Масштаб
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Разработка урока изучения нового материала по теме "Масштаб" в 6 классе по математике по учебнику Н.Я.Виенкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_mateatike_6_klass_masshtab.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Горяева Зоя Эрднигоряевна, учитель математики МКОУ «Камышовская ООШ»

Конспект урока в 6 классе  «Масштаб»

Тип урока.   Урок изучения нового.

Цели:

Предметные:

  • формирование понятия масштаба и его применении на практике;
  • формировать навык применения пропорции к решению практических задач.

Метапредметные

  • формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах.  

Личностные:

  • формирование умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
  • формирование   математической грамотности
  • способствовать воспитанию любви к своему селу, области, Родине.

 Оборудование: раздаточный материал для проведения практической работы (карта Астраханской области, Лиманского района), линейка, нитка, лист самооценки.

Оформление доски: – «слова А.Н. Крылова

«Теория без практики мертва или бесплодна,

Практика без теории невозможна

Для теории нужны знания, для практики,

сверх всего того, и умения.»  

Ход урока

 I. Мотивация к учебной деятельности

Проверяется подготовленность классного помещения и готовность обучающихся к уроку, наличие принадлежностей для работы на уроке, заранее на столы раскладывает раздаточный материал.

Учитель: Приветствуем друг друга.

 II. Актуализация знаний обучающихся

Учитель: У вас на столах лежит лист самооценки. Свою работу вам нужно оценить. Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятиями «Отношения» и «Пропорции». Вспомним основные понятия. (фронтальный опрос) 

1)  Что такое отношение двух чисел? (отношение двух чисел – это их частное)

2) Что показывает отношение двух чисел? (какую часть составляет одно число от другого или во сколько раз одно число больше другого).

3) Как иначе записать отношение 1:100 и что оно показывает? (; оно показывает, что одно число в 100 раз меньше другого или что первое число составляетчасть второго)

4) Что показывает отношение 1000:1? (показывает, что одно число больше другого в 1000 раз)

5) Я решила задачу: Расстояние от Лимана до Камышово 50 км, а расстояние от кончика носа до уха 5 см. Найти отношение этих величин. Я получила ответ . Верно ли я решила задачу? (нет, надо перевести длину в одинаковые единицы измерения, 50 км =5000000 см, 1000000:1)

III. Определение темы урока

Учитель: как вы думаете, где в жизни мы применяем понятие отношений?

У каждого из вас на парте лежат карты Астраханской области и Лиманского района. Посмотрите на эти карты и скажите, чем они отличаются?

Дети: здесь указывают разные отношения 2000000:1 и 500: 1.

Учитель: как эти отношения называются в географии?

Дети: масштаб.

Учитель: сегодня мы поговорим о масштабах карт, запишите тему урока «Масштаб».

Учитель: а вы на уроках географии научились пользоваться масштабом?  И какие решали задачи?

Дети: Да, находили расстояния на местности или, наоборот, зная расстояние на местности находили расстояние на карте. 

Учитель: сегодня мы будем решать такие же задачи, но с помощью пропорций.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником. Найдите ответы на вопросы.

Что называют масштабом карты?

Чему равен масштаб чертежа, если на нём детали увеличены в 5 раз? Уменьшены в 50 раз?

Отвечают на вопросы.

2. Практическая работа № 820

Определите по карте (рис36) расстояние от опушке леса(точка А) до точки пересечения дороги с рекой. Масштаб карты 1: 100000.

Как вы будете выполнять работу.

Дети: алгоритм выполнения работы?

  1. сначала измерим линейкой расстояние от А до пересечения дороги с рекой в см.
  2. умножим полученный результат на 100000 и переведем в км.

Ученики выполняют работу.

3. Решение задач с помощью пропорции

№ 825. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?

Краткая запись

На марте     3,6 см _____________ на местности 72 км

На карте   12,6 см ______________на местности х км

Пропорция   = ,  х = ,  х = 252 км

V. Первичное закрепление изученного

  1.Практическая работа.

  1. Используя карту Астраханской области найдите расстояние от с Камышово до с Икряное. (Ответ: 57 км )
  2. Используя карту Лиманского района найдите расстояние от с Камышово до с Проточное. (Ответ: ≈ 25 км)

2. Решите задачу с помощью пропорции

Расстояние между городами 280 км. Найдите длину отрезка, соединяющего эти города на карте, выполненной в масштабе 1: 4 000 000.

На доске высвечиваются результаты практической работы и решение задачи. Учащиеся оценивают свою работу и заполняют листы самооценки.

VI. Запись Д/З  п. 23, № 840,844,846(1)

VII. Рефлексия.

Я предлагаю вам закончить предложения:

•        Я знаю, что масштаб – это ….

•        я научился…

•        у меня получилось …

•        теперь я могу…

Как вы считаете, мы достигли целей урока? Тема масштаб применима в жизни?

Спасибо за урок!

Литература.

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С., - Математика: учебник для общеобразовательных учреждений , М.Мнемозина,2013.
  2. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. 6 класс- 2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2014. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и математике "Масштаб"

Преподаватели:   учитель географии Михаленко Елена Валентиновна          (1 квалификационная категория), учитель математики Кузнецова Ирина Алекс...

Урок в 6 классе по теме «Масштаб».

Предлагаю один из вариантов раскрытия темы "Масштаб" в курсе математики 6-го класса. В ходе урока используется исторический материал, групповая и индивидуальная форма работы, ребята выполняют те...

Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок о теме "Масштаб" 6 класс

Цели:        1.Организовать деятельность учащихся для закрепления понятия           «масштаб», решение задач с помощью про...

интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"

Презентация интегрированного урока урока по математике и географии по теме "Масштаб" в 6 классе - рассматривается: основные виды масштаба и их применение на уроке математики и географии...

Урок географии в 6 классе "Масштаб. Виды масштаба"

На данном уроке даётся понятие слова масштаб. Знакомство с видами масштаба. Под контролем учителя дети решают задачи используя масштаб....

Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба

Тема: Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштабаЦель: создание условий для формирования пред...