Программа внеурочных занятий по математике в 5-9 классах
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа рассчитана на 5 лет последовательной работы и опирается на разработки,указанные в списке к программе, находящиеся в свободном доступе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_5-9_klassy.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» пгт. Кожва
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательные математические задачи»
Составители: Бритвак Г.А.- учитель математики
Денисова Л.В.- учитель математики
пгт. Кожва
2016 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. Программа рассчитана на пять лет (170 часов) и предназначена для учащихся 5-9 классов.
Главное направление программы – формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа включает в себя темы и задачи, которые могут быть условно разнесены на три раздела:
- углубление школьного курса;
- факультативный материал;
- олимпиадные задачи начального уровня.
Данная программа может быть полезна в нескольких аспектах.
Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию личности молодого человека.
Развивая логическое, в том числе и математическое мышление ребёнка , создается база для более свободного выбора им своих будущих увлечений.
Решается проблема систематичности занятия математикой.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Для 5-7 классов материал представлен на уровне занимательных математических задач. В 8-9 классах программа внеурочной деятельности поможет взглянуть на уже известные темы с разных точек зрения, значительно расширить и углубить круг математических вопросов.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Цель обучения: - формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
-обучение деятельности- умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
-формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
- Создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- Формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- Развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Общая характеристика программы.
В основу программы внеурочной деятельности легла современная концепция преподавания математики: различные формы игровых занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, расширение знаний в различных областях. В программе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Всё это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Содержание программы.
В программе для 5-7 классов применяется материал из различных разделов математики.
- Старинные занимательные задачи, задачи-шутки, математические игры, логические задачи;
- Олимпиадные задачи;
- Первые шаги в геометрию;
- Геометрия на плоскости;
- Натуральные числа, дроби: действия с числами, делимость, чётность, приближённые значения;
- Решение текстовых задач;
- Числовые и буквенные выражения;
- Комбинаторика, вероятность;
- Уравнения и системы уравнений;
В 8-9 классах:
- Арифметические, логические задачи, математические игры;
- Геометрия на плоскости;
- Уравнения и графики известных функций;
- Комбинаторика;
- Системы счислений;
- Делимость;
- Степень числа;
- Задачи на построение, разрезание, геометрические преобразования;
- Принцип Дирихле;
- Олимпиадные задачи;
- Прогрессии;
- Метод математической индукции;
Планируемые итоговые результаты деятельности.
Участие школьников во внеурочной деятельности предполагает формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике.
Личностные:
- установление связи с целью учебной деятельности и её мотивом- определение того, - « какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
-построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация принципа Я, включая самоотношение и самооценку;
-нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные :
-определение образовательной цели, выбор пути её достижения;
-рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
-выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
-оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, способов взаимодействия;
-контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
-формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные :
-умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
-умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщённый способ действия; моделировать задачу и её условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1)в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применении математических знаний для решения конкретнных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы, диаграммы);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность , направленную на решение задач исследовательского характера.
3)в предметном направлении6
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счёта;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия , результаты, методы решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера, ресурсных возможностей интернета.
Тематическое планирование материала.
5 класс
№ занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 | Старинные задачи, задачи-шутки | 1 |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами на плоскости | 1 |
3 | Геометрические фигуры на плоскости и геометрические тела в пространстве. Многоугольники и многогранники | 1 |
4 | Геометрические фигура на плоскости. Отрезок, ломаная | 1 |
5 | Деление натуральных чисел, признаки делимости | 1 |
6 | Деление натуральных чисел с остатком. Периодичность остатков | 1 |
7 | Решение олимпиадных задач | 1 |
8 | Решение олимпиадных задач | 1 |
9 | Геометрические фигуры на плоскости. Луч, прямая | 1 |
10 | Геометрические фигуры на плоскости. Угол и окружность | 1 |
11 | Числовая прямая, модуль числа | 1 |
12 | Действия с числовыми и буквенными выражениями | 1 |
13 | Числовые неравенства | 1 |
14 | Часть величины и дробь. действия с дробями | 1 |
15 | Десятичная запись числа. Системы счисления | 1 |
16 | Действия с обыкновенными дробями | 1 |
17 | Геометрические фигуры на плоскости. Квадрат, прямоугольник | 1 |
18 | Геометрические фигуры на плоскости. Прямоугольный треугольник | 1 |
19 | Делители и кратные. Простые и составные числа | 1 |
20 | Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями | 1 |
21 | Задачи на работу и движение | 1 |
22 | Геометрические фигуры на плоскости. Площади | 1 |
23 | Геометрические фигуры на плоскости. Вычисление площадей на клетчатой бумаге | 1 |
24 | Задачи на раскраски, замощения и разрезания | 1 |
25 | Задачи на переливания и взвешивания | 1 |
26 | Задачи с возрастами | 1 |
27 | Геометрические задачи на плоскости. Длина окружности . площадь круга | 1 |
28 | Чётность | 1 |
29 | Объёмы простейших тел в пространстве | 1 |
30 | Комбинаторика | 1 |
31 | Пропорции | 1 |
32 | Задачи на части и проценты | 1 |
33 | Математические игры, стратегии | 1 |
34 | Инварианты, конструкции | 1 |
6 класс
№ занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Старинные русские занимательные задачи, шутки по математике | 1 |
2 | Координаты и ориентация | 1 |
3 | Делители и кратные | 1 |
4 | Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел | 1 |
5 | Олимпиадные задачи | 1 |
6 | Олимпиадные задачи | 1 |
7 | Геометрия на плоскости. Замечательные отрезки в треугольнике | 1 |
8 | Умножение и деление целых чисел | 1 |
9 | Действия с числовыми и буквенными выражениями. Модуль числа | 1 |
10 | Геометрия на плоскости. Равенство треугольников | 1 |
11 | Делимости. Задачи на наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | 1 |
12 | Остатки при делении. Периодичность остатков | 1 |
13 | Пропорции. Текстовые задачи на смеси и проценты | 1 |
14 | Текстовые задачи на работу и движение | 1 |
15 | Геометрия на плоскости. Равнобедренный треугольник, ромб | 1 |
16 | Комбинаторика | 1 |
17 | Задачи с числами и нумерациями | 1 |
18 | Перпендикулярность прямых и отрезков | 1 |
19 | Действия с дробями | 1 |
20 | Десятичные дроби | 1 |
21 | Чётность, разбиение на пары | 1 |
22 | Геометрия на плоскости. Окружность | 1 |
23 | Задачи на суммирование | 1 |
24 | Логические задачи | 1 |
25 | Осевая симметрия | 1 |
26 | Координаты на плоскости. Расстояние между двумя точками | 1 |
27 | Логические задачи. Принцип Дирихле | 1 |
28 | Задачи с инвариантами | 1 |
29 | Текстовые задачи на целочисленные решения | 1 |
30 | Зависимость величин. Построение графиков | 1 |
31 | Математические игры и стратегии | 1 |
32 | Деревья, графы и турниры | 1 |
33 | Развёртки многогранников | 1 |
34 | Исторические задачи по арифметике народов мира | 1 |
7 класс
№ занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 | Старинные занимательные задачи и задачи-шутки | 1 |
2 | Геометрические построения. Знаменитые задачи древности | 1 |
3 | Задачи на делимость и остатки | 1 |
4 | Решение олимпиадных задач | 1 |
5 | Решение олимпиадных задач | 1 |
6 | Степень с целым показателем | 1 |
7 | Геометрия на плоскости. Признаки равенства треугольников. Построение треугольников | 1 |
8 | Геометрия на плоскости. Площадь треугольника | 1 |
9 | Уравнения с одной и двумя переменными. | 1 |
10 | Текстовые задачи на работу и движение | 1 |
11 | Логические задачи | 1 |
12 | Геометрия на плоскости. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 1 |
13 | Геометрия на плоскости. Параллелограмм | 1 |
14 | Неравенства | 1 |
15 | Задачи на чётность и симметрию | 1 |
16 | Частота и вероятность | 1 |
17 | Математические игры | 1 |
18 | Пропорциональные отрезки в треугольнике. Трапеция | 1 |
19 | Сумма. Среднее арифметическое и средняя скорость | 1 |
20 | Линейная функция, график линейной функции | 1 |
21 | Делимости, задания на целочисленные решения | 1 |
22 | Геометрия на плоскости. Свойство окружности | 1 |
23 | Множества точек на координатной плоскости | 1 |
24 | Геометрия на плоскости. Многоугольники | 1 |
25 | Комбинаторика | 1 |
26 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
27 | Графические решения уравнений и систем уравнений | 1 |
28 | Тождества. Многочлены. Разложение многочлена на множители | 1 |
29 | Геометрия на плоскости. Геометрические множества точек на плоскости | 1 |
30 | Геометрические преобразования на плоскости | 1 |
31 | Геометрия на плоскости. Задачи на построение | 1 |
32 | Текстовые задачи на проценты и смеси | 1 |
33 | Геометрия в пространстве и геометрия на сфере | 1 |
34 | Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности | 1 |
8 класс
№ занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 | Олимпиадные задачи, задачи «Кенгуру» | 1 |
2 | Уравнение и график прямой. Модуль . график модуля функции | 1 |
3 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора | 1 |
4 | Логические задачи | 1 |
5 | Олимпиадные задачи | 1 |
6 | Начальные построения с помощью циркуля и линейки | 1 |
7 | Рациональные дроби | 1 |
8 | График квадратичной функции | 1 |
9 | Площади многоугольников на клетчатой бумаге | 1 |
10 | Квадратные уравнения | 1 |
11 | Чётность | 1 |
12 | Текстовые задачи. Задачи на движение, работу, проценты | 1 |
13 | Теорема Фалеса. Подобие треугольников | 1 |
14 | Математическая эстафета | 1 |
15 | Теорема Виета | 1 |
16 | Числовые неравенства | 1 |
17 | Замечательные отрезки и точки в треугольнике | 1 |
18 | Множество точек на координатной плоскости | 1 |
19 | Математические игры | 1 |
20 | Степень с целым показателем | 1 |
21 | Признаки делимости. Остатки от деления | 1 |
22 | Метрические соотношения между элементами прямоугольного треугольника | 1 |
23 | Степень с рациональным показателем | 1 |
24 | Системы счисления | 1 |
25 | Делимости. Задания на остатки и на целочисленные значения | 1 |
26 | Окружности | 1 |
27 | Принцип Дирихле | 1 |
28 | Тригонометрия | 1 |
29 | Окружности | 1 |
30 | Комбинаторика | 1 |
31 | Задачи на построение с помощью циркуля и линейки | 1 |
32 | Отношение площадей треугольников | 1 |
33 | Векторы как направленные отрезки | 1 |
34 | Решение занимательных задач | 1 |
9 класс.
№ занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 | Олимпиадные задачи | 1 |
2 | Графики известных функций. Преобразование графиков. Графики функций, содержащих знак модуля | 1 |
3 | Принцип Дирихле. | 1 |
4 | Принцип Дирихле | 1 |
5 | Делимость | 1 |
6 | Делимость и остатки | 1 |
7 | Олимпиадные задачи | 1 |
8 | Планиметрия. Решение прямоугольных треугольников | 1 |
9 | Планиметрия. Параллельные прямые | 1 |
10 | Замечательные точки в треугольнике | 1 |
11 | Комбинаторика | 1 |
12 | Олимпиадные задачи | 1 |
13 | Игры. Чётность. Симметрия | 1 |
14 | Арифметические и логические задачи | 1 |
15 | Логические задачи | 1 |
16 | Планиметрия. Что нужно знать по теме «Окружность» | 1 |
17 | Что нужно знать по теме «Окружность» | 1 |
18 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 |
19 | Суммирование и ряды | 1 |
20 | Планиметрия. Свойства треугольников и параллелограммов | 1 |
21 | Площади. Решение задач на клетчатой бумаге | 1 |
22 | Тригонометрия | 1 |
23 | Тригонометрия | 1 |
24 | Векторы . что нужно знать по данной теме | 1 |
25 | Текстовые задачи | 1 |
26 | Уравнения прямых, метод координат | 1 |
27 | Геометрическое место точек на плоскости | 1 |
28 | Задачи на построение | 1 |
29 | Доказательство неравенств | 1 |
30 | Метод математической индукции | 1 |
31 | Задачи с окружностями | 1 |
32 | Системы алгебраических уравнений | 1 |
33 | Построения, разрезания, геометрические преобразования | 1 |
34 | Геометрические головоломки | 1 |
(Пояснение к программе: чтобы увидеть занимательность , необходимо иметь предложенную литературу ( из списка литературы- № 2,3,4,5,6))
Список учебно-методической литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.
2.Занимательные математические задачи . дополнительные занятия для учащихся 5 классов. Составители А.М. Быковских, Г.Я. Куклина, Новосибирск. 2010г
3. Занимательные математические задачи . дополнительные занятия для учащихся 6 классов. Составители А.М.Быковских, Г.Я. Куклина. Новосибирск, 2010г
4. Занимательные математические задачи . Дополнительные занятия для учащихся 7 класса . Составители А.М.Быковских, Г.Я.Куклина. Новосибирск, 2010г
5.Подготовительные курсы по математике для учащихся 8 классов. Составители А.М.Быковских, Г.Я.Куклина. Новосибирск. 2010г
6.Подготовительные курсы по математике для учащихся 9 классов. Составители А.М.Быковских, Г.Я.Куклина. Новосибирск. 2010г
7. Учебник по математике для 5 класса. Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, Мнемозина , 2014г
8.Учебник по математике для 6 класса. Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, Мнемозина, 2014г
9. Учебник геометрии 7-9 классы. Л.С.Анатасян, Просвещение, 2015г
10. Математические олимпиады. Фарков А.В. , Экзамен, 2013г
11.Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения. Н.Е.Кордина, Учитель, 2013г
12. Вычисляем без ошибок. С.С.Минаева, Экзамен, 2014г
4. Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
5. Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Экран (на штативе или навесной).
- Интерактивная доска.
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Доска магнитная с координатной сеткой.
- Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
- Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
- Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Эта программа внеурочной деятельности прошла экспертизу в 2016 году. Рекомендована для использования, но необходимо внести дополнения:
1)Указать формы контроля.
2)не разработаны методы проверки достижений учащихся.
3)Не указаны формы работы с детьми.
Так что придётся вам это сделать самим.
К этой программе есть литература к каждому занятию (в списке литературы эти книги под номерами 2) и 3) ), постараюсь выслать в ближайшее время.
Удачи в работе. Денисова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочных занятий «Реальная математика» для учащихся 7 класса
Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы курса по выбору, опубликованного: ...
программа внеурочных занятий "Занимательная математика" 5 класс
Программа имеет научно-познавательную направленностьи предназначена для внеурочной деятельности с учащимися пятых, шестых классов...
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....
Внеурочное занятие по математике для 8-9 классов.Викторина-игра по математике для 8-9 классов
Викторина-игра для использования во внеурочной деятельности, на неделе математики....
Разработка программы внеурочного занятия по математике в 8 классе "Проектированно- ориентированные задачи"
Я разработала курс на 34 урока ,для подготовки 8 классников к решению 5 первых задач ОГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5 класс
Пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что обучающиеся 5 класса должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 6 класс
Пояснительная запискаДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное ...