Математика и стихосложение
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ "Гимназия "Дмитров""
"День открытых дверей"
Открытый урок по математике в 6 "Б" классе
«Математика и стихосложение. Проектная деятельность на уроке»
5 марта 2016 год
Учитель: Сергеева Ирина Анатольевна
ЦЕЛИ УРОКА:
Учебные:
Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение. Показать учащимся значимость математического проекта "Математика и стихосложение", подготовленный ученицей 6 "Б" класса Енюшкиной Вероникой. Увидеть как математические понятия помогают изучить литературные понятия: стихотворные размеры ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Увидеть как двоичная система счисления помогает увидеть стихотворный ритм на графике. Повторить понятие степени и разложения чисел на разрядные слагаемые. Вспомнить построение графиков зависимостей. Создать свои мини-проекты, объединить их и создать сборник "Математика и стихосложение".
Воспитательные:
Обучение навыкам: планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, работы в группах. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Развитие умения оценивать свои способности, свое положение в паре, умение контактировать с товарищами.
Воспитывать чувства ответственности и сопереживания.
Способствовать воспитанию умения работать в команде; умения критически относиться к мнению одноклассников.
Развивающие:
Развивать у учащихся умение находить нужную справочную литературу, самостоятельно добывать знания, учить самодиагностике.
Учить формированию ключевых понятий изучаемой темы.
Развитие исследовательских навыков. Развитие умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты.
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
- Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Повысить мотивацию учащихся к изучению предмета математика. Учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с помощью проектной деятельности учащихся
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте дорогие дети и уважаемые родители! Сегодня вы присутствуете на необычном уроке. Эпиграфом к нему послужат строчки из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Наш урок будет тесно связан с литературой. Литературные понятия ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест - стихотворные размеры является для понимания учащимися непростым делом. Сегодня мы с помощью математических методов сможем с ними разобраться. На графиках мы сможем наблюдать различия пульсации у стихотворений различных авторов. А в конце урока составим сборник рекомендаций, который поможет учащимся изучать эти понятия на уроках литературы.
С этой темой на школьной конференции выступила Вероника Енюшкина и заняла 3 место. Предоставим ей слово.
2. Выступление Енюшкиной Вероники
3.Групповая работа в парах
А теперь мы приступаем к созданию сборника. Вы получили его будущие странички. Но они не заполнены. Приступая к определенной работе необходимо составит план действий:
1) Прочитать стихотворение и тот стихотворный размер, в котором оно написано
-Ямб 01
-Хорей 10
-Дактиль 100
-Амфибрахий 010
-Анапест 001
2) Разбить на слоги и поставить ударения. Ударный слог обозначить 1, а безударный 0.
3)Записать число из 1 и 0 в двоичной системе счисления
4) Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную
5) Построить график зависимости: на оси абсцисс отложить номер строки, на оси ординат - число в десятичной системе счисления и увидеть пульсацию стихотворения
Справочник
0 1 0 1 0 1 0 1 0 | ||
Вы-со-кой страс-ти не и-ме-я 010101010 = 0∙28+1∙27+0∙26+1∙25+0∙24+1∙23+0∙22+1∙21+0∙20=128+32+8+2=170
|
4.Получение сборника
Вложить листы в файлы и подшить в папку. Групповая работа позволила за урок получить замечательное учебное пособие, авторами которого являетесь вы сами.
5. Рефлексия
- Какие литературные и математические понятия использовались на уроке
-Что я узнал на уроке нового
- Была ли полезна математика при изучении литературных понятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Основные размеры стихосложения"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
"Поэтическая мастерская" (обучение стихосложению)
Презентация "Поэтическая мастерская" поможет школьникам вспомнить основы стихосложения....
Зачет по стихосложению 6 класс
Данный материал позволяет проверить у учащихся умение определять стихотворные размеры и типы рифм в представленных стихотворных отрывках. Материал подобран из поэтической антологии по истории ру...
Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.
Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное...
5 класс. Литература. Работа с сопоставительными таблицами. Тема:"Стихосложение"
Проверочная работа по литературе в 5-м классе займет немного времени, проверит знания учащихся по анализу лирических произведений....
Системы стихосложения
Презентация к занятию элективного курса по литературе "Введение в литературоведение"....
Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка
Урок литературы для 8 класса (УМК под ред. М.Б. Ладыгина)...