Использование икт на уроках математики
статья по математике на тему
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.
В своей статье я рассказываю как я это пременяю на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_oblastnoy_konferentsii_2.doc | 471.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование икт на уроках математики
Учитель математики МКОУ «Липковской средней школы № 3» Васильева Светлана Григорьевна
«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».
Д.А. Медведев
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.
Внедрение ИКТ на уроках математики создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Переход к информационно-коммуникационным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложен и требует решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Естественно необходима материально техническая база и умение ей управлять.
Школа, в которой я работаю, средняя общеобразовательная, в 2008 году стала победителем в получении Президентского гранта, что позволило приобрести мобильный класс, проектор, интерактивную доску.
В настоящее время в школе 2 компьютерных класса,
- в одном 7 стационарных компьютеров, находящихся в сети и имеющих доступ в Интернет;
- другой мобильный, состоящий из 15 ноутбуков, объединенных в сеть, и тоже имеет доступ в Интернет
Школьники до 2011-2012 учебного года изучали информатику, начиная со 2 класса. Тем самым на сегодняшний день все учащиеся 3-11 классов владеют компьютерными технологиями в зависимости от возраста и способностей. С 2002 года я помимо математики преподавала информатику во 2 – 11 классах, поэтому мне знакома программа по информатике, а кабинет математики совмещен с кабинетом по информатике.
Программа по информатике под редакцией С. Н. Тур и Т.П. Бокучава для начальной школы имеет тесную связь со многими предметами, в том числе и математикой. Уже во втором классе дети знакомятся с симметричными фигурами, системами счисления, системой координат на прямой и на плоскости, рассматривают алгоритмы решения задач. Компьютерную поддержку этой программы я использую в практике работы в 5-6 классах при изучении вышеперечисленных тем в математике. Математику в 5-6 и алгебру в 7-9 классах учащиеся изучают по учебникам под редакцией Дорофеев.
Еще Готфрид Лейбниц в XVII в., видя, как много вычислений приходится делать его другу астроному Христиану Гюйгенсу, заметил: «Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину». В программе по математике заложены темы, при изучении которых необходимо использовать МК. Везде в этих случаях я предлагаю применять компьютер. Всем известно, даже школьникам, что среди стандартных программ есть Калькулятор, простой и инженерный, который можно использовать для вычислений. Я их знакомлю с новым аппаратом для вычисления – программу Microsoft Excel. Дети быстро находят преимущество последней. При использовании калькулятора, если мы не достигли желаемого результата, нужно все вычисления повторить, а при использовании Excel, можно найти и исправить ошибку в набранном примере. Возможность копировать, ускоряет процесс вычислений. На вопрос: «Где бы вы помимо математики использовать полученные навыки?», ребята, как правило, говорят: на физике, химии. А в 9 классе они убеждаются в преимуществе работы в Excel при изучении темы: «Решение треугольников»
Всем учителям математики известно, что учащиеся испытывают трудности при решении примеров на все действия. Например, при изучении темы: «Действия с натуральными числами» учащиеся допускают ошибки при выборе порядка действий в примерах на вычисление, и поэтому я предлагаю им следующие задания:
- В каком из примеров указан правильный порядок действий.
- Вычислите.
- выполнить проверку в программе Excl
Если ваши ответы не совпадают, найдите ошибку.
Я считаю, эту программу на столько многогранной с практической точки зрения и пытаюсь убедить в этом своих учеников. Вот еще несколько примеров использования данной программы при изучении математики:
В 5 и 6 классах учащиеся изучают темы «Диаграммы». Цель:
- сформировать умения анализировать информацию, представленную в диаграмме
- умение строить диаграммы
- умение производить опрос и по данным опроса строить таблицы и диаграммы.
Я предлагаю детям по готовым таблицам построить диаграммы в Excl. Моя задача показать существование аппарата, позволяющего быстро, качественно и наглядно обрабатывать большой объем информации.
При изучении темы «Статистические данные» учащимся нужно провести опрос по предлагаемой теме (темы носят практический характер, например: об отношении учащихся к выполнению домашней работы или о вреде курения). Результаты опроса дети заносят в таблицу и ним строят диаграмму и делают соответствующие выводы.
В 7 – 9 классах знакомлю школьников с возможностями компьютера по обработке статистических данных: среднее арифметическое, медиана, и т.д.
Компьютер - отличный помощник в изучении таких тем, как «Квадратичная функция», «Графическое решение систем уравнений, неравенств» и т. д. Используя специальные программы, можно строить графики различных функций, исследовать их, легко определять координаты точек пересечения, вычислять площади замкнутых фигур, находить производную, интеграл... На уроке алгебры в 9 классе, посвящённом преобразованию графиков, (растяжения, сжатия, переносы координатных осей) можно увидеть лишь застывший результат построения, а на экране монитора прослеживается вся динамика последовательных действий учителя и ученика. Компьютерный чертёж помогает найти число решений уравнений с модулем, с параметром.
В практике своей работы я использую лишь программу Excel. Другие программные продукты можно использовать на ПК с более мощной памятью.
При изучении тем: «Графики функций» учащиеся самостоятельно могут проследить, как изменяется график функции при изменении знака у первого коэффициент (а) или свободного члена,
Умение работать в Excel и знание её возможностей помогает выпускникам в их дальнейшей учебе не только по математике, но и по другим дисциплинам, где необходимо обрабатывать данные.
Возможности Excel не ограничиваются созданием расчетных таблиц и сложных графиков. Excel обладает мощными встроенными функциями с возможностью составлять свои собственные и комбинировать уже имеющиеся функции.
Сколько трудностей приходится испытывать учителю математики для того, чтобы убедить учеников в том, что касательная к графику функции в точке касания практически сливается с графиком функции. На компьютере этот факт продемонстрировать очень просто - достаточно сузить интервал по оси Ох и обнаружить, что в очень маленькой окрестности точки касания график функции и касательная совпадают. Все эти действия происходят на глазах у учеников. Потом уже можно продолжить дискуссию, придумать вопросы и задачи, но толчок к активным размышлениям на уроке поможет сделать компьютер. Использование компьютера возможно как в ходе объяснения нового материала на уроке, так и на этапе контроля за качеством усвоения материала
Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики, но и учителя-предметники, имеющие начальные знания по Excel. Правда таких тестов у меня не очень много, так как на это нужно время. В арсенале есть тесты со свободным ответом (когда не дается варианты ответа) и с выборочным ответом (когда предлагаются варианты ответов, из которых надо выбирать правильный).Эти тесты я использую на уроках. Составление тестов можно поручать ученикам в качестве творческого домашнего задания. Ведь у каждого учителя достаточно тестов в бумажном варианте.
Пример теста с выбором ответа
Интерактивные тесты можно создавать в программе PowerPoint. Ниже приведен пример такого теста по теме: «Производная». Его можно дать в качестве обучающего теста. При неверном ответе учащиеся имеют возможность воспользоваться подсказкой и получить правильный ответ
Ежегодно я преподаю математику в 9 и 11 классах, и моя задача не только научить детей, но и помочь им подготовиться к экзаменам. Вот уже третий год как школа заключила договор на проведение диагностических и тренировочных работ на основе реальных заданий ЕГЭ в системе «Стад Град»; это позволяет учащимся проверить свои знания и уровень готовности сдачи ЕГЭ по математике. Кроме того на сайте mathege.ru выпускники проходят тестирование части B в режиме on-line и могут решать любые задания из открытого банка по различным категориям. Это позволило улучшить результаты выпускников с 36 баллов до 50 в 2011 году.
Для выпускников 9 классов также существует возможность тренироваться на сайте mathgia.ru где для учащихся 9 классов представлен банк заданий по математике.
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.
На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков. К сожалению я на своих уроках этого применить в настоящее время не имею возможности, так как в школе один проектор и он ежедневно используется на уроках у первоклассников.
Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которую я широко внедряю в практику своей работы. Ежегодно учащиеся по желанию выбирают одну из предложенных им тем. Все эти работы выполняются учащимися под девизом «Дорогу осилит ведущий». Наиболее интересны проекты по темам: «Комбинаторика», «Проценты в окружающем нас мире», «Производная и её применение». Практикую такие проекты: «К ЕГЭ шаг за шагом» и другие.
Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики
Презентация педагогического проекта...
Использование ИКТ на уроках математики с целью мотивации учащихся и повышения качества знаний.
В классе есть только один компьютер и проектор.Как сделать урок интересным? Как сэкономить время на уроке для решения более сложных заданий и своё личное время при подготовке к уроку? Делюсь опытом....
О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...
Использование ИКТ на уроках математики
Мое выступление на педагогических чтениях районного уровня....
Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"
В работе представлена программа самообразования на три года....
Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1
Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...