Колмогоров А. Н. - великий математик
занимательные факты по математике по теме
Устный журнал из серии "Жизнь замечательных людей" посвящен 115-летию со дня рождения великого математика А.Н. Колмогорова. Материал представлен презентацией и текстовым сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolmogorov.pptx | 2 МБ |
kolmogorov.docx | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первое «открытие» пятилетнего Андрюши: 1 = 1 2 , 1 + 3 = 2 2 , 1 + 3 + 5 = 3 2 , 1 + 3 + 5 + 7 = 4 2 . . . и т.д.
« История потеряла гениального исследователя, математика навсегда приобрела его ». Академик В.Л. Янин 1920 г. – физико-математическое отделение Московского университета.
Лузин Николай Николаевич
19 лет – расходящийся ряд Фурье 26 лет – работа по Теории вероятности 28 лет - профессор МГУ 30 лет – директор Института механики МГУ 32 года - Степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации 35 лет - действительный член Академии Наук СССР
Мне хочется подчеркнуть законность и достоинства позиции математика, понимающего место и роль своей науки в развитии естественных наук, техники, да и всей человеческой культуры… Академик А.Н. Колмогоров
Задача: Сколько можно составить разных паркетов из правильных многоугольников? Ответ: 11 видов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
К презентации о А.Н. Колмогорове
Андрей Николаевич Колмогоров - один из крупнейших математиков ХХ века, который стал известен всему миру еще в юные годы, а его работы внесли неоценимый вклад в развитие науки. В 2003 году к столетию со дня рождения ученого Лондонский университет учредил Медаль Колмогорова.
Родился Андрей Николаевич в Тамбове 25 апреля 1903. Отец его Николай Матвеевич Катаев погиб в 1919 году во время деникинского наступления. Мать его – Мария Яковлевна Колмогорова умерла при родах, и все заботы о младенце взяла на себя ее родная сестра Вера Яковлевна.
Тётушка Андрея в своём доме организовала школу для детей разного возраста, где занимались по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников – рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея – придуманные им математические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. Правда, это была всего-навсего известная математическая закономерность
1 = 12,
1 + 3 = 22,
1 + 3 + 5 = 32,
1 + 3 + 5 + 7 = 42
и так далее, но ведь мальчик сам её подметил, без посторонней помощи!
Андрей уже в те годы обнаруживает замечательные математические способности. В 14 лет он самостоятельно по энциклопедии изучает высшую математику.
Но не сразу определяется будущая стезя. Одно время он мечтает стать лесничим. Также его увлекают и социология, и история. В первые студенческие годы Колмогоров серьезно занимается древнерусской историей. В 17 лет делает научный доклад о земельных отношениях в Новгороде, где приводит доказательство исторических фактов с использованием некоторых математических приемов. Позднее историк и академик В.Л.Янин скажет о нем: «История потеряла гениального исследователя, математика навсегда приобрела его».
В первые же месяцы учебы в Московском университете Андрей сдает экзамены за курс. А как студент второго курса он получает право на «стипендию»: шестнадцать килограммов хлеба и килограмм масла в месяц – это настоящее благополучие!
Практически сразу студент Колмогоров привлекает внимание профессора Николая Николаевича Лузина. По свидетельству современников, лекции Лузина были выдающимся явлением. У него было редкое чувство аудитории. На одной такой лекции Лузин обратился к студентам: «Давайте строить доказательство теоремы, исходя из следующего предположения…» — в аудитории поднялась рука Андрея Колмогорова: «Профессор, оно ошибочно». За вопросом «почему» последовал краткий ответ первокурсника. Довольный Лузин кивнул: «Что ж, приходите на кружок, доложите нам свои соображения более развёрнуто». А позднее профессор Лузин напишет своему ученику Колмогорову: «Вам дан высокий дух, и я хочу, чтобы Вы его силы берегли для вещей, которые под силу очень немногим...»
Летом 1922 года А. Н. Колмогоров строит ряд Фурье, расходящийся почти всюду. Эта работа принесла девятнадцатилетнему студенту мировую известность.
В 26 лет публикуется его работа об аналитических методах теории вероятности. Это был прорыв. Еще в глубокой древности великие мужи искали возможность предугадывать исход игры или возможность сделки, выявлять закономерность случайных процессов. Потом были Паскаль и Ферма, Эйнштейн и Гильберт и лишь Колмогоров связал теорию случайных процессов с математическим анализом, механикой и физикой и стал признанным во всем мире лидером этой науки.
В 28 лет Колмогоров становится профессором МГУ, в 30 лет – директором Института механики МГУ. В 32 года ему присваивается без защиты диссертации Степень доктора физико-математических наук. В 35 лет Колмогорова избирают сразу действительным членом (пропуская звание члена-корреспондента) Академии Наук СССР, членом Президиума Академии.
В короткие сроки Андрей Колмогоров стремительно достигает больших высот. И в этом ему помогают: трудолюбие и искренняя заинтересованность делом, целеустремленность. А еще мечта… Мечта создать идеальные условия для развития одаренных детей, кузницу будущих ученых.
(Видео о войне)
Тяжелый послевоенный период сменился для Колмогорова активным десятилетием 50-х. Решение знаменитой 13-й проблемы Гильберта, над которой бились несколько десятилетий лучшие математики планеты, сотни научных статей для Большой Советской Энциклопедии, создание журналов «Квант» и «Теория вероятности и ее применение», работа в области кибернетики, теории турбулентности и даже труды по теории стихосложения.
В 60-е годы Андрей Николаевич начинает заниматься делом своей жизни – воспитанием юношества. На самом высоком уровне он продвигает проект создания при университетах школ-интернатов для талантливых ребят из глубинки. В 1963 году создается московская Специализированная школа-интернат №18 физико-математического профиля, которая сейчас носит его имя.
В этой школе все необычно: не уроки, а лекции, практикумы, семинары, соревнования и походы, музыкальные и поэтические вечера и диспуты, все не из школьной программы. А преподаватели – студенты из университета, старше своих учеников всего на 5 лет. Атмосфера творчества, научного соперничества и свободы. Здесь предлагали не готовый набор знаний из единого учебника, а стимулировали мысль. И требовали даже не конкретного результата, а поиска пути к его достижению. Поиска необычного, нового, оригинального. Колмогоров любил давать ребятам задачки на сообразительность. Например: сколько на плоском полу можно составить разных паркетов из правильных многоугольников. Оказывается всего-то 11 видов. В 15-16 лет ребята писали свои первые научные работы.
Интересно, что к преподавателям этой школы, помимо математических знаний, выдвигались и отдельные требования: отличная физическая подготовка, любовь к классической музыке. Ведь круг жизненных интересов самого Андрея Николаевича не замыкался чистой математикой. Его увлекают и философия, и живопись, и литература, и музыка, он занимается альпинизмом, лыжным туризмом.
Когда одного из молодых коллег Колмогорова спросили, какие чувства он испытывает по отношению к своему учителю, тот ответил: «Паническое уважение… Знаете, Андрей Николаевич одаривает нас таким количеством своих блестящих идей, что их хватило бы на сотни прекрасных разработок».
Не случайно, на западе существовал устойчивый миф, что под именем Колмогорова на самом деле трудится целая группа советских ученых.
Колмогоров скончался 20 октября 1987 года в Москве возрасте 84 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по математике в 5 классе «Великие математики всех времен»
Цель: Познакомить уч-ся с биографией и открытиями великих математиков, показать связь математики с жизнью. Развить ло...
учительский проект "Юность великих математиков математиков"
материал будет полезен для учащихся 5 класса...
Урок математики. Великие математики древности и средневековья.
Урок закрепления по теме "Рациональные числа"....
Внеклассное мероприятие по математике "Кто хочет стать великим математиком? "
Интелектуальная игра...
Внеклассное мероприятие по математике "Великие математики "
Внеклассное мероприятие по математике Великие математикиЦель: - развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития.Задачи:·...
Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия».
Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия»....
Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия».
Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия»....