Процент как источник прибыли
методическая разработка по математике (9 класс) на тему

Иванова Виктория Владимировна
Курс «Проценты как источник прибыли» направлен на достижение, в первую очередь, интеллектуального развития ребенка, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsent_kak_istochnik_pribyli.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Институт повышения квалификации работников образования

кафедра физико-математических дисциплин и

методика их преподавания

Курс по выбору

для учащихся 9 класса

«Процент как источник прибыли»

Автор  курса

Иванова В.В.

учитель ВК

Красноярск

Пояснительная записка

       В правительственной стратегии модернизации образования ставится вопрос о достижении нового качества общего образования, связанного с готовностью и способностью молодых людей, оканчивающих школу, нести личностную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

       Курс «Проценты как источник прибыли» направлен на достижение, в первую очередь, интеллектуального развития ребенка, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

       Основное предназначение курса – выработать умение адаптироваться к условиям жизни:

- анализировать ситуацию;

- адекватно изменять организацию своей деятельности;

- владеть средствами коммуникации;

- добывать информацию и пользоваться ей.

       Курс рассчитан на 16-20 часов. Первый модуль «Введение в процентную экономику» (8 ч), второй модуль «Процент как источник прибыли» (8-12 ч). Предназначен курс для учащихся 8,9 классов.

       Курс вооружает учащихся системой умственных и практических приемов на фоне деятельностного поля. Поэтому доминантными формами учения являются поисково-исследовательская и проектная деятельности, которые представляются основным средством убеждения учащихся в справедливости определенных суждений, связанных с использованием процентов в экономике и получения новых фактов.

        Содержание развивается по спирали, при каждом подходе учащиеся возвращаются к процентам на новом уровне. Их знания пополняются, добавляются новые типы и приемы решения задач.

        Развитию интеллектуальной компетенции способствует многообразие текстовых задач, решаемых арифметическими и логическими приемами. Большую роль играет принцип моделирования в обучении решению задач. Приемы решения текстовых задач выступают как средство обучения способам рассуждений, анализу ситуаций, выбору стратегии решения задач, поиску необходимой информации.

       Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащихся знаний о процентах.

        Учащимся предоставляется поле для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности. Ученик может проявить инициативу в поиске необходимой информации, отбора информации, соотнесение с другими сведениями, полученных фактов, характеризующих использование математических знаний при создании проекта.

 Предполагаемый результат:

  • познакомятся с профессией бухгалтера, экономиста
  • смогут сопоставлять полученные факты с реальностью;
  •  при оформлении в банке вкладов или кредитов
  • при покупке товара в рассрочку и со скидкой
  • при выплати пени, налогов, страхование
  •  при отслеживание курса валют.

Учащиеся овладевают навыками:

  • Сбора и обработки информации;
  • Анализа, синтеза, выбора;
  • Пользования ИКТ

       По окончании курса учащиеся полуют сертификат, в котором указывается успешное окончание, исследовательская работа.

Цель:  

          Познакомить учащихся с банковским делом и начальными категориями экономики, через поисково- исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся о сферах применения процента.
  2. Убедить в практической необходимости владения различными стратегиями решения задач на проценты.
  3. Показать различные способы сбора  и обработки информации.
  4. Развивать умение учащихся ситуации анализа, синтеза, выбора.

   

Тематическое планирование

  1. Введение в процентную экономику. – 8 ч
  1. История процента. (1 ч)
  2. Проценты в диаграммах. (1 ч)
  3. Три основных действия с процентами. (2 ч)
  4. Элементы финансовой математики. (4 ч)

                              - проценты в повседневной жизни

                              - распродажа (повышение и понижение цен)

                              - тарифы, штрафы

                              - банковские операции

  1. Составление проекта (проектная деятельность). 8-12 ч
  1. Погружение в проект. (2 ч)
  2. Организация деятельности. (3 ч)
  3. Осуществление деятельности. (3-5 ч)
  4. Презентация. (2 ч)

Содержание курса

          I.  Введение в процентную экономику.

  1. Возникновение слова «процент», его употребление. Использование процента в старинных задачах.
  2. Виды диаграмм. Способы их построений. Перевод процентов на язык диаграмм.
  3. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождения процентного отношения чисел.
  4. Простой и сложный процентный рост. Банковские ставки. Уплата пени, налогов, штрафов. Покупка товаров в кредит, рассрочку. Решение задач на изменение цены товара.

II.Создание проекта.

  1. Знакомство с методами исследования: опрос, анализ, обработка данных, синтез.
  2. Различные подходы к выявлению проблемы.
  3. Выход на проект через организацию индивидуальной (групповой) деятельности по данной проблеме.
  4. Представление проекта.

Возможная тематика проектов


1.Прибыль от краткосрочных (долгосрочных)
  вкладов.
2.Пенсионный фонд-обеспечение старости?
3.Валютные вклады - устойчивая прибыль?
4. Кредит – кому он выгоден?

Литература

  1. Дорофеев  «Процентные вычисления»
  2. Алешина «Урок математики»
  3. Волович «Обыкновенные дроби. Проценты.»
  4. Журнал «Математика в школе» № 8 за 2002 год
  5. Газета «Математика в школе» № 20 за 2004 го

Приложение

Из истории процента.  Слово «процент» происходит от латинского procentum, что означает «на сотню». В Европе возникновение термина связывают с внедрением десятичной системой счисления в 15 веке. Употребление термина «процент» в качестве нормы русского языка начинается с конца 18 века.

  1. Купец торговал положенными в торг 100 рублями с убытком, так что оставшаяся сумма после первого года без 4/25 всего (начального) капитала, равна оставшийся сумме после двух лет. Спрашивается, поскольку он получал убытка от 100 руб в каждый год? (ответ: 80 или 20 руб)
  2. Отдан в ломбард капитал а под р процентов. Проценты сии в ломбард оставляются, причисляя их к капиталу, и сверх сего вносится еще ежегодно по в руб. Спрашивается, сколь велик капитал будет по истечении п лет? (ответ: к=1+р/100,   кп * а +в* кп-1     

                                            к-1

  1. Положим, например, что отдан в ломбард капитал из 10000 руб под 5 % и ежегодно еще вносится по 800 руб. После 12 лет сколь велик будет капитал? (ответ 30692 руб  26 коп)
  2. Магазином продано в 1 день 50 % поступившего товара, а во 2 день – 25 % остатка. Сколько % поступившего товара осталось непроданным? ( 37,5 %)
  3. В течении года завод дважды увеличивал выпуск продукции на один и тот же %.  Найдите этот %, если известно, что в начале года завод ежемесячно выпускал 600 изделий, а в конце года 726 изделий. (10 %)                                                                                                                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования налогооблагаемой прибыли организации, ее анализ.

Маркетинг отношений на рынке алкогольной продукции[Изоматериал] : холст, масло / Б. М. Кустодиев (1878-1927) ; Межрегион, Реклама товаров народного потребления: сопоставительный анализ стилевых анализ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «РАСЧЁТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПРИБЫЛИ) И ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ЕГО В УЧЕТЕ»

С целью реализации профессиональных навыков и творческих способностей студентов подготовлена методическая разработка урока игрового характера профессиональной направленности – «Расчёт финансово...

Приложение 12 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Расчёт и распределение прибыли

Приложение 12 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Расчёт и распределение прибыли...

Семинар для вновь прибывших педагогов "Фонетическая обработка речевого материала"

Семинар для вновь прибывших педагогов по теме "Фонетическая обработка речевого материала"...

План работы наставника с вновь прибывшими воспитателями на 2015-2016 учебный год

План работы наставника  с вновь прибывшими воспитателями ...

Приказ об итогах проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодых специалистов и вновь прибывших учителей 23.10.2015

Приказ об итогах проведения мониторинга качества подготовки ипроведения уроков молодых специалистов ивновь прибывших учителей...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ ДЕТИ-СИРОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Цель консультирования – знакомство со студентами нового набора, сбор первичной информации об их социальном благополучии.Задачи консультирования:- расположить студентов – первокурсников к общению и дал...