Моделирование уроков в рамках ФГОС
учебно-методический материал по математике на тему

Моделирование уроков в рамках ФГОС

Для моделирования учебных занятий в рамках ФГОС необходимо знать принципы построения урока, его структуру и особенности некоторых его этапов:

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

 2. Актуализация знаний.

 Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом.   Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

      3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

       4. «Открытие нового знания»

Цель: новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_urokov_v_ramkah_fgos.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование уроков в рамках ФГОС

Для моделирования учебных занятий в рамках ФГОС необходимо знать принципы построения урока, его структуру и особенности некоторых его этапов:

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

 2. Актуализация знаний.

 Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом.   Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

      3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

       4. «Открытие нового знания»

Цель: новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.

       5. Первичное закрепление.

  Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

       6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

      7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

       8. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

       В качестве примера приведу фрагменты нескольких уроков.

   Теорема Виета. (8 класс). В начале урока учащимся предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и найти сумму и произведение его корней. В результате выполнения нескольких уравнений приходим к формулировке данной теоремы.

   На уроке геометрии в 10 классе, изучая правильные многогранники, учащиеся составляют таблицы, в которые заносят число элементов (грани, вершины, ребра) для каждого Платоновского тела. Анализируя таблицы самостоятельно «выводят» формулу Эйлера.

           При изучении темы «Возрастание и убывание функции» в 11 классе учащиеся строят графики функций и их производных. Анализируя эти графики самостоятельно делают вывод, как при помощи производной можно находить промежутки монотонности функции.

      На уроке «Решение логарифмических неравенств» дети самостоятельно решают логарифмическое неравенство, получают различные ответы. В свободном режиме идет обсуждение, кто прав, делаем вывод, что при решении логарифмических неравенств важным шагом является определение вида монотонности функции.

      В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

          Для реализации учебного содержания и формирования образовательных результатов учащихся на уроках математики в старших классах я использую технологию критического мышления, которая хорошо вписывается в системно-деятельный подход организации урока.

      Данная технология носит универсальный характер, применима к любому предмету и этапу обучения, позволяет научить школьников не просто находить информацию в различных источниках, но и применять полученные знания на практике, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. Знания и опыт, полученные в рамках этой технологии, становятся значимыми и актуальными для каждого ребенка, способствуют личностному росту и

развитию учащихся.

         В своей практике я часто использую прием составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.   Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

     Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом, при этом роль учителя координирующая.

    Методика «Конструктор задач» Б.Блума (Л.С.Илюшина) предполагает возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения по критерию таксономии познавательных целей Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобра-зите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предло-жите новый (иной) вариант…

36.Ранжи-руйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппи-руйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяю-щий…

23.Проанали-

зируйте

струк-

туру… с точки зрения…

30.Разрабо-тайте план,

позволяю-щий (пре-

пятствую-

щий)…

37.Опреде-лите, какое

из реше-ний является оптималь-ным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисун-

ка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризу-ющих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяю-щий…

38.Оцени-те значи-мость…

для...

4.Расположите в определён-

ном

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классифика-цию… на основании…

32.Приду-майте игру, которая…

39.Определите возмож-

ные кри-

терии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Проком-ментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработай-те) эксперимент, подтвержда-ющий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предло-жите новую

(свою)

классифика-цию…

40.Выска-жите кри-

тические

суждения

о…

Данная методика позволяет работать в рамках нескольких технологий: развитие критического мышления, дифференциация, технология группового обучения, проблемное обучение, кейс-технология. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day"

Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day ""...

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Конструирование урока в рамках ФГОС II поколения

    Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Современный урок в рамках ФГОС  призван фор...

Календарно-тематическое планирование 3 класс – 68 уроков.В рамках ФГОС с УУД.

Календарно-тематическое планирование 3 класс – 68 уроков. №п/пДата№ урокаТема урокаЭлементы содержанияЛексико-грамматический материалПланируемые...

Самоонализ урока в рамках ФГОС

Самоонализ поможет учителю проанализировать урок в рамках ФГОС...

Самоонализ урока в рамках ФГОС

Самоонализ поможет учителю проанализировать урок в рамках ФГОС...

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....