Преодоление неуспеваемости учащихся
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лукьянова Светлана Леонидовна

Преодоление неуспеваемости учащихся – одна из самых сложных задач для каждого учителя. Данная статья содержит способы, формы и приемы работы, которые помогут преодоления неуспеваемость учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_neuspevaemosti_uchashchihsya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление неуспеваемости учащихся

        Преодоление неуспеваемости учащихся – одна из самых сложных задач для каждого учителя. Не секрет, что мы обучаем разных детей, среди которых есть способные, очень способные и, к сожалению, дети, у которых крайне низкий уровень способностей. Каждого ребёнка надо научить. Вот, например, дети, обладающие очень короткой памятью, а, как известно, «память – кладовая ума».

Такой ребёнок сидит на уроке, слушает учителя, выполняет упражнение по образцу, всё понимает, и всё у него получается, но, как только он выходит из класса, практически всё забывает. Такой ребёнок, как показывает практика, не может написать контрольную работу на «3» при всём желании учителя. Контрольную работу надо написать за 40 минут, показав знания не по одной, а по нескольким темам. Это вызывает большие затруднения. Практически в каждом классе найдутся такие дети. Чтобы не дать «увязнуть» в двойках таким детям, а дать им возможность получать более высокие отметки, я планирую некоторые свои уроки следующим образом: после обсуждения и разбора нового материала на доске, предоставления образца решения, буквально за 5 – 7 минут до окончания урока, как говорится, по горячим следам, предлагаю детям небольшую самостоятельную работу, состоящую из трех заданий. Выполнение одного задания на отметку «3», выполнение двух заданий на - «4», а трёх на - «5». Дети охотно выполняют такую работу, получают отметки в соответствии с количеством правильно выполненных заданий. Сравнительно часто я провожу подобные работы, которые позволяют детям успешно применить полученные знания на уроке и заработать хорошую отметку.

        Есть дети, которым легче даётся заучивание какого-либо правила, определения, формулировки теоремы и т. п., чем решение примеров и задач. Такой ребёнок тоже скорее всего не сможет решить контрольную работу даже на «3». Начиная решать, он обязательно сделает ошибку и т. д. Чтобы улучшить успеваемость таких детей, я даю им возможность выйти и напомнить теоретический материал прошлого урока. Т. е. урок обязательно начинается с повторения пройденного материала. И дети знают, что можно, выучив правило, закон, теорему, придумав примеры для их применения, выйти, выступить перед классом и за это получить отметку. Таким образом, дети, которым легче даётся заучивание теоретического материала, имеют возможность успешно проявить себя и получить хорошую отметку.

        Встречаются дети, которые любят делать презентации на компьютере. Им я предоставляю возможность самостоятельно разобраться в материале и подготовить презентацию по новой теме. Дети с удовольствием это выполняют и получают хорошую отметку.

        Но есть, к сожалению, такие дети, которые не смогут и правило выучить, и самостоятельную работу решить, даже по образцу. Таким детям нужно личное общение. Нужна помощь при решении самых элементарных заданий. Думая прежде всего о таких детях, я назначаю время для дополнительных занятий – консультаций. Объявляю в начале учебного года, что в назначенные дни можно прийти и решить все свои проблемы по предмету, если они есть. Я приглашаю детей, которые не справились с проверочной, контрольной работой по пройденной теме, для того, чтобы, разобрав его ошибки, помочь ребёнку выполнить работу на отметку «3». Если я вижу, что проблем накопилось слишком много, то обращаюсь к ученикам, которые хорошо учатся, с просьбой помочь научить «отстающего» ученика. Дети, как правило, охотно откликаются на такие просьбы.

        Кроме всего перечисленного, хочется добавить, что я в своей работе стараюсь вызвать интерес к предмету, применяя для этого самые разнообразные формы работы: решение занимательных заданий, математические диктанты, «соревнования» (кто быстрее правильно решит), проблемные ситуации, задачи на жизненном материале, исторические факты, презентации по темам и т. д.

К примеру, 9 класс, алгебра, тема «Прогрессии», знаменитая задача о шахматной доске. Прочитав начало, остановлюсь и спрошу: «А как вы думаете, сколько зерна пришлось отдать в награду?». Или задача о том, как человек лошадь покупал. Прочитаю условие, остановлюсь и задам вопрос: «А как вы думаете, за сколько рублей он купил лошадь? Проторговался или нет?». Сколько различных предположений, догадок! Начинают думать, искать решения, даже те дети, которые, как правило, не проявляют интереса к предмету. Или предлагаю ситуацию: ученик заходит в класс и идёт от двери к столу учителя, делая шаги соответственно 1 метр, ½ метра, ¼ метра, 1/8 метра и т. д. После этого задаю вопрос: «Дойдёшь ли ты до моего стола, если будешь идти бесконечно долго?». Сколько споров вызывает эта простейшая задача!

        Изучая тему «Площадь», читаю рассказ Л. Н. Толстого, «Много ли человеку земли нужно». Прочитав, обсуждаем, где и как здесь можно было применить знание геометрии. Таких примеров можно привести очень много.

        Рассматривая любую тему, даже, казалось бы, сухую, состоящую из одних формул, я всё время задаю себе вопрос: «А чем я заинтересую учеников?». Задаю вопрос и ищу на него ответ, потому что считаю, что «самое главное – привить вкус и любовь к науке», как сказал Монтень.

        Хочется добавить, что никакие наши ухищрения, никакие старания не претворятся в жизнь, если не будет хорошего сотрудничества с классным руководителем. Именно классный руководитель помогает установить контакт, настраивает ребят на необходимость дополнительных занятий.

        Таким образом, мы все работаем над одними задачами, и каждый из нас находит свои пути, методы, средства для их решения. Хорошо, если мы при этом помогаем друг другу. Только в этом случае можно решить проблему преодоления неуспеваемости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?  В чем в...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Эффективное обучение иностранным языкам, а значит и преодоление неуспеваемости в этой области, приобрело на сегодняшний день особую актуальность. Неуспевающий по предмету "иностранный язык" ученик не ...

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся...

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся...

"Методические рекомендации для учителей физики по преодолению неуспеваемости учащихся",

В этой статье я рассказываю , как работаю со слабоуспевающими детьми....

обучение по преодолению неуспеваемости учащихся

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости учащихся...