урок Противоположные числа
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Доронина Людмила Анатольевна

Представлена разработка урока математики для 6 класса по теме "Противоположные числа". Устный счет и  первичное закрепление в форме компьютерного тестирования. Компьютерный тест создан в программе MyTestX.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_protivopolozhnye_chisla.rar142.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2/98
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА

Цели: ввести понятия противоположных и целых чисел; формировать навык нахождения для каждого числа ему противоположного.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные:

научатся: находить число, противоположное данному, понимать смысл знака минус перед числом; находить целые числа, расположенные между двумя другими;

умеют: читать противоположные числа.

Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):

коммуникативные: уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
познавательные: давать определения понятиям; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
регулятивные: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, определять цель учебной деятельности.

Личностные: создать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению; умения преодолевать посильные трудности, чувства взаимовыручки и уважения друг к другу; умения вести диалог; умение анализировать и контролировать результат своей и деятельностью товарища.
Тип урока урок изучения нового материала

Методы обучения наглядный, словесный, практический.

Формы работы учащихся фронтальные (эвристическая беседа), индивидуальные (самостоятельная работа), парные и групповые.

Необходимое техническое оборудование экран, мультимедиапроектор, ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная счет - ПК.

III. Объяснение нового материала.

1. Введение понятия противоположных чисел.

Назовите антонимы к словам Антонимы – это слова противоположные по смыслу, но протиыоположными бывают и числа

Учитель. На доске изображена шкала термометра, показывающая температуру в некоторых городах России 1 марта.

+5

Сочи

+4

Ростов-на-Дону

+3

Краснодар

+2

+1

Волгоград

0

–1

Москва

–2

–3

Санкт-Петербург

–4

–5

Архангельск

– Выпишите попарно температуры в Архангельске и Сочи, Краснодаре и Санкт-Петербурге, Москве и Волгограде.

– Чем отличаются числа в каждой паре?

Такие числа называются противоположными.

Вопросы учащимся:

– Сформулируйте, какие числа называются противоположными.

– Какое число будет противоположно нулю?

– Сколько противоположных чисел имеет каждое число?

2. Запись противоположных чисел.

–(–а) = а

3. Определение целых чисел.

IV. Формирование умений и навыков.

1) № 714 (а) (устно).

2) Найдите среди данных чисел пары противоположных:

7; –3; 11; –8; –7; 5; –11; 2; 8; –1.

3) № 715 (а, в, д).

4) № 716 (1 строка).

5) Поставьте  вместо  *  такое  число,  чтобы  получилось  верное  равенство:

а) –(–73) = *        д) –12 = –(*)

б) –(*) = –5        е) 21 = –(*)

в) –(*) = 9        ж) –(*) = –85

г) 14 = –(*)        з) –(*) = 19

V. Математический диктант. ПК

Вариант I

1. Запишите число, противоположное 37.

2. Запишите число, противоположное 0.

3. Запишите число, противоположное –11.

4. Запишите число, противоположное самому себе.

5. Запишите без скобок –(+24).

6. Запишите без скобок –(–18).

7. Найдите значение выражения –х, если х = –41.

8. Найдите число, равное –(–(+3)).

Вариант II

1. Запишите число, противоположное самому себе.

2. Запишите число, противоположное –7.

3. Запишите число, противоположное 52.

4. Запишите число, противоположное 0.

5. Запишите без скобок –(–62).

6. Запишите без скобок –(+21).

7. Найдите значение выражения –а, если а = 23.

8. Найдите число, равное –(–(–5)).

Ответы к диктанту:

1 вариант

  1. -37
  2. 0
  3. 11
  4. –а
  5. -24
  6. 18
  7. 41
  8. 3

2 вариант

  1. –а
  2. 7
  3. -52
  4. 0
  5. 62
  6. -21
  7. -23
  8. -5

VI. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

– Какие числа называются противоположными?

– Сколько противоположных чисел имеет каждое число?

– Как обозначают число, противоположное числу а?

– Каким будет число, противоположное положительному числу? Отрицательному числу? Самому себе?

– Какие числа называются целыми?

VII. Рефлексия

Жили на свете близнецы-братья,

Были похожи собой.

Из-за нелепого проклятья

Разделены судьбой.

Братья имели разные знаки,

С ними по жизни шли,

Если ж случалось им повстречаться

В ноль превращались они.

       

Два числа лишь знаками

Друг от друга отличные

Называются издавна

Противоположными числами

VIII. Домашнее задание.

П. 9.1, № 714 (б); 715 (б, г, е); 716(2 строка).


ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА

  1. Устная работа.

Сравните и скажите, какое из чисел больше:

а) 5 или 4,7;                        д) 6,07 или 6,7;

б) 7,2 или 7,22;                        е) 2,44 или 2,442;

в) 8,3 или 8,30;                        ж) 0,021 или 0,0209;

г) 0 или 0,03;                        з) 9,992 или 9,9915.

2.На рисунке изображена шкала   термометра, показывающая температуру в некоторых городах России 4 марта.

Противоположные числа

3. Поставьте  вместо  *  такое  число,  чтобы  получилось  верное  равенство:

а) –(–73) = *        д) –12 = –(*)

б) –(*) = –5        е) 21 = –(*)

в) –(*) = 9                   ж) –(*) = –85

г) 14 = –(*)        з) –(*) = 19

4.

+5

Сочи

+4

Ростов-на-Дону

+3

Краснодар

+2

+1

Волгоград

0

–1

Москва

–2

–3

Санкт-Петербург

–4

–5

Архангельск

4. Заполните таблицу:

а

5

–1

0

7

–10

а

–8

2

–4

0

5. Выполните задания

Найдите значение выражения:

а) –(+а), если а = 22;

б) –(–b), если b = –15;

в) –(+m), если –m = –49;

г) –(–с), если –с = 70;

д) –(+k), если k = –12.

Найдите неизвестное число:

а) –х = 8;        г) –а = –(–3);

б) –k = 15;        д) –с = –(+10);

в) –у = –25;        е) –m = –(–18).

Выводы:

1) Если перед некоторым натуральным числом поставить четное количество знаков «минус», то получим число, равное данному.

2) Если перед некоторым натуральным числом поставить нечетное количество знаков «минус», то получим число, противоположное данному, то есть отрицательное число.


Математический диктант.

Вариант I

1. Запишите число, противоположное 37.

2. Запишите число, противоположное 0.

3. Запишите число, противоположное –11.

4. Запишите число, противоположное самому себе.

5. Запишите без скобок –(+24).

6. Запишите без скобок –(–18).

7. Найдите значение выражения –х, если х = –41.

8. Найдите число, равное –(–(+3)).

Вариант II

1. Запишите число, противоположное самому себе.

2. Запишите число, противоположное –7.

3. Запишите число, противоположное 52.

4. Запишите число, противоположное 0.

5. Запишите без скобок –(–62).

6. Запишите без скобок –(+21).

7. Найдите значение выражения –а, если а = 23.

8. Найдите число, равное –(–(–5)).

Оцените работу соседа по следующей шкале.

Количество плюсов

8

7

6

Менее 6

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Математический диктант.

Вариант I

1. Запишите число, противоположное 37.

2. Запишите число, противоположное 0.

3. Запишите число, противоположное –11.

4. Запишите число, противоположное самому себе.

5. Запишите без скобок –(+24).

6. Запишите без скобок –(–18).

7. Найдите значение выражения –х, если х = –41.

8. Найдите число, равное –(–(+3)).

Вариант II

1. Запишите число, противоположное самому себе.

2. Запишите число, противоположное –7.

3. Запишите число, противоположное 52.

4. Запишите число, противоположное 0.

5. Запишите без скобок –(–62).

6. Запишите без скобок –(+21).

7. Найдите значение выражения –а, если а = 23.

8. Найдите число, равное –(–(–5)).

Оцените работу соседа по следующей шкале.

Количество плюсов

8

7

6

Менее 6

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень числа. Квадрат и куб числа

Урок изучения нового материала в 5 классе с применением ИД (конспект урока, самоанализ)....

Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.

Обобщающий урок по математике 6 класс. Учебник В.Я. Виленкин. Цели: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме; отработка контроля усвоения знаний, умений, навыков в ...

Учебный материал по теме: "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Разработка в виде презентации, т.е весь урок можно использовать данную презентацию....

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Дифференцированные индивидуальные карточки с заданиями

В данной разработке содержится 7 вариантов  по возрастанию уровня сложности. Каждый вариант содержит 5 заданий. Ко всем вариантам приведены ответы....