей....
Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования в нашем образовательном учреждении.
Выступление заместителя директора на педагогическом совете посвящённом организации внеурочной деятельности в условиях введения новых государственных стандартов....
Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...
План работы проектной группы в рамках ФГОС ООО: "Изучение и внедрение Федерального государственного стандарта основного общего образования"
План работы проектной группы в рамках ФГОС ООО: "Изучение и внедрение Федерального государственного стандарта основного общего образования"...