Современный урок в свете внедрения ФГОС ООО
учебно-методический материал по математике (7 класс) по теме

Кузнецова Наталия Алексеевна

Современный урок в свете внедрения ФГОС ООО. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Современный урок в свете внедрения ФГОС ООО. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС ООО.

 Подготовила

учитель  математики 

  Кузнецова Н.А

 В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Джон Дьюи  писал  «Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»   

         Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но  урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.  Какие бы новации не вводились, только на уроке  встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.   Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е.  имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции.»              В.А. Сухомлинский  (Слайд)

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

         Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, у школьников развиваются   умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС ООО?  

Современный урок   (слайд)

  • Развитие школьников в процессе обучения
  • Активная деятельность детей: работают все и работает каждый
  • Проблемность: маленькое открытие каждый день
  • Диалог: учет разных мнений, вариативность
  • Творчество учителя и творчество детей
  • Интерес детей к учению, их желание учиться
  • Освоение детьми способов действий
  • Самостоятельность учащихся
  • Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам
  • Четкость целей и ориентация на достижение результатов
  • Связь с жизнью, решение практических задач
  • Воспитание личности

Одним из ключевых понятий ФГОС стало конструирование урока.  Конструктор урока содержит этапы и виды учебной деятельности ученика, способы его деятельности (универсальные учебные действия), при овладении которыми наши ученики становятся самостоятельными в процессе познания, социализированными и успешными в обществе.

Учебная деятельность -  самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Рассмотрим современную структуру урока в рамках ФГОС  ООО (слайд)

        Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

- учебная задача;

- учебные действия;

- действия самоконтроля и самооценки.

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм  (Как?).

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).

Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).

Технологический процесс подготовки урока современного типа по- прежнему строится на известных каждому учителю этапах ( определение целей и задач урока, отбор содержания учебного материала, методов и приемов обучения, определение способов контроля и оценивания учащихся). Меняется в первую очередь  сам характер взаимодействия учителя и ученика. Учитель выступает организатором продуктивной познавательной деятельности школьников, учащиеся активно включаются в образовательный процесс: ставят цели своей деятельности, планируют, осуществляют ее и оценивают результативность. Поэтому так высок на фгосовском уроке процент самостоятельной работы учащихся с обязательной последующей самопроверкой и коррекцией.

Структурные элементы урока.(Слайд)

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

 в контексте требований ФГОС

Образовательные задачи  учебного занятия

Возможные методы

и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

 фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Приветствие.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, графические диктанты, заполни пропуски, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (В начале урока даётся проблема, решение которой будет возможно при работе над новым материалом  )

Этап усвоения новых знаний и способов действий

- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

- Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

- Работа с определением

- Использование обыденных аналогий

-Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение.

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые задания из учебника, самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы. Учебные ситуации, «пересечение тем»

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты,  на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты и т.п.

Существуют различные варианты типологий уроков в соответствии с ФГОС:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок закрепления знаний, умений и навыков.
  3. Повторительно-обобщающий урок.
  4. Комбинированный урок.
  5. Урок анализа письменных работ
  6. Контрольные уроки и т.д.

Содержание отдельных этапов урока при введении ФГОС особенно актуальны. (слайд)

Создание психологических условий для изучения нового материала

Мотивация

Создание проблемной ситуации или использование иных приемов. вызывающих интерес к учебной деятельности на уроке.

Повторение изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний

Актуализация

Подготовка мышления детей к изучению нового материала. Воспроизведение учебного содержания. Необходимого и достоверного для восприятия нового знания.

Подведение итогов урока

Рефлексия.

Фиксация изученного на уроке материала, определение его значимости, самооценка учебной деятельности

Любой урок, независимо от его типа, включает три обязательных этапа:

  • мотивационно - целевой (обеспечение появления у детей познавательного мотива. Вовлечение учащихся в самостоятельное целеполагание, определение учебных задач);
  • процессуальный (организация продуктивной познавательной деятельности учащихся, использование технологий развивающего, проблемного обучения, технологии активных форм и методов обучения. Организация работы в парах и группах, реализация дифференцированного подхода в обучении);
  • рефлексивно- оценочный (организация самостоятельной оценочной и коррекционной деятельности учащихся).

На этапе рефлексии целесообразно предложить учащимся осмыслить результативность своей учебной деятельности в связи с целями, которые учащиеся ставили ( вопросы : Какие цели вы ставили? Достигли ли вы этих целей? Что узнали? Чему научились?). Можно предложить отмечать знаком затруднения, которые испытывает учащийся. В конце урока каждый учащийся должен оценить результативность своей работы и обозначить результат цифрами, буквами или символами.

При подготовке урока важно определить цели урока. Именно цель определяет характер взаимодействия учителя и ученика.  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных ( принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных ( освоение способов деятельности,  навыков самоорганизации), предметных ( приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Дидактические требования к уроку: (слайд)

  • Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков.
  • Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
  • Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся.
  • Создание условий успешного учения.

 Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования  Федерального государственного образовательного стандарта?

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную  составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.    

Технологическая карта  (слайд)

-  новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся

Структура технологической карты: (слайд)

  • название темы;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Слайд

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку

2. Мотивация

Определение темы урока  

Создает проблемную ситуацию. Задает вопрос. который вызывает разные мнения

Выполняют задания. выявляют противоречие

3. Актуализация знаний

Задает вопросы для выяснения объема знаний. имеющихся у учащихся по данной теме

Вспоминают изученный ранее материал

4. Целеполагание

Формулирование целей урока

5. Открытие новых знаний.

Организует работу по поиску информации

Работают с учебниками и рабочими тетрадями

6.Закрепление

Повторение и закрепление учебного материала

 7.Рефлексия.

Предлагает назвать цели и тему. Выставляет и комментирует оценки

Оценка своей деятельности. успехи

8.Домашнее задание.

В результате работы по новым стандартам, я использовала разные технологические карты, которые были предложены учителями- предметниками в Интернете и пришла к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. Поэтому каждый учитель может использовать свою технологическую карту, удобную ему.

 В зависимости от типа урока по ФГОС  количество этапов конструирования урока можно менять.

Пример моей технологической карты ( слайд)

Создание технологической карты позволяет учителю:  (слайд)

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  •  определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  •  определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков.  Можно долго говорить  о том, каким должен быть урок.

         Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

               Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

                Дорога не запомнится.

               Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Обзор УМК по математике, продолжающих учебные программы "Школа России" и "Школа XXI век" на средней ступени обучения....

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...

Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"

Презентация "Современный урок в свете  внедрения ФГОС"...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Данная статья освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Материал содержит информацию, каким должен быть урок по ФГОС....

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Новая цель образования – воспитание,  социально-педагогическая поддержка и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина РФ.  Одним из ключевых понятий ...