Программы
рабочая программа по математике на тему

Бабикова Ирина Федоровна

Программы по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2016-2017_rabochie_programmy_babikova.zip472.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

РАССМОТРЕНО

на заседании  

МО учителей математики, физики

и информатики

Протокол № __________

от «__»____________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Е.В. Костылева

Приказ № __________

от «____»_________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Работа с тестовыми заданиями»

7 «А»  класс

Учитель: Бабикова Ирина Федоровна

 

с. Мужи

2016 год

Пояснительная записка

В связи с тем, что в настоящее время распространено проведение государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и государственного экзамена по математике в форме ЕГЭ, учащихся следует готовить к ним тщательно и подойти к подготовке очень ответственно. Учащиеся должны быть хорошо подготовлены к выполнению самих заданий. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении выбора в 7 классе, нацеленного именно на подготовку учащихся к экзамену.

Задания подготовлены двух уровней:

1 уровень (уровень «знание») содержит задания, позволяющие проверить, насколько учащиеся могут повторить новую информацию, показать умение пользоваться алгоритмами, решение задач.

2 уровень («понимание» и «применение») содержит задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять знания, логически мыслить.

Задания 1 уровня – это обязательный уровень, ориентирован на оценку «3».

Задания 2 уровня – это уровень, ориентированный на оценку «4», «5».

Общая характеристика курса

Данная программа курса «Работа с тестовыми заданиями0», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Основная цель занятий: 

- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

Задачи занятий:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;
  • провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем;
  • получить надежную основу для анализа результатов обучения на каждом этапе;
  • выявить трудности в знаниях каждого ученика;
  • возможность роста знаний учащихся, следовательно, стремление и желание хорошо учиться.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

Формы проведения занятий: урок – практикум. Планируется организация разных форм деятельности учащихся: индивидуальной, групповой, коллективной.

Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания. Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Занятия по математике (выбор) 7 класса входят в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 7 классе отводится 17 часов – 0,5 часа в неделю. Данный курс проводится в урочное время, стоит в школьном расписании как урок.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса по выбору

Личностными результатами изучения курса «Работа с тестовыми заданиями» являются следующие качества:

 независимость и критичность мышления;

 воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

система заданий;

 представленная в явном виде организация материала по принципу минимакса;

 использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно- деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему

учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

– понимая позицию другого человека,  различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «Работа с тестовыми заданиями» являются следующие умения:

Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения  знание о:

  • натуральных, целых, рациональных, иррациональных, действительных числах;
  • степени с натуральными показателями и их свойствах;
  • одночленах и правилах действий с ними;
  • многочленах и правилах действий с ними;
  • формулах сокращённого умножения;
  • тождествах; методах доказательства тождеств;
  • линейных уравнениях с одной неизвестной и методах их решения;
  • системах двух линейных уравнений с двумя неизвестными и методах их решения.
  • Выполнять действия с одночленами и многочленами;
  • узнавать в выражениях формулы сокращённого умножения и применять их;
  • раскладывать многочлены на множители;
  • выполнять тождественные преобразования целых алгебраических выражений;
  • доказывать простейшие тождества;
  • находить число сочетаний и число размещений;
  • решать линейные уравнения с одной неизвестной;
  • решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки и методом алгебраического сложения;
  • решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений и систем;
  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
  • создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.  

Содержание тем учебного курса

Функции

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Степень с натуральным показателем

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Многочлены

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Формулы сокращенного умножения

Формулы (а + b)2 = а2 ± 2аb + b2,  (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 + аb + b2) = а3 ±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Системы линейных уравнений

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Требования к уровню подготовки

         В результате изучения курса учащиеся научатся:

  • преобразовывать алгебраические выражения, решать уравнения с одной переменной;
  • находить область определения функции, строить графики прямой пропорциональности и линейной функции;
  • выполнять действия над степенями с натуральными показателями;
  • выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов, раскладывать многочлены на множители;
  • применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители;
  • уметь  решать системы линейных уравнений с двумя переменными и применять их при решении текстовых задач.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса:

Оснащение процесса обучения математике обеспечивается печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В комплект печатных пособий включены таблицы по математике, в которых  представлены правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, ориентированные на систему дистанционного обучения либо имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов Стандарта. Эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля). Инструментальная среда предоставляет возможность построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций, проведения числовых и вероятностно-статистических экспериментов.

Минимальный набор учебного оборудования включает:

  1. Печатные пособия
  • -таблицы по математике для 7 классов;

2.Информационные средства

  • -электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
  • -инструментальная среда по математике.

3.Экранно- звуковые пособия

-видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.

4.Технические средства обучения

  • -компьютер;
  • -мультимедиапроектор;
  • -интерактивная доска.

5.Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

  • Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. С.А. Теляковского, - М.: Просвещение, 2010г
  • Контрольно- измерительные материалы: Алгебра 7 класс к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. (м.: Просвещение)  Москва «ВАКО» 2011год. Составитель: Л.И.Мартышова.
  • Звавич Л.И., Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. – М.: Просвещение, 2008
  • Зив.Б.Г., Мейлер В.М. . Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2009
  • Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7-9 классы. Москва «Просвещение» 2008

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Дата по плану

Дата по факту

1

Свойства действий над числами

Выполняют операции со знаками и символами. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют сообщать конкретное содержание в письменной и устной форме

6.09

2

Уравнения с одной переменной

Структурируют знания. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют слушать и слышать друг друга

20.9

3

Функции и их графики. Линейная функция

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Оценивают достигнутый результат

Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи

4.10

4

Степень и ее свойства

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

18.10

5

Одночлены

Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

8.11

6

Функция у = х2, у = х3

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

22.11

7

Сумма и разность многочленов

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.12

8

Произведение одночлена и многочлена

Строят логические цепи рассуждений

Сличают свой способ действия с эталоном

Умеют слушать и слышать друг друга

20.12

9

Произведение многочленов

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют операции со знаками и символами

Составляют план и последовательность действий

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

17.01

10

Квадрат суммы и разности

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Сличают свой способ действия с эталоном

Учатся брать на себя инициативу в организации совместного действия

31.01

11

Разность квадратов

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Сличают свой способ действия с эталоном

Учатся брать на себя инициативу в организации совместного действия

14.02

12

Сумма и разность кубов

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

28.02

13

Преобразование целых выражений

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

14.03

14

Линейные уравнения с двумя переменными

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

11.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...