Открытый урок на тему: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
материал по математике (9 класс) на тему

Ооржак Татьяна Дамчай-ооловна

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc92 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx945.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Цели урока:

1. Образовательные: обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; совершенствовать навыки решения задач на применение теории подобных треугольников.

2. Развивающие: обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий; развитие математического кругозора и творчества, мышления и речи, внимания и памяти.

3. Воспитательные: воспитывать культуру общения в микрогруппе; воспитывать умения принимать решения и нести за них ответственность.

Задачи урока:

  • Обобщить понятия среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков.
  • Рассмотреть задачу о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике: свойства, высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла.
  • Закрепить полученные знания в процессах решения задач.

Применяемые методы: групповая работа, фронтальная работа.

Эпиграф урока:

 Математика самый короткий путь к самостоятельному мышлению.

 В. Каберин.

Тип урока: урок практикум.

Ход урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока. Слайд №1,2.
  2. Проверка теоретических знаний учащихся. Теоретический опрос – работают I и II группы.
  1. Среди задач по планиметрии особое место в вариантах ОГЭ И ЕГЭ занимают задачи на клетчатой бумаге. Клетки в таких задачах, выполняют роль линейки: посчитав по клеткам необходимые длины и используя известные геометрические факты и свойства, можно быстро получить ответ на вопрос задачи. Слайд №3, 4.
  2. III  группа. Один ученик работает у доски- третий ряд вместе решают.  Слайд №5,6,7.

III. Повторение основных положений теорий по данной теме.

Из вершины С прямого угла треугольника АВС проведена высота СH, где точка Н – основание высоты СН. СН – разделила гипотенузу АВ треугольника на два отрезка: ВС=а, АС=в, АВ=с, АН =вс, ВН=ас.  Наиболее важными являются следующие шесть соотношений: 1. с=асс; 2. с222; 3. а2=с∙ас; 4. в2=с∙вс; 5. h=√ас∙вс; 6. h=ав/с.

IV. Проверка ЗУН по теме урока (из каждой группы по одному человеку к доске, остальные решают на месте).

Первая группа №577 из учебника, задание 24 ОГЭ, задача №2.  Слайд №8.

Вторая группа №580 из учебника, задание 24 ОГЭ, задача №3. Слайд №8.

Третья группа задание 24 ОГЭ, задача №1,4. Слайд №8.

V. Обобщение решения задач о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.

Самостоятельная работа по вариантам.

  РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА  (1 вариант) ____________________________________________

                                     Фамилия имя

1. Тест по теме пропорциональные отрезки.

1 вариант

  1. Какие слова пропущены в фразе:

   «высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть  . . . . . . между отрезками, на которые гипотенуза делится высотой»?

  1. среднее арифметическое;

б) среднее пропорциональное;

в) среднее гармоническое;

  1. По данным рисунка найти высоту треугольника

а)

б)

в)

  1. Высота CD равна . . .
  1. 36

б) 6

в) 13

  1. Катет MN равен . . .

б)

в)

       

5. В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С проведена высота СН. Известно, что ВС=9, АС=12.

а) найдите длину высоты СН;         б) найдите ВН;      в) Найдите АН.

1

2

3

4

5

Кол-во верных ответов

оценка

     

 

  РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА   (2 вариант) _____________________________________________

                                                   Фамилия имя

1. Тест по теме пропорциональные отрезки.

2 вариант

    1. Какие слова пропущены в фразе:

   «катет прямоугольного треугольника есть  . . . . . . между гипотенузой  и отрезком гипотенузы, заключенным между катетом и высотой»?

  1. среднее арифметическое;

б) среднее пропорциональное;

в) среднее гармоническое;

  1. По данным рисунка найти высоту треугольника

а)

б)

в)

  1. Высота KH равна . . .
  1. 15

б)

в)

  1. Катет AB равен . . .
  1. 6

б) 13

в) 36

 

5. В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С проведена высота СН. Известно, что ВС=16, АС=12, угол С=90º.

1

2

3

4

5

 Кол-во верных ответов

оценка

     

 

а) Найдите длину высоты СН.              б) Найдите АН.        в) Найдите ВН.

Взаимопроверка ответов самостоятельной работы. Слайд №9.

VI. Итоги урока:

  1. Теоретический опрос;
  2. За решения теста все получают оценки.  

VII. Домашнее задание: пункт 65, № 581, 604.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Слайд 2

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки решения задач с использованием теории подобия; 2. Формировать навыки парной и групповой работы на уроке в процессе решения задач;

Слайд 3

Геометрия на клетчатой бумаге Задание 1 На клетчатой бумаге изображены два круга. Площадь внутреннего круга равна 9. Найдите площадь заштрихованной фигуры?

Слайд 4

Геометрия на клетчатой бумаге Задание 2 На клетчатой бумаге изображены два круга. Площадь внешнего круга равна 75. Найдите площадь заштрихованной фигуры?

Слайд 5

Задание 3 Во сколько раз увеличится площадь поверхности куба, если все его ребра увеличить в 17 раз ?

Слайд 6

Задание 4 I . Укажите номера верных утверждений: Все прямоугольные треугольники подобны между собой; В прямоугольном треугольнике угол, лежащий напротив катета, всегда острый; Треугольник со сторонами 7, 15, 20 прямоугольный;

Слайд 7

Задание 5 На гипотенузу АВ прямоугольного треугольника опушена высота СН, АН=4, ВН-36. Найдите длину высоты СН?

Слайд 8

Задание 24 Точка Н является основанием высоты ВН, опушенной из вершины прямого угла В треугольника АВС к гипотенузе АС. Найдите АС, если АВ=18, АН=8. В прямоугольном треугольнике А DC с прямым углом С известны катеты: АС=9, DC =40. Найдите медиану СМ этого треугольника. Катеты прямоугольного треугольника равны 5 и 12. найдите высоту проведенную к гипотенузе. Точка Н является основанием высоты, проведенной из вершины прямого угла С треугольника А D С к гипотенузе AD . Найдите АС, если АН =10, AD -90.

Слайд 9

Ответы Вариант 1 1. б 2. а 3. б 4. в 5. а) 7,2 б)5,4 в)9,6 Вариант 2 1. б 2. б 3. б 4. а 5. а) 9,6 б)7,2 в)12,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"

На изучение темы отводится мало часов, а на ЕГЭ в 11 классе с помощью этих формул задачи решаются быстро и легко....

презентация к уроку геометрии 8 класса по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике".

Данная презентация сопровождает урок по данной теме в виде квеста. Квест - поиск, решение задач для продвижения по сюжету.Так перед учащимися ставится задача обнаружения в прямоугольном треугольнике п...

Презентация для урока по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике". 8 класс.

Презентация содержить весь теоретический материала по данной теме. А также 2 задачи для закрепления....

Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»

Самостоятельная работа составлена из двух вариантов по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»...

Урок геометрии в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Урок геометрии в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"....

Урок по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"

Разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике" УМК Атанасян....

Презентация к уроку по геометрии "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"

Презентация к уроку по геометрии "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"...