Технология модульного обучения
учебно-методический материал по математике (8 класс) на тему

Шустров Валерий Фёдорович

Технология модульного обучения даёт возможность решить многие проблемы на уроке: организация самостоятельного учения, дифференциация и индивидуализация обучения, развитие интереса и самостоятельности, активизация познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Семлёвская общеобразовательная средняя школа № 2

Вяземского района Смоленской области

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Подготовил

учитель математики

Шустров Валерий Фёдорович

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одной из актуальных задач образования является повышение качества обучения. Решение этой проблемы невозможно без применения современных педагогических технологий. В своей работе я использую технологию модульного обучения. Эта технология дает возможность решить многие проблемы, с которыми педагоги сталкиваются на уроках:

  • организация самостоятельного учения,
  • дифференциация и индивидуализация обучения,
  • развитие интеллекта, самостоятельности,
  • формирование умений и навыков самоуправления,
  • активизация познавательной деятельности обучающихся.

При использовании технологии модульного обучения существенно меняется роль учителя, который

  • становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе,
  • осуществляет мотивационное управление учением каждого обучающегося, оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха,
  • демонстрирует полное доверие ученику, веру в его возможности.

Основные правила, которыми пользуется преподаватель, работающий по этой технологии следующие:

  1. Содержание учебного материала представлено в самостоятельных, законченных комплексах с краткими конспектами теоретического материала, заданиями для самостоятельной работы и методическими рекомендациями к их выполнению.
  2. Обучающиеся большую часть учебного времени работают самостоятельно; учатся работать с учебной литературой, деловому общению; учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.
  3. Преподаватель общается с учениками посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет, подбадривает.
  4. В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное.
  5. После завершения работы по каждому микромодулю проводится проверочная самостоятельная работа, оценки выставляются в журнал. По окончании изучения модуля темы проводится выходной контроль в виде письменной контрольной работы, выставляется оценка. На основании оценок за проверочные самостоятельные работы и оценки за контрольную работу ставится оценка за тему.

 Изучение каждого модуля, который соответствует определенной теме учебной программы, начинается с сообщения темы, объема учебного материала и системы контроля. Каждый ученик получает лист контроля темы, в котором указаны критерии выставления оценок:

- оценка «3» - выполнены все задания со знаком  (уровень обязательной подготовки);

- оценка «4» - дополнительно к предыдущим заданиям правильно выполнена большая часть задания со знаком     (типовые задания, решение которых состоит из нескольких действий);

- оценка «5» - в дополнение к предыдущим заданиям правильно выполнена большая часть задания со знаком * («нестандартные» задачи, требующие логических рассуждений).

Планирование уроков соответствует структурированию деятельности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль. Обычно изучение одного микромодуля (см. приложение 1) рассчитано на три урока (3 занятия).

Занятие 1.  Соответствует первому этапу учебной деятельности – восприятию, осмыслению, запоминанию. Тип урока – изучение и усвоение новых знаний, формирование умений, навыков. Организационный этап занятия начинается с сообщения темы и целей, мотивации учебной деятельности и установок на воспроизведение, осмысление, запоминание материала.

Каждая последующая тема обычно вытекает из предыдущей, поэтому один из важнейших этапов урока – актуализация опорных знаний и способов познавательных действий. Это объективное условие прочного запоминания и осознанного усвоения знаний.

Актуализация плавно переходит в следующий этап – формирование новых понятий и способов действий. Используя готовые конспекты, мультимедийный комплекс, таблицы и плакаты преподаватель излагает новый материал. Студенты в этот момент не делают никаких записей, они слушают, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы. Активизация познавательной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, задаваемых обучающимися.

После краткой лекции учебный материал записывается в конспект: на каждом столе имеется конспект лекции. При записи конспекта происходит первичное усвоение новых понятий.

Следующий этап учебной деятельности соответствует осмыслению, запоминанию и применению полученной информации. На этом этапе все работают по зачетным листам: выполняют задания обучающей самостоятельной работы. При выполнении обучающей самостоятельной работы можно использовать учебник, рекомендации к выполнению заданий, имеющиеся в зачетном листе, обсуждать решение с соседом по парте, задавать вопросы преподавателю. Такая организация учебной деятельности способствует созданию «ситуации успеха» - каждый решает на уровне, который доступен, каждый реализует свои возможности. Данный этап урока полностью зависит от содержания  заданий самостоятельной работы: они не должны быть однообразными, каждое последующее должно опираться на предыдущее. Проверка обучающей самостоятельной работы проводится по готовым решениям: ученик получает решение и сверяет свои записи. При этом каждый заполняет лист контроля. На основании этих листов преподаватель делает выводы об усвоении учебного материала и учитывает их при проведении второго занятия по этому микромодулю.

 Подведение итога занятия проводится методом беседы по ключевым вопросам темы. Домашнее задание – материал, записанный в конспекте, изучить по учебнику, выполнить упражнения диагностической самостоятельной работы в объеме, сделанных на занятии.

Занятие 2. Продолжается второй этап учебной деятельности – применение и обобщение. Основные этапы этого занятия:

  1. Организационный.

  Сообщается тема, цели, план работы.

  1. Проверка по готовым решениям диагностической самостоятельной работы

(ДС) и заполнение листов контроля.

Преподаватель при этом выборочно просматривает домашнее задание (ДС), проверяет наличие его у каждого. По окончании проверки преподаватель объясняет решение заданий, вызвавших затруднения.

  1. Выполнение заданий обучающей самостоятельной работы (ОС).

Учащиеся продолжают выполнять работу, начатую на предыдущем занятии. Форма организации такая же, как на предыдущем занятии.

  1. Проверка обучающей самостоятельной работы по готовым решениям, заполнение листов контроля и самооценка.
  2. Задание на дом.

 Выполнить оставшуюся часть диагностической самостоятельной работы.

  1. Итог занятия подводится по оценкам, выставленным в листах

  контроля.

Занятие 3. Соответствует этапу систематизации и контроля знаний. После организационного этапа урока ученики по готовому решению сверяют выполненное домашнее задание и выставляют себе оценку за диагностическую самостоятельную работу. Итоговый контроль по микромодулю проводится с помощью проверочной самостоятельной работы, составленной в четырех вариантах. Итоги работы сообщаются на следующем занятии.

         Работа над модулем темы завершается «нестандартным» уроком, который проводится перед контрольной работой. Цель такого занятия – повторение и систематизация знаний по изученной теме. Примеры таких занятий: дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?», урок-КВН, дидактическая игра «Восхождение на пик производной» и другие.

Подводя итоги работы по технологии модульного обучения можно сделать вывод: результаты положительные. Сравнительный анализ результатов работы по технологии модульного обучения подтверждает ее эффективность по сравнению с традиционным обучением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гульчевская В.Г. Технологии развивающего обучения. -Ростов н/Д,1998.
  2. Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии в профильном и предпрофильном обучении : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования, 2005. – 100 с.
  3. Олейникова О.М. Модульные технологии: проектирование и разработки образовательных программ: учебное пособие, 2010.- 256с.
  4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: 2007.- 256 с.
  5. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 .

6.

Приложение 1

                              Лист контроля _____________________        

                                                        Фамилия, имя учащегося

             

Зачетный лист 1

Зачетный лист 2

Зачетный лист 3

№ задания

О.С.

Д.С.

№ задания

О.С.

Д.С.

№ задания

О.С.

Д.С.

1

    1

1

2

  2

2

3

  3

3

4

  4

4

5

  5*

5

6

 6

6

7

 7

7*

8

  8

8

9

  9

9

      10*

10*

      10

11*

11

11*

12*

12

12

13

13

13

14*

14*

14*

15*

15

15*

16

16

16

17*

17

18

18

19

19*

20

20*

Итого

Выполнено

Итого

Выполнено

Итого

Выполнено

 9

 10

 6

 5

 6

*   6

*

*

*   5

*

*

*   4

*

*

Оценка

Оценка

Оценка

                                                       



Предварительный просмотр:

А-8          Тема урока «Сумма и разность рациональных дробей»

(Модульное обучение)

Цель урока:

  1. в результате овладения содержанием всех модулей обучающиеся должны уметь складывать и вычитать рациональные дроби с одинаковыми знаменателями, сокращать дроби, выполнять преобразования суммы и разности дробей с противоположными знаменателями, находить общий знаменатель дробей, раскладывать знаменатель каждой дроби на множители, находить дополнительные множители, преобразовывать сумму или разность целого выражения и дроби, применять формулы сокращённого умножения, выработать навыки самоконтроля;
  2. обучающиеся должны научиться применять свои знания для тождественных преобразований рациональных выражений, доказательства тождеств, нахождения значений выражений, представления в виде суммы или разности целого выражения и дроби.

М0

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

- знать основные определения по теме «Рациональные дроби», «Сокращение дробей», «Сумма и разность дробей», правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями;

- уметь творчески применять полученные знания в новых условиях, подходить к решению задач с разных сторон;

- систематизировать полученные знания, наработать навыки.

Цель М1: проверить усвоение правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми и противоположными знаменателями.

М1 Входной контроль

Задание. Выполните действия:

Вариант 1

а)   б)  в)  

г)   д)

Вариант 2

а)   б)  в)  

г)   д)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неверный – о баллов. Подсчитайте сумму набранных баллов и запишите её в тетрадь. Если вы получили 5 баллов, то вы можете приступать к выполнению М3. Если вы получили менее 5 баллов, то приступаете к М2 .

Цель М2: актуализировать знания по изученной теме.

М2

Задание. Повторите правила

1. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: Чтобы сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть их числители, а знаменатель оставить тем же.

Пример 1.

Пример 2. (Решите самостоятельно) 

2. Сложение дробей с противоположными знаменателями:

Чтобы сложить дроби с противоположными знаменателями, нужно

1) изменить знаки в знаменателе одной из дробей и перед дробью;

2) применить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.

Пример 1.  

Пример 2. (Решите самостоятельно).  .

3. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями:

а) Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно перемножить знаменатели этих дробей, но это не всегда эффективно. Обычно поступают так: за общий знаменатель принимают одночлен, в котором коэффициент равен наименьшему общему кратному коэффициентов знаменателей дробей, а каждая переменная взята с наибольшим показателем, с которым она входит в знаменатели дробей.

Пример 1.

б) Чтобы найти общий знаменатель, нужно разложить знаменатель каждой дроби на множители

Пример 2.

Алгоритм

1. Разложить знаменатель каждой дроби на множители.

2. Найти общий знаменатель дробей.

3. Найти дополнительные множители для каждой дроби.

4. Найти сумму или разность дробей с одинаковыми знаменателями.

в) Преобразование рационального выражения, которое является суммой или разностью целого выражения и дроби, сводится к преобразованию суммы и разности дробей. Для этого надо представить целое выражение в виде дроби со знаменателем 1 и выполнить вычитание или сложение дробей.

Пример 3.

Задание. (Решите в тетради).  Выполните действия:  

а) ;    б)    в)

Подсчитайте количество баллов, набранных за М2. Приступайте к  М3.

Цель М3: формирование умения находить сумму или разность дробей с разными знаменателями, нахождение общего знаменателя.

М3

Задание. Выполните сложение и вычитание дробей:

Вариант 1

Вариант 2

а)  б)  в)

а)   б)      в)

Возьмите у учителя карточку, сверьте свои ответы с ответами на карточке и поставьте в тетрадь количество набранных баллов за М3. Приступайте к М4.

Цель М4: обобщить и систематизировать знания по теме «Сумма и разность дробей с разными знаменателями».

Задание 1. Выполните действия:

Вариант 1

Вариант 2

а)  б)  в)

а)   б)      в)

Решения запишите на листочке и сдайте на проверку учителю.

Задание 2. Упростите выражения:

Вариант 1

Вариант 2

а)  б)  в)

а)   б)      в)

Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте его работу, проставьте количество набранных баллов. Подсчитайте количество набранных баллов за все задания М1 –М4. Если вы набрали 11 -14 баллов, то приступайте к выполнению М5.

Цель М5: формирование умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

М5

Задание 1. Вернитесь к М2, прочитайте правила.

 Попробуйте решить следующие примеры в тетради.

 Выполните сложение и вычитание дробей:

а)   б)   в)   г)

Сравните свои ответы с ответами учителя.

Задание 2. Разберите решение следующего примера. Если что-либо непонятно, поднимите руку и спросите учителя.

Упростите выражение

Решение.

Сначала разложим на множители знаменатель третьей дроби, применив формулу сокращённого умножения: 1 - а2 = (1 - а)(1 + а).

Получим:

Найдём наименьший общий знаменатель для трёх дробей: (1 – а)(1 + а). Найдём дополнительные множители для каждой дроби:

Выполним преобразование в числителе, применяя формулы (а

Вынесем общий множитель в числителе за скобки, применим формулу сокращённого умножения в знаменателе и сократим дробь. Окончательно получим:

Задание 3. (Решите в тетради). Представьте в виде дроби:

Сравните свой ответ с ответом учителя.

ЗАПОМНИТЕ! При выполнении тождественных преобразований рациональных выражений полезно соблюдать следующий порядок.

АЛГОРИТМ

  1. Разложить знаменатель каждой дроби на множители (если это возможно).
  2. Найти наименьший общий знаменатель для данных дробей.
  3. Найти дополнительные множители для каждой дроби (если это необходимо)
  4. Упростить числитель.
  5. Сократить дробь (если это возможно).

Разберите решение следующей задачи, обратите внимание, что в ней используется скорость по течению и против течения.

Задание 4. Две речные пристани А и В расположены на расстоянии s км друг от друга. Между ними курсирует катер, скорость которого в стоячей воде равна v км/ч. Сколько времени t (в часах) потребуется катеру на путь от А до В и обратно, если скорость течения реки равна 5 км/ч? Найдите t при s = 50, v = 25.

Решение.

Найдем время, затраченное катером на путь из А в В (по течению):  и на путь из В в А (против течения):  тогда время, затраченное на путь туда и обратно, будет

t =  + . Упростим:  

Если s = 50, v = 25, то 4 ч 10 мин.

Ответ: ; 4 ч 10 мин.

Задание 5. Решите задачу:

Туристы прошли s км по шоссе со скоростью v км/ч и вдвое больший путь по просёлочной дороге. Сколько времени t (в часах) затратили туристы, если известно, что по просёлочной дороге они шли со скоростью на 2 км/ч меньшей, чем по шоссе? Найдите t, если s = 10, v = 6.

Цель М6: применение полученных знаний при решении сложных задач.

М6

Задание 1. Разберите решение примера:

Решение.

=

=

=

=.

ЗАМЕЧАНИЕ. Обратите внимание на то, что здесь используется способ группировки в знаменателе, сокращение дробей, затем дроби сочетаются так, чтобы было возможно упрощение разности дробей с одинаковыми знаменателями.

Задание 2. Решите задачи, обсуждая решение с соседом.

а) Упростите выражение

Если возникли трудности при решении, то поднимите руку и возьмите у учителя подсказку. Если снова возникнут трудности, то возьмите следующую подсказку.

Решение запишите в тетрадь.

б) Докажите тождество

Если возникли трудности, получите подсказку учителя. Решение запишите в тетрадь.

в) В результате преобразования дроби  были получены три ответа:

1)   2)   3)

Все ли ответы верны?

Цель М7: проверить уровень достижения целей, заявленных в начале урока.

М7

  1. Выполните сложение и вычитание дробей:

Вариант 1

Вариант 2

а)  б)  в)

а)   б)      в)

  1. Представьте в виде дроби:

Вариант 1

Вариант 2

а)          б)  

а)   б)      

  1. Преобразуйте в дробь выражение:

Вариант 1

Вариант 2

              

                 

 

Задание на дом.

Представьте в виде суммы и разности целого выражения  дроби:

а)                    б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ

Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую - результаты внедрения МО в работу педагога, разработку про...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...