Статья "Лайфхаки для молодого педагога"
статья по математике на тему

Лайфхаки для молодого педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл layfhaki_pravl.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Лайфхаки для молодого педагога.

 Лайфха́к (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы для экономии  времени. Это набор методик и приёмов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разных полезных советов и хитрых трюков.

Два года назад на муниципальном конкурсе «Учитель года» была номинация    «Учитель, которого ждут». При выходе из отпуска по уходу за ребенком, эти слова стали для меня своеобразным лозунгом. Они придавали мне уверенности и наполняли  вдохновением. Очень хотелось, чтобы дети ждали урок математики, ждали меня, своего учителя математики. (У меня был один шестой класс, т.е 5 часов в неделю, работающий по программе Зубарева и Мордкович. В начальной школе дети обучались по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). С первых уроков  я столкнулась с трудностями. Преодолевать их мне помогала систематическая работа с тьютором. Откуда появилась идея про тьютора?  Несколько лет назад на курсах я познакомилась с профессией «тьютор».  Это - особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н. (Википедия )

Вспоминв все, что знала о тьюторском сопровождении,  подумала: если тьютор может быть у обучающегося, то почему он не может быть у педагога?  Ведь тьюторство помогает найти человеку основания для выбора, определить свою стратегию движения, собрать свою систему образовательных мест и ситуаций, двигаться в пространстве становящихся норм, удержать недоопределённые ориентиры и составлять свой образовательный маршрут. Раз запрос был сделан,  я была уверена, что обязательно должен появиться и ответ. Моим тьютором стала  Тюмина Марина Владимировна, руководитель Пермского регионального отделения МТА, Федеральный эксперт МТА в области индивидуализации и тьюторства, тьютор. Работа с тьютором позволила мне   расставить приоритеты, создать карту ключевых событий  и следовать ей. Ресурсная карта помогла увидеть дополнительные ресурсы: социальные, антропологические и культурно-предметные. Я обсуждала с тьютором интересные техники, технологии, методы, которые  использовала на уроке. Обсуждение завершалось выходом на новые ресурсы -  встречи с интересными и полезными, на данном этапе для меня, людьми; новые книги и статьи.

Я много и долго размышляла о том, педагогами рождаются или становятся. Теперь я нашла ответ на свой вопрос.  Я надеюсь, что  использование моего опыта  поможет начинающим преподавателям встать на путь мастерства.  За небольшой промежуток времени, в практике, у меня появилось несколько лайфхаков , которыми я и хочу поделиться с вами.

В самый первый день, я провела образовательное событие «Супер класс - в супер школе», где одним из элементов была проектная задача. Проанализировав ОС сразу отметила, что дети не умеют работать с информацией, не видят ресурсов, не понимают смысл задачи. Поэтому в следующий раз, предлагая ребятам проектную задачу, начала разрабатывать задания, в которых ребята работают с текстом задачи. Знаю, что дети по-разному воспринимают информацию. Среди них есть аудиалы, визуалы, кинестетки. Есть дети со смешанным типом восприятия информации. Именно поэтому, продумывала задания так, чтобы они соответствовали каждому типу. Аудиалам предлагала составить план действий на основе прочитанной задачи. Визуалы рисовали задачу так, как они ее понимают. Кинестетики работали со смысловыми фрагментами задачи и раскладывали приготовленные мною (в конвертах) действия и результаты, составляли таблицу соответствия. В результате, я отметила, что ребята поняли смысл задачи. И благодаря этому, смогли ее решить. Поскольку это была проектная задача, то от глубины понимания зависел результат. Тема «Диаграммы» была проработана досконально, ребята отработали свои вычислительные навыки, а также увидели связь математики с другими предметами.

         Через месяц моей деятельности, отметила у детей еще одну проблему – слабые вычислительные навыки. Для решения данной проблемы стала использовать на устном счете «Тренажер». Детям раздавались карточки, в которых содержалось 20 заданий на отработку действий сложения и вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, десятичных дробей. Использовались положительные и отрицательные числа.  По итогам работы с «Тринажером» ребята в течение месяца записывали свои статистические данные. В таблицу заносилось количество правильно решенных заданий. Ребята видели свою положительную или отрицательную динамику, могли выделить те задания, в которых они допускают чаще всего ошибки. При проверке я использовала парную работу. Каждый проверял вычисления своего соседа, заносил данные в таблицу. Таким образом, шло обучение в процессе взаимопроверки. Именно благодаря этому, повысился уровень вычислительных навыков ребят, произошла положительная динамика результатов.

Когда пробовала организовывать работу в группе, тоже увидела трудности. Ребята привыкли работать самостоятельно и отвечать только за себя, т.е. отсутствовал навык взаимодействия, а также я увидела, что они  не умеют отстаивать свою точку зрения. «Проще согласиться с отличником, чем отстоять свою точку зрения».  С ребятами был проведен рефлексивный урок по работе в группе и распределению ролей. Исходила из того, что наиболее продуктивная группа из 5-ти человек, где каждый знает и выполняет свою функцию. По предложению ребят назвали следующие роли: капитан, таймер, оформитель, спикер, информатор. Мы совместно разобрали каждую из ролей. Ответили на вопросы: какие действия выполняет каждый в своей роли, каким должен быть человек, который берет на себя эту роль. У каждого была возможность выбрать для себя самую комфортную роль. Получилось, что из класса в 24 человека – 2 капитана, 3 информатора, 6 таймеров, 3 спикера. Остальные – оформители.  Такое распределение еще раз убедило меня в моих предположениях – нежелание быть ведущими, ответственными. Теперь ребятам было предложено разделиться так, чтобы в группе было предоставлено максимальное количество ролей. Появились группы без капитана, без таймера, без спикера. После полученного опыта, ребята сами выделили трудности, связанные с отсутствием той или иной роли. Произошла реорганизация групп, восстановление всех необходимых ролей для продуктивной работы. Не могу сказать, что после этого урока все стало идеально. Но тем, не менее, групповая работа стала более эффективной, осмысленной.

При выполнении проверочных и контрольных работ ребята не умели анализировать свои ошибки и переводить их в ресурс. После контрольной работы, как и все, провожу работу над ошибками. Отличием от традиционного  урока стал главный вопрос: как ошибку перевести в ресурс. Для этого каждый учащийся получил тетрадь одного из одноклассников. На доске было правильное решение контрольной работы (образец). Каждый сравнивал решение с образцом и выставлял отметку.  После формальной проверки, надо было ответить на вопросы, обсудить их с хозяином работы. Первый вопрос: как ты думаешь, почему ты допустил ошибку в этом задании. Далее: Что тебе нужно сделать, чтобы исправить эту ошибку. Кто тебе может в этом помочь? На основании обсуждения, учащийся составлял план действий по исправлению ошибки. Затем, ребята объединялись в группы и отмечали наиболее распространенные (типичные) ошибки и пути их исправления. Такая деятельность привела к тому, что ребята сами стали анализировать свои затруднения и искать способы их преодоления.

В мире информационных технологий столкнулась с еще одной проблемой – домашнее задание. Конечно, есть  ребята, которые сами выполняют его, но есть и те, кто списывает с ГДЗ, хотя само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, творчески подходить к процессу обучения и делать самостоятельный вывод. Для решения данной проблемы начала вводить мини-проектные задачи. Например, тема «Проценты».  Ребята дома составляют таблицу по семейному бюджету, отвечая на такие вопросы:

  1. Каков в среднем доход семьи?  
  2. На какие сферы расходов уходит больше денег?
  3. Пользуются ли семьи схемами расчёта семейного бюджета? 

Такое домашнее задание не спишешь, его необходимо сделать самостоятельно, привлекая к его выполнению членов семьи.

Еще одним открытием стала для меня технология «Перевернутый класс». В группе класса VK выкладываю видео с объяснением новой темы, обращаю внимание на то, что домашнее задание - только просмотреть видео и понять тему. Так же уточняю, что ребята могут использовать другие ресурсы интернета для ознакомления с данной темой. А на следующем уроке предлагаю ребятам отработать полученные знания с решением задач разного уровня. Готовлю задачи 3 уровней: низкий уровень – оценка «3», т.е базовые задания (10 задач), где ребята отвечают на вопросы по данной теме и пробуют решить задачи, которые объясняются в домашнем видео материале.  Средний уровень – оценка «4». Задач по данной теме на 3 меньше, а уровень чуть выше, чем предыдущий.  Высокий уровень – оценка «5», всего 4 задачи, но сложных. К моему удивлению, низкий уровень никто не выбрал, в основном брали средний уровень. Поняла, что  ребята оценивают себя, в основном, на оценку «4». Были и учащиеся, кто брал высокий уровень, а потом переходил на средний.  Были и такие моменты:  ребята решали задачи, но не тем методом, который был предложен в видео материале.  Объясняю это тем, что в начальной школе  РО вариативность к подходу решения задач приветствовалась.  Отметила, что не все ребята просмотрели видео, но, тем не менее, справились с заданием. Каким образом?  За счет объяснений соседа, что, в общем-то, тоже неплохо. Конечно, оценить результат использования  технологии на данном этапе я пока не могу, т.к. это должно быть в системе. Но даже первые результаты радуют!  

Конечно же, использую творческие задания: составить сказку, кроссворд, загадку и т.д. по изученной теме. Тем самым за полгода у меня собралось 4 папки с творческими заданиями детей. Не все выполняют это задание. Иногда бывают работы очень неаккуратные, видно, что ребенок делал это на перемене или впопыхах. Этот момент тоже обсуждается с ребятами, когда они обмениваются данными работами. Взаимообмен помогает ребятам учиться оценивать не только себя, но и работу другого. Прививает эстетический вкус, ребята видят свой творческий потенциал.

Больше всего меня волнует основная проблема сегодняшней образовательной системы:  школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас  тем, что не обращают внимания на внешнее долженствование. Часто ребята задают вопросы.  А для чего мне это? А где в жизни я смогу применить данный материал?  Как я могу использовать полученные знания в повседневной жизни? Стараюсь не пропускать такие вопросы, отвечать на них.  Кроме того, даю возможность поразмышлять самим над вопросами, самим найти ответы.   В связи с этим, приходиться изменять структуру урока. Прежде, на уроке сначала объяснялся материал, и только затем давалась задача. Сегодня я пробую наоборот: сначала даю ребенку задачу. Он сам ищет способ решения. Поиск этот может быть трудным и достаточно долгим. А нужная формула дается в конце занятия, как ответ на запрос детей. Например, тема «Пропорция».  Использовала частично-поисковый метод.  Ребята сами в группах выстраивают пропорцию в общем виде, при помощи карточек. С помощью наводящих вопросов подвожу учащихся к тому, что a и d крайние члены, b и c средние члены. Прошу проанализировать данные и сделать вывод. Наталкиваю детей на мысль, что в верной пропорции средние члены или крайние члены можно поменять местами и полученные пропорции тоже будут верны. А также создаю условия, чтобы учащиеся, работая в парах, попробовали найти неизвестный член пропорции используя основное свойство пропорции. Благодаря этому ребята учатся слушать не только себя, но и партнера, учатся анализировать свои действия, взаимодействуют друг с другом, составляют схемы  по изученному материалу, отрабатывают навыки устной речи, видят практическое применение  математики в жизни. И все это в целом,  меняет отношение к учебному процессу.

И вот мои ЛАЙФХАКИ:

  1. Планируйте результат.

Ожидаемый результат, это помощник для анализа и выявления трудностей. Прежде чем  что -то запланировать, пропишите,   какие результаты вы ожидаете.  А после проведения урока проанализируйте, достигли ли вы желаемого результата? Что помешало/ помогло достичь этого результата? Что взять взять на вооружении при дальнейшей работе? Кто или что мне может в этом помочь?

  1. Находите время для остановки.

В заполненных делами буднях мы редко глубоко анализируем свой опыт, внимательно прислушиваемся к чужому мнению, оцениваем, как результаты наших решений повлияют на будущее. На все это нужно время. Нам требуется научиться делать остановки. Но кто из нас может себе это позволить? Мы мало размышляем и тем самым, ограничиваем свой личностный рост. Поэтому нужно ввести в свою педагогическую деятельность остановки для анализа и рефлексии проделанных действий. Чтобы понять, а в нужном ли направлении происходит движение.

  1. Пробуйте новое. Действуйте.

Самый важный совет. Не бойтесь пробовать что-то новое. Даже если у вас не получится,  вы все равно приобретете определенный опыт. О своих удачах и неудачах вы сможете заявить, и я уверенна, что найдутся единомышленники, которые поддержат вас и помогут решить  проблему. Действуйте!

  1. Найдите единомышленников.

Найдите тех, кому хотелось бы рассказать, с кем хотелось бы пообсуждать свой опыт или свои задумки. Ищите тех,  кому ваша деятельность будет интересна. Для этого надо заявить о себе,  и дальше смотри п.3.

  1. Не пытайтесь объять необъятное.

Все обязательно получится. Решайте проблемы по мере их поступления. Например, захотели попробовать что-то новое на своем уроке  - действуйте. Спланировали результат, провели  урок ,  сделали остановку.  Выявили проблему и начинаем ее решать. Решили? Нашли единомышленников и обсудили с ними то, что получилось (или не получилось).  Ищем и находим выходы из данной ситуации. Двигаемся дальше…

 Все материал предложенный в данной статье опробован на моем классе, у вас же может получиться совсем другие результаты и другие выводы. Буду рада, если эти лайфхаки  будут вам полезны! 

Я люблю свою профессию. Люблю детей. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)

Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...

Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»

Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей  - историков республики...

От индивидуальности педагога – к личностным достижениям ученика. Взгляд молодого педагога.

Мне бы хотелось рассказать о том, как у меня всё начиналось.......

КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА», 29 МАРТА - 30 АПРЕЛЯ 2021

С 29 МАРТА по 30 АПРЕЛЯ 2021 в ХМАО-Югре проходил КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА", участие в к...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...