Элективный курс "Теория чисел" для учащихся 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс) по теме
Данный материал содержит программу и календарно-тематическое планирование элективного курса "Теория чисел" для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._teoriya_chisel.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Теория чисел» 9 класс
Пояснительная записка
Программа составлена на основе анализа содержания школьных олимпиад различных уровней, а также содержания рабочей программы по математике в средней школе и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
В связи со спецификой, элективный курс проводится в лекционно-семинарской форме.
Основными целями проведения данного элективного курса являются: расширение математических знаний учащихся, создание мотивации к углублённому изучению математики, знакомство их со всевозможными нестандартными приёмами решения задач повышенного уровня сложности и задачами, нестандартно сформулированными, знакомство с дополнительной математической литературой, знакомство с понятиями, не входящими в обязательный школьный курс математики.
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитию логического и пространственного мышления, творческих навыков. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков самостоятельного творческого решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.
Значительное место в данном элективном курсе уделяется самостоятельной математической и творческой деятельности учащихся: решению задач и примеров, проработке теоретического материала, чтению дополнительной литературы, знакомству с жизнью и научной деятельностью выдающихся математиков и т.д.
Программа является составной частью концепции эффективного обучения математике и предполагает ежегодную корректировку.
Принципы построения элективного курса
Программа элективного курса построена в соответствии с учётом специфических особенностей рабочей программы по математике в 9 классе.
Основными принципами построения программы являются: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей. Основным приоритетом является метод познания.
Основными видами занятий являются лекции-семинары.
Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, работа по заданным алгоритмам и составлению новых).
Цель практических занятий – освоение методов решения задач с помощью приобретённых теоретических знаний и нахождения оптимальных способов достижения конечной цели, разработка алгоритма решения отдельных нестандартных задач.
Цель решения нестандартных задач – интеллектуальное развитие учащихся, раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, формирование личности будущего специалиста.
Освоение содержания данного элективного курса осуществляется в процессе математической деятельности учащихся, которая предполагает использование приёмов и методов мышления: индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии.
Требования к математической подготовке учащихся
Углублённое изучение математики предусматривает, прежде всего, более высокий уровень владения материалом, что отражено в изложенных ниже общих требованиях.
Учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;
- правильно пользоваться математической терминологией и символикой;
- правильно проводить логические рассуждения, формулировать утверждение, обратное данному, его контрпозиции и отрицания, приводить примеры и контрпримеры;
- применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;
- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач;
- применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребительные эвристические приёмы.
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Содержание
1. Вводное занятие (2 часа)
Ознакомление со структурой курса. Исторические сведения (история возникновения и становление теории чисел, вклад учёных-математиков в развитие теории чисел). Проблемы в теории чисел (в частности, актуальные).
2. Теория делимости (12 часов)
Делимость: определение, свойства, примеры. Теорема о делении с остатком. Простые числа: определение и алгоритм отыскания (решето Эратосфена). Некоторые виды простых чисел (Мерсенна, Ферма). Понятие о псевдопростых числах. Основная теорема арифметики. Теорема о количестве делителей натурального числа. Понятие и примеры совершенных и дружественных числах. НОД и НОК нескольких чисел. Алгоритм Евклида. Тождество Безу. Взаимно простые числа. Функция Эйлера и её свойства.
3. Уравнения в целых числах (8 часов)
Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация.
4. Сравнения и вычеты (4 часа)
Определение сравнения. Признаки сравнимости. Свойства сравнений. Понятие и свойства классов вычетов. Системы вычетов: полная и приведённая.
5. Цепные дроби (4 часа)
Основные понятия и примеры. Свойства цепных дробей. Применение цепных дробей
6. Обзорные занятия (2 часа)
Выступления учащихся с докладами
Календарно-тематическое планирование
№ | Кален. | Наименование тем и их | Кол-во | Вид |
1. | 2.09.17 – 9.09.17 | Вводное занятие | 2 | |
Ознакомление со структурой курса. Исторические сведения (история возникновения и становление теории чисел, вклад учёных-математиков в развитие теории чисел). Проблемы в теории чисел (в частности, актуальные). | Лекция | |||
2. | 16.09.17 – 9.12.17 | Теория делимости | 12 | |
Делимость: определение, свойства, примеры. Теорема о делении с остатком. Простые числа: определение и алгоритм отыскания (решето Эратосфена). Некоторые виды простых чисел (Мерсенна, Ферма). Понятие о псевдопростых числах. Основная теорема арифметики. Теорема о количестве делителей натурального числа. Понятие и примеры совершенных и дружественных числах. НОД и НОК нескольких чисел. Алгоритм Евклида. Тождество Безу. Взаимно простые числа. Функция Эйлера и её свойства. | Лекция-семинар | |||
3. | 16.12.17 – 17.02.18 | Уравнения в целых числах | 8 | |
Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация. | Лекция-семинар | |||
4. | 24.02.18 – 17.03.18 | Сравнения и вычеты | 4 | |
Определение сравнения. Признаки сравнимости. Свойства сравнений. Понятие и свойства классов вычетов. Системы вычетов: полная и приведённая. | Лекция-семинар | |||
5. | 24.03.18 – 21.04.18 | Цепные дроби | 4 | |
Основные понятия и примеры. Свойства цепных дробей. Применение цепных дробей | Лекция-семинар | |||
6. | 28.04.18 – 5.05.18 | Обзорные занятия | 2 | |
Выступления учащихся с докладами по выбранным темам | Семинар |
Итого: 32 часа
Литература
1. Алфутова Н.Б. Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ –М.: МЦНМО, 2009 – 336 с.
2. Бухштаб А.А. Теория чисел –М.: Просвещение, 1966 – 384 с.
3. Виноградов И.М. Основы теории чисел –СПб.: Лань, 2004 – 176 с.
4. Воробьёв Н.Н. Признаки делимости –М.: Наука, 1974 – 80 с., илл.
5. Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах –М.: Наука, 1983 – 64 с., илл.
6. Калужнин Л.А. Основная теорема арифметики –М.: Наука, 1969 – 32 с., илл.
7. Оре О. Приглашение в теорию чисел –М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980 – 128 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)
Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"
Курс является элективным и предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"
Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»
Данный курс нацелен на углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...