Эффективность урока математики как условие повышения качества образования
статья по математике на тему
Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяются традиционное и новое?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_podhodov_v_obuchenii.doc | 648 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 15 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Выступление на педагогическом совете школы
на тему:
«Эффективность урока математики как условие повышения качества образования»
Учитель математики
Сулейманова Л.А.
Феодосия, 2018
“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон
Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяются традиционное и новое?
Мы знаем, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания» а значит в основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
Педагогические технологии деятельностного подхода
Группа технологий | Педагогические технологии СДП |
Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса | Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации |
Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | Игровая технология Проблемное обучение Технология развития критического мышления |
Педтехнологии развивающего обучения | Технология полного усвоения Технология развивающего обучения |
Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса | Групповые технологии, например: естественного обучения Педагогика сотрудничества |
ИКТ | Применение ЦОР и ЭОР |
За время своей работы в школе я применяла и применяю различные технологии обучения и пришла к выводу: «Обучиться чему-то можно только делая это» (Джон Дьюи). Среди них меня заинтересовали технология развития критического мышления и технология естественного обучения, и их применение на уроках математики. Они позволяют мне реализовать деятельностный подход в работе с мотивированными учениками на уроках математики.
Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.
3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
С помощью методической литературы (Н.Н. Суртаева. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве» и Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически, изучив множество приёмов этой технологии выделила несколько, которые применяю на своих уроках.
Приёмы ТРКМ:
В настоящее время учащиеся получают огромное количество информации из самых разных источников, поэтому учителя вынуждены иначе строить урок. Например, в конце урока я говорю о том, что будет изучаться на следующем уроке, и рекомендую ребятам дома прочитать об этом в учебнике, помечая важность каких-то частей текста, на что необходимо обратить внимание. Учащиеся постепенно привыкают к такой системе. Каждый такой урок начинается с попыток самостоятельно разобраться в новом материале под руководством учителя. А для правильного чтения можно научить приему «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение даже для слабых учащихся превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
А прием «Представление информации в кластерах» использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы по изучаемому материалу вокруг основного слова (тема урока).
Так же применяю прием “Верю-не верю”
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы. Или при систематизации знаний по изученной теме. Так же при подготовке к ОГЭ, т.к. в вариантах есть задание, где необходимо выбрать верные утверждения.
Как пример в 7 классе, на уроке геометрии:
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1.Через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. | |
2. Если две прямые имеют общую точку, то они пересекаются. | |
3. Лучи, ограничивающие угол, называют его сторонами. | |
4. Два угла называются смежными, если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого. | |
5. Точка, делящая отрезок пополам, называется серединой отрезка. | |
6. При пересечении двух прямых образовались четыре угла, равные между собой. | |
7. Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется лучом |
«Вставь пропущенное слово».
Предлагаю текст с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока. Так же эффективнее запоминаются формулировки определений, свойств и теорем. Такие тексты есть в печатных тетрадях по математике для 5 и 6 классов.
Составление синквейна.
Правила написания синквейна.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Как пример в 8 классе, на уроке геометрии:
Прямоугольник.
Важный, прямой.
Решать, доказывать, находить.
Имеет равные диагонали, углы.
Параллелограмм.
Или в 9 классе, на уроке алгебры:
Парабола,
Красивая, симметричная,
Строить, исследовать, находить.
График квадратичной функции.
Полезная!
Работа по составлению синквейна на элементе урока в 5 классе по изучению темы «Прямоугольный параллелепипед»…
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность воспользоваться приоритетным; не объем информации, а умения получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Поэтому включение элементов технологии развития критического мышления в урок дает возможность личностного роста, так как вся работа на уроке обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности. Считаю, что применение ТРКМ на уроках математики позволяет научить школьников: организации своей деятельности; душевности и чуткости; ощущению свободы и счастья бытия; самореализации, сохранения ценностей; пониманию себя и пониманию других; умению мыслить; формированию и отстаиванию своей точки зрения; партнерские отношения; умению сотрудничать; гибкости мышления; умению слушать; мобильности; способности оценивать свои действия; рефлексии.
Технология естественного обучения – способ организации учебной деятельности, который основан на общении как естественном средстве обучения. Общение – процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором идет обмен информацией, опытом, результатом деятельности.
В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ревин и др.). Своё название технология получила потому, что способ организации учебной деятельности при её использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причём общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. Дидактическое назначение технологии – изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также на повторение и обобщение.
Использование технологии покажу на примере проведения занятий элективного курса «Избранные вопросы математики» в 9 классе.
Уроки обобщения знаний по теме: «Уравнения и системы уравнений» (6 уроков).
Этапы работы над темой:
- Информационный ввод учащихся в тему в виде обобщающей лекции по теме «Уравнения и системы уравнений». (Можно это сделать в виде комментирования опорного конспекта-кластера, схемы. Эту функцию также может выполнить компьютер) (2 ч.).
- Работа по предложенным дидактическим карточкам трёх видов. При этом создаются условия для парного, естественного и опосредованного общения.
- Выполнение практической работы.
- Выход на индивидуальный итоговый контроль.
- Индивидуальное осмысление (рефлексия) результатов.
Пример, карточки № 1 из дидактического материала для обобщающего урока по теме: «Уравнения и системы уравнений».
К 1-А
1. Проверьте, насколько верно вы усвоили следующие понятия:
| 2. Проверьте, знаете ли вы алгоритм решения линейных уравнений. 3. Решите уравнения: а) 4х=5; б) 4х+5=3; в) 2-3(х+2)=5-2х; г) Если вы всё усвоили, то выходите на контроль к учителю. |
К 1-Б
1. Проверьте, насколько хорошо вы усвоили следующие понятия:
| 2. Проверьте, знаете ли вы алгоритм решения: - полного квадратного уравнения; - приведённого квадратного уравнения; - неполных квадратных уравнений; - уравнения вида . 3. Расскажите решение уравнений: а) ; б) ; в) ; г) Если вы всё усвоили, то выходите на контроль к учителю. |
К 1 В
1. Проверьте, насколько хорошо вы усвоили следующие понятия:
2. Проверьте, знаете ли вы алгоритмы решения систем уравнений: - способ подстановки; - способ сложения; - графический способ. | 3. Расскажите решение систем уравнений: а) Способом подстановки: б) Способом сложения: в) Графическим способом: Если вы всё усвоили, то выходите на контроль к учителю. |
Технологию естественного обучения можно применить и на уроке изучения нового материала, его закрепления и контроля. Тема: «Определение числовой функции. Область определения, область значений функции»
Алгоритмы действий учащихся
Урок 1
1. Изучи §, стр. (Учебник. Алгебра 9 класс) и найди ответы на следующие вопросы:
- Что такое функция?
- Как обозначают функцию?
- Что такое аргумент?
- Какой смысл имеет математический термин «функция» в реальной жизни?
- Что называют областью определения функции и как её обозначают?
- Что называют областью значений функции и как её обозначают?
- Что называют графиком функции?
2. Сверь свои ответы с ответами товарища. Если возникли вопросы, обратись за помощью к учителю.
3. Запиши ответы в тетрадь.
4. Выучи ответы на вопросы.
5. Выйди на контроль к учителю. Учитель в бланк учёта ставит «зачёт»/ «незачёт».
Урок 2
1. Работа в парах: друг другу ответьте на вопросы 1-7 из урока 1. Оцените работу по предложенным критериям. Оценку внесите в бланк контроля.
Критерии:
7 верных ответов – оценка «5»
5-6 верных ответов – оценка «4»
4 верных ответа – оценка «3»
Менее 4 верных ответов – оценка «2». На следующем уроке на контроль к учителю.
2. Рассмотри самостоятельно по учебнику пример 1 (стр. ) и оформи его решение в тетради по образцу, предложенному учителем.
3. Если возникли вопросы, то задай их учителю.
4. Пользуясь образцом, решить задания из задачника: №
5. Сверь ответы: карточка № 1.
6. Заполни таблицу на карточке и сдай её учителю.
Урок № 2.
Ф.И. учащегося __________________________________
Знал | |
Узнал | |
Умею | |
Возникли вопросы | |
Хочу узнать |
Урок 3
- Работа в группе по 4 человека.
- Задайте друг другу вопросы 1-7 из урока 1.
- Рассмотрите пример учебника и обсудите его.
- Если возникли вопросы, попытайтесь разрешить их в группе. При необходимости задайте вопросы учителю.
- Оформите решение примера в тетради.
- Сравните ваши записи с записями, предложенными учителем. При необходимости задайте вопросы учителю и проведите коррекцию своих записей.
- Реши задания из задачника: №
- Сверь ответы: карточка № 2.
- Заполни таблицу на карточке и сдай её учителю.
Ф.И. учащегося __________________________________
Знал | |
Узнал | |
Умею | |
Возникли вопросы | |
Хочу узнать |
5. Сдай тетрадь на проверку учителю.
Урок 4
Урок консультация
Цель: закрепление и коррекция знаний.
- Устная работа.
2. Прочитай задания карточки № 3 .
3. Задай вопросы.
4. Реши предложенные задания. Если появились вопросы, то задай их учителю.
1. Найдите область определения функции:
а) ; б) у=; в) у=; г) у=
2. Дана функция y=f(x), где
а) Вычислите: f(-3); f(-1); f(0);f(4).
б) Постройте график функции.
в) Найдите D(f) и E(f).
5. Самопроверка по образцу.
6. Заполни таблицу на карточке и сдай её учителю.
Ф.И. учащегося __________________________________
Умею | |
Возникли вопросы | |
Готов к контролю | Да/Нет |
* Учащиеся, которые отметили, что не готовы к контролю знаний приглашаются на дополнительное занятие.
Урок 5
Самостоятельная работа
Цель: контроль знаний.
К – 4 1 вариант 1. Найдите область определения функции: а) ; б) у=; в) у=; г) у= 2. Дана функция y=f(x), где а) Вычислите: f(-2); f(1); f(0); f(3). б) Постройте график функции. в) Найдите D(f) и E(f). | К – 4 2 вариант 1. Найдите область определения функции: а) ; б) у=; в) у=; г) у= 2. Дана функция y=f(x), где а) Вычислите: f(-4); f(-1); f(0); f(4). б) Постройте график функции. в) Найдите D(f) и E(f). |
Итак, данная технология позволяет мне организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперёд в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося. Более подробно технология естественного обучения описана в монографии Н.Н. Суртаевой [1].
Применение новых педагогических технологий при реализации деятельностного подхода позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что это способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Список использованной литературы
- Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.
- Фотина И.В. Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения. – Волгоград, 2011.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва, 1989
- Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003. http://www.twirpx.com/file/358006/
- http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технологии критического мышления через чтение и письмо
- http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЦОР в системе уроков музыки, как условие повышения качества образования"
Качество образовательного процесса во многом зависит от профессионализма учителя, владения и использования современных эффективных образовательных технологий. Современный урок невозможен без использов...
Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования».
Выступление на педсовете по теме: «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии, как условие повышения качества образования»....
Организация повторения при подготовке школьников к ЕГЭ по математике как условие повышения качества образования.
Выступление на ШМО...
Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования
Статья по теме: "Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования"....
Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...
Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)
Эффективность урока математики как условие повышения качества образования...