«Сложение и вычитание десятичных дробей», математика 5 класс
материал по математике (5 класс) по теме
Разработка урока 5 класс математика «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_5_kl.docx | 64.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
математика 5 класс
Учителя:Можарова Е.Н. школа №83 г. Северск
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
Образовательные:
- проверить степень усвоения учащимися теоретического материала,
- закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей и применение их при решении задач на движение по воде.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
-развивать логическое мышление, смысловую память, произвольное внимание, самостоятельность;
-способствовать развитию обобщения, умению четко и ясно выражать свои мысли, развивать устную и письменную речь.
Воспитательные:
-прививать аккуратность в оформлении заданий;
-способствовать воспитанию умения общаться между собой, в группах,самостоятельности при выборе решения, при самопроверке, при взаимопроверке;
Задачи:
-закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
-вычисление удобным способом значения выражения;
-применение сложения и вычитания к решению текстовых задач;
-создать на уроке позитивную творческую атмосферу;
-организовать работу в группах;
-сформировать правило позитивной оценки выполненного задания.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, информационно-коммуникационный, активные методы обучения.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, осознанность, системность.
Оборудование:
доска, ноутбук, проектор, cистема контроля «MimioVote»,раздаточный материал - карточки с заданиями, электронный репетитор «Символ-тест».
Временной режим: 45 минут.
I. Организационный этап
Вступительное слово учителя:
-Добрый день, ребята!Поприветствуем друг друга.
Учащиеся поворачиваются друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Разворачивают ладони друг к другу, но не прикасаются. Потом соединяют пальцы по порядку и говорят друг другу слова-пожелания.
- Я желаю ...: соединяем большой палец, я желаю ... - указательный - ... и.т.д.
Здравствуй (всей ладонью).
Учитель:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем.
Будем весь урок решать.
Сегодня на урок я приготовила каждому из вас подарок - транспортное средство. Выберите то, что вам понравилось больше. Распределитесь так, чтобы в группе было у всех одинаковое транспортное средство по цвету и форме (трафареты лодки, корабли, катера по два цвета).
II. Постановка цели урока
- Откройте тетради, отступите от оценки две клетки, на полях запишите число…
- Сегодня мы продолжаем работать по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Запишите тему урока. А подарок мой не случайный. Как вы думаете: какие задания мы рассмотрим сегодня на уроке?(задачи на движение по воде).
1. Правила.
- Что необходимо нам знать, чтобы правильно считать? (правила сложения и вычитания десятичных дробей). Правило разбито на части. Поставьте части в нужном порядке и сформулируйте правило сложения (вычитания) десятичных дробей.( Работа в группах).
Чтобы сложить (вычесть)десятичные дроби, нужно:
1. Записать числа в столбик разряд под разрядом, запятую под запятой.
2.Уравнять количество знаков после запятой.
3. Выполнить действие.
4. Поставить в ответе запятую под запятой.
- А как называется последовательность действий? (Алгоритм)
2.Помоги Незнайке.
Незнайка решил примеры. Проверим, как он знает правило(алгоритм) решения с помощью cистемы контроля «MimioVote». Возьмите каждый свой пульт. Внимательно читайте задание и выбирайте верный ответ.
Задание: найдите ошибки.
ДА (правильно решен пример), НЕТ (неправильно).
3,26
+
0,25
3,51
2.
0,26
+
2, 5
2,31
3.
12,26
+
23,50
3,576
4.
3,26
+
20,5
53,1
5.
0,28
+
3,059
3,339
6.
32,026
+
_2,105
34,121
7.
4,6
+
2,5
6,11
Посмотрим, как вы справились с заданием. (Результаты работы высвечиваются на экране). Вы Молодцы!
А чего не знает Незнайка?Какие пункты правила нарушены в неправильно решенных примерах?
3.Законы сложения и вычитания
Что еще надо знать, чтобы быстро и правильно считать? (Законы сложения и вычитания)
Работа в группах. Слайд №1
Найдите значение выражения, объясняя удобный вам способ вычисления.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Какие законы вы использовали при вычислении? Слайд№2.
- А как убедиться, что вы правильно сделали вычисления? (Сделать проверку)
- Какие способы проверки вы знаете, не выполняя вычислений? (Сделать прикидку, связать с жизнью, действительностью, т.д.)
III. Актуализация знаний. Слайд№3.
1) Десятичные дроби появились не так уж и давно, всего 500 лет назад в XV веке в средневековье. Правила действий с десятичными дробями описал знаменитый ученый, работающий в Самарканде. Знаете ли вы, где находится этот город? Этот город находится в средней Азии, в Узбекистане. Этот восточный ученый записывал десятичные дроби так же, как и мы, но дробную часть он выделял красными чернилами или отделял чертой. Фамилия была у него очень интересная. Представьте,
как близь города Самарканда протекает река Заравшан – это приток реки Амударьи. По реке плывет галера. Скорость галеры по течению реки 10,6 км/ч, а скорость течения реки 2,9 км/ч. Найдите собственную скорость галеры. (Слайд с условием задачи №4)
- Может ли скорость галеры выражаться таким числом? А почему скорость галеры так мала. (Так как в те времена не было моторов, и скорость галерам придавали гребцы.)
2) Дополните условие задачи и решите её. (Слайд с условием задачи №5)
Собственная скорость … равна 21,6 км/ч, а скорость … … 3,7 км/ч. Найдите скорость … по течению и против течения реки.
-Что значит собственная скорость катера?
-Какой может быть скорость течения реки?
-Какие транспортные средства и с какой скоростью могут двигаться по реке?
-Существуют ли правила движения на воде?
3) Каждой группе предлагается решить одну из двух задач, сделав намеренно ошибку в решении. Всем предлагается найти в решении ошибку и обосновать ее.
Слайд с условием задач №6.
Задача 1. Собственная скорость теплохода40,5 км/ч, а скорость теплохода по течению реки 44,3км/ч. Найдите скорость течения реки и скорость теплохода против течения реки.
Задача 2. Скорость катера по течению реки 26,4км/ч, а против течения 21,2 км/ч. Найдите собственную скорость катера и скорость течения реки.
Обсуждение ошибок.
- Скажите, к каким заданиям сегодня мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (К задачам на движение по воде)
Физминутка
- На партах учащихся лежат карточки с цифрами (по 3 карточки). Ученик говорит примеры на таблицу умножения. Дети, у которых есть данная цифра в ответе, встают и поднимают эту цифру.
- Гимнастика для мышц шеи. Слайд №7.
- Гимнастика для глаз. Слайд№8.
IV. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием электронного репетитора Символ-тест в режиме самоконтроля.
Выполните действие:
- ВА9 0,836+37,639; 6. ДОП 9,4-5,9;
- ЛЬА 96,2+2,08; 7. А6Р 5,6-0,268;
- В7К 72+ 3, 48; 8. ТРН 1-0,157;
- АА4 348,2+2,351; 9. 5ПВ 43-19,005;
- РЩР 12,25+29+27,75; 10. ДЖБ 9,45-9.
Ответы запишите в таблицу:
Фамилия Имя | ||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
код | ||||||||||
ответ |
Дополнительно: (для тех, кто справится быстрее с самостоятельной работой)
Поставьте вместо звездочек пропущенные цифры:
6*3*785 37*743*
+ +
3*4*824*4*2*5
*9367** *106*93
Проверка задания. Обсуждение в группах.
V. Рефлексия
Сегодня на уроке мы применили сложение и вычитание дробей для решения задач на движение по воде. Поэтому дома вам предстоит выполнить такое задание:
Открываем дневники, записываем домашнее задание:
1. №1263(в,г) -выполните действие удобным способом,
2. Составьте задачу на движение по воде. Запишите её с решением на любой электронный носитель или бумажный.Если задача имеет несколько способов решения, то объясните устно каждый из них. Сделайте вывод, какой способ эффективнее и почему.
Дополнительно: Найдите знаменитого ученого из Самарканда, который описалправила действий с десятичными дробями, а также фамилию ученого, который первый в России изложил учение о десятичных дробях.
- На уроке вы все хорошо работали: вспомнили правила, законы, помогли Незнайке. Символ-тест помог вам добиться правильного ответа, и я думаю, что вы все получите хорошую оценку за самостоятельную работу и работу на уроке. Заполните оценочный лист.
Оценочный лист __________________________________
№ | задание | Оценка ученика | Оценка учителя |
1 | Правила сложения и вычитания десятичных дробей | ||
2 | Помоги Незнайке | ||
3 | Законы сложения | ||
4 | Работа с классом | ||
5 | Самостоятельная работа с Символ-тестом | ||
6 | Дополнительное задание | ||
7 | За что ты похвалил бы себя | ||
8 | Оценка за урок |
Ваш совет:
Что бы ваша группа посоветовала сделать (или не делать) ученикам другого класса для более продуктивной работы на уроке, на что им надо обратить внимание.
Свой совет запишите на кораблике.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6 класс«Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»
Урок для РВГ...
План-конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)
План-конспект урока и технологическая карта урока....
Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс математика
Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс математика...
презентация "сложение и вычитание десятичных дробей". математика 6 класс
презентация составлена для устной работы по теме "сложение и вычитание десятичных дробей"....
Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс по ФГОС
Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс по ФГОС. Конспект содержит технологическую карту и презентацию урока....
Подготовка к контрольной работе №9 "Сложение и вычитание десятичных дробей" математика , 5 класс
Урок подготовки к контрольной работе по математике , конспект и презентация. УМК Н.Я.Виленкин и др....